Особенности освобождения от уплаты госпошлин и отсрочки уплаты для бизнеса: последние законодательные изменения и судебная практика

| статьи | печать

Недавние повышения коснулись не только размеров судебных пошлин, но и пошлин при выдаче патентов. Вместе с тем изменения затронули и случаи предоставления льгот и освобождения от уплаты госпошлины. Какие изменения произошли при предоставлении льгот по госпошлине и патентным пошлинам для бизнеса — рассмотрим в материале, а также проанализируем актуальную судебную практику по вопросам отсрочки уплаты госпошлины.

Действующее налоговое законодательство содержит ряд «льготных» норм, призванных обеспечить доступ к правосудию и совершению юридически значимых действий, в зависимости от статуса заявителя и вида действия, за которым он обращается.

Прежде всего речь идет о льготах, предоставляемых по уплате государственной пошлины, а также о возможностях ее отсрочки (рассрочки) в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В статьях 333.35—333.39 НК РФ указано, что льготы могут предоставляться:

  • при обращении в суды: ВС РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, арбитражные суды;

  • при обращении за совершением нотариальных действий;

  • для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Кроме того, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 333.22 НК РФ.

Что изменилось в 2024 г. в отношении льгот по госпошлине?

Наверное, одним из главных событий 2024 г. стало внесение в налоговое законодательство поправок в отношении государственной пошлины (Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ). В частности, новый закон в значительной степени увеличил размер госпошлины, уплачиваемой при обращении в суды по гражданским, административным и арбитражным спорам.

Принятые поправки по госпошлине не затронули особо случаев и порядка освобождения от ее уплаты. Закон лишь дополнил новые категории лиц, которые освобождаются от ее уплаты.

Так, в арбитражных судах от уплаты государственной пошлины освободили граждан, в отношении которых введена процедура банкротства — по обособленным спорам, связанным с формированием конкурсной массы и кредиторов, по требованиям, подтвержденным вступившими в законную силу судебными актами при включении в реестр требований кредиторов.

Будет ли основанием для освобождения от уплаты госпошлины невозможность ее перевода в бюджет РФ из иностранного государства?

Иностранный гражданин, будучи за рубежом, обратился в СИП с иском о досрочном прекращении правовой охраны знака обслуживания на территории РФ и признания действий ответчика актом недобросовестной конкуренции (Определение СИП от 02.02.2024 по делу № СИП-81/2024).

Вместе с иском им было подано ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины. Истец мотивировал свое ходатайство существованием в иностранном государстве организационных и уголовно-правовых препятствий, связанных с осуществлением платежей в доход Российской Федерации, а также с ввозом наличных денежных средств на территорию Российской Федерации при пересечении государственной границы с указанным иностранным государством, в котором проживает истец.

Однако указанные доводы не убедили суд в связи с тем, что нормами налогового законодательства указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения истца от уплаты государственной пошлины. В своем ходатайстве истец не привел убедительных доводов о своем неудовлетворительном имущественном положении, затрудняющем либо исключающем уплату государственной пошлины, размер которой составлял 12 000 руб.

Суд также отметил, что перечисленные в ходатайстве обстоятельства, имеющие отношение к территории иностранного государства, не являются общеизвестными, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

В каких случаях возможно предоставление отсрочки уплаты госпошлины?

По общему правилу основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 102 АПК РФ).

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны при соблюдении ряда условий, предусмотренных ст. 64, 333.41 НК РФ, п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.97 № 6 (далее — Постановление № 6), приказа ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1134@.

В ходатайстве об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы (п. 4 Постановления № 6).

При этом «имущественное положение плательщика» может представлять собой оценочное понятие. Ведь заявитель должен указать не только свой социальный статус (пенсионер, безработный и т.д.), но должен предоставить и достаточные доказательства своего имущественного положения, не позволяющего единовременно уплатить государственную пошлину в требуемом размере.

В одном из дел ВС РФ отметил, что к документам, устанавливающим имущественное положение, относятся (Определение ВС РФ от 20.09.2024 № 310-ЭС24-20022 (1) по делу № А83-11680/2021):

  • подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты, включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны;

  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.


цитируем документ

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.


В другом деле ВС РФ установил наличие документов с учетом содержащихся в них сведений, в том числе об оборотах денежных средств, и особенностей статуса счетов при нахождении заявителя в стадии банкротства и удовлетворил ходатайство (Определение ВС РФ от 18.09.2024 по делу № А40-203807/2023).

К документам, устанавливающим имущественное положение заявителя, в частности, относятся справка из налогового органа об открытых расчетных и иных счетах, справки из банков об отсутствии денежных средств на данных счетах и об общей сумме задолженности заявителя перед иными лицами. Суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения (п. 4 постановления № 6).

Например, в одном из дел муниципальное унитарное предприятие обратилось в суд за выдачей приказа на взыскание задолженности и одновременно ходатайствовало об отсрочке уплаты госпошлины (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2024 по делу № 88-18416/2024).

Свое тяжелое финансовое положение предприятие мотивировало тем, что у него имеются неисполненные распоряжения по счетам, согласно которым очевиден факт отсутствия достаточного количества средств для оплаты госпошлины, и предоставило выписку операций по лицевому счету, согласно которой на счете предприятия отсутствуют денежные средства и имеется картотека неисполненных распоряжений по счетам. Суд оставил эти доказательства без надлежащей оценки.

Суд кассационной инстанции указал, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для предоставления истцу отсрочки по уплате государственной пошлины и возврате заявления о выдаче судебного приказа являлись преждевременными.

