Большинство жителей российских городов-миллионников заметили, что стройматериалы подорожали, а каждый второй столкнулся с сокращением ассортимента, сообщила «Группа Ренессанс Страхование». Опрошенные «ЭЖ» эксперты объясняют ситуацию на рынке тем, что отечественные производители не могут закрыть потребности потребителей, и прогнозируют дальнейший рост цен.
Согласно исследованию, проведенному «Группой Ренессанс Страхование», большинство россиян хотели бы отремонтировать свое жилье, но из-за слишком высоких цен на ремонт и сужения ассортимента каждый