Правительство позволило заказчикам требовать подтверждения опыта при госзакупках только госконтрактами

| статьи | печать

Существенные изменения1 внесены сразу в несколько постановлений правительства, касающихся независимых гарантий, требований к участникам закупки и оценке заявок на участие в госзакупке. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов прокомментировать основные поправки, которые требуют предельного внимания участников госзакупок.


1 Постановление Правительства РФ от 23.09.2024 № 1285 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Комментарий эксперта

Постановление внесло немалое число поправок, к основным из которых можно отнести следующие.

Закрепляется возможность для заказчиков ограничить подтверждение опыта при оценке заявок только контрактами по Закону № 44-ФЗ и договорами по Закону № 223-ФЗ. Данное положение, при возможном снижении конкуренции, может способствовать более объективному подтверждению опыта, исключению недостоверных договоров. Контрактная история отражается в ЕИС, и может быть легко проверена закупочной комиссией. В постановлении уточняется, что под договором строительного подряда, принимаемого в качестве опыта участника закупки, признается договор о строительстве, реконструкции, капремонте объекта капстроительства, а подтверждением опыта может быть не только смета на строительство объекта капстроительства, но и смета на капремонт, реконструкцию, снос такого объекта. Эти дополнения должны положить конец спорам о том, какие договоры и иные документы могут подтверждать квалификацию участников торгов, и исключить ограничительное толкование законодательства, а также позволят несколько расширить конкуренцию, увеличить число участников торгов.

Также усилены требования к таким, без преувеличения, стратегическим сферам, как закупка услуг общественного питания и закупка пищевых продуктов. Участники данных торгов будут обязаны подтверждать отсутствие у руководящего состава судимости за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ; нужно будет прикладывать справку), фактов привлечения руководящих лиц к административной ответственности по ст. 6.3, 6.5—6.7, 14.43, 14.44—14.46.2 КоАП РФ (достаточно задекларировать это в закупке), а также невключение в РНП. На наш взгляд, целью данных изменений является предотвращение ситуаций, когда в рамках закупок социального питания, например, может выясниться, что должностные лица участников привлекались к различной ответственности за подобные нарушения, ставящие под вопрос процессы организации питания.

Конкретизируется, что независимая гарантия вступает в силу, обязанности по договору предоставления независимой гарантии подлежат исполнению со дня заключения договора, с даты заключения контракта (договора) в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № ­223-ФЗ. Соответственно, и по этому вопросу споры между сторонами отношений по гарантиям и выдача гарантий с некорректным указанием сроков вступления их в силу могут прекратиться.

Комментарий эксперта

Одним из наиболее значимых изменений является закрепление в Правилах ведения реестра гарантий положения об ответственности гаранта и заказчика, сформировавшие соответствующую информацию в реестре, за неполноту, недостоверность информации, документов и сведений, подлежащих включению в реестр, за их несоответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании такой информации, документов и сведений.

Также важно, что теперь для оценки опыта заказчик сможет принимать только госконтракты по Закону № 44-ФЗ или договоры по Закону № 223-ФЗ.

Судебная практика по этому вопросу складывалась следующим образом. ВС РФ указал, что установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют. В частности, ВС РФ в определениях от 06.06.2022 № 309-ЭС22-462, от 14.07.2022 № 309-ЭС22-5256, от 14.07.2022 № 309-ЭС22-5255 указывал, что установление в качестве квалификационного критерия наличие опыта у участника конкурса в выполнении работ по государственным (муниципальным) контрактам приводит к нарушению принципа равноправия, ограничивает конкуренцию по отношению ко всем участникам открытого конкурса и свободный доступ к проводимым публичным процедурам, создает неравные условия и ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, у которых имеется опыт участия в исполнении исключительно государственных (муниципальных) контрактов.

В указанных делах ВС РФ занял сторону антимонопольного органа и указал, что действия заказчика в части установления требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявки исполненных участником закупки контрактов на выполнение работ исключительно в рамках Закона о контрактной системе нарушают требования ст. 8, ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

Как теперь будет складываться судебная практика, сказать сложно.