Некоторые основания для отказа в отсрочке уплаты госпошлины:

  • отсутствие достаточных документов, подтверждающих тяжелое имущественное положение заявителя. В одном из дел ВС РФ отметил, что общество, заявив ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины:

— документально не подтвердило, что его имущественное положение не позволяет уплатить государственную пошлину в установленном размере на момент предъявления иска в суд;

— не представлены надлежащие доказательства, которые могли бы свидетельствовать об имущественном положении заявителя (сведения об открытых (закрытых) банковских счетах и справки об остатках денежных средств на расчетных счетах) (Определение ВС РФ от 24.08.2023 № 301-ЭС23-14654 по делу № А39-46/2023).

В другом деле истец в обоснование заявленного ходатайства представил справку банка об остатке денежных средств на счете, справку о счетах, открытых в банке. Однако им не представлен подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны и справки банков об остатке денежных средств на счетах) (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2024 № Ф06-7423/2024 по делу № А57-16864/2023).

В силу ч. 1 ст. 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.

  • представлены неактуальные на дату подачи заявления (жалобы) документы.

Основанием для отказа в предоставлении отсрочки по уплате госпошлины может стать неактуальность представленных в обоснование ходатайства документов.

Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 25.08.2023 по делу № А63-684/2023, подтвердил, что документы, датированные ноябрем 2022 г. и январем 2023 г., не могут являться актуальными на момент подачи апелляционной жалобы в суд в июне 2023 г. Доказательства финансового положения лица, обращающегося с данным ходатайством, должны быть актуальны на дату подачи соответствующей жалобы, поскольку при рассмотрении такого ходатайства суд оценивает действительное финансовое положение лица на дату обращения его с апелляционной жалобой.

В Определении от 22.07.2016 по делу № 310-ЭС16-11084, А48-3145/2014 ВС РФ отказал в предоставлении отсрочки, так как представленная заявителем справка была получена более чем за месяц до дня направления кассационной жалобы в суд:


цитируем документ

Поэтому при рассмотрении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины суд лишен надлежащих сведений об истинном имущественном положении общества на день обращения, с которым законодательство связывает момент уплаты государственной пошлины. В течение срока, превышающего один месяц, обществом могли быть открыты банковские счета, на которые могли поступить денежные средства, достаточные для уплаты государственной пошлины и проведены различные банковские операции по счету.


Патентные пошлины: размер, порядок уплаты и предоставляемые льготы

Не секрет, что желающих зарегистрировать товарный знак (порой их в заявке несколько) не меньше, чем желающих обратиться в суд за защитой своих прав. Например, согласно годовому отчету Роспатента в 2023 г. было подано рекордное количество заявок на регистрацию товарного знака — 143 192 (на 27,8% больше, чем в 2022 г.), в 2022 г. — 112 041 заявка1.

Однако повышение размера государственных пошлин коснулось не только судебной системы, но и внесудебной, в частности, по обращениям в Роспатент. С 5 октября вступают в силу изменения в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий <…>, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 941 (постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2024 № 1278, далее — Постановление № 1278).

Согласно Постановлению № 1278 пошлины, предусмотренные подп. 1.23, 2.16—2.18, 3.5.1, 3.14.1 и 3.17 приложения № 1 к Положению, не взимаются в случае, если изменение сведений о заявителе (правообладателе), лицензиате, пользователе, залогодержателе по договору о распоряжении исключительным правом на РИД или на средство индивидуализации обусловлено требованиями законодательства.

При этом освобождается в ряде случаев от уплаты пошлин, предусмотренных подп. 1.1—1.3, 1.6, 1.8—1.10 и 1.17 приложения № 1 Положения, единственный автор, испрашивающий патент на свое имя, и коллектив авторов.

Право на уплату пошлин, предусмотренных подпунк­тами 1.1—1.3, 1.6, 1.8—1.10 и 1.17 приложения № 1 к Положению, в уменьшенном размере в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению предоставляется заявителю, являющемуся субъектом малого предпринимательства, либо образовательной организацией, имеющей государственную аккредитацию, либо научной организацией.

В Постановлении № 1278 приводятся и другие основания.

Таким образом, представляется, что повышение размера патентных пошлин и исключение 30% льготы за обращение в электронном виде также направлены на фильтрацию недобросовестных заявителей, испрашивающих правовую охрану своему объекту, действительность которой потом нередко становится предметом спора уже в судебных инстанциях.

Резюме

Итак, несмотря на стабильный в законодательном плане характер норм о предоставляемых льготах по уплате государственной пошлины (освобождение, отсрочки и рассрочки), на практике до сих пор возникают споры по поводу их применения. Если перечень лиц, освобожденных от уплаты госпошлины, четко указан в налоговом законодательстве, то возможность предоставления отсрочки (рассрочки) рассматривается в судебном порядке либо иным уполномоченным органом и зависит от их усмотрения и достаточности доказательств наличия у заявителя тяжелого имущественного положения.

Возможно, с учетом повышения размера госпошлин такой способ, как отсрочка (рассрочка), действительно станет более действенным. Вместе с тем на практике некоторые споры по поводу применения льгот вынуждены доходить до ВС РФ.


1 Годовой отчет за 2023 // https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/annual-report-2023-short-version.pdf



Принять к сведению

От уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии со ст. 27 АПК РФ, арбитражными судами, освобождаются (ч. 1 ст. 333.37 НК РФ) в том числе:

  • прокуроры и иные органы, обращающиеся в ВС РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

  • авторы РИД — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия);

  • граждане, в отношении которых введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, — по обособленным спорам, связанным с освобождением от обязательств перед кредиторами, формированием конкурсной массы и реестра требований кредиторов, в деле об их банкротстве;

  • кредиторы — по требованиям о включении в РТК в деле о банкротстве, если их требования подтверждены вступившими в законную силу судебными актами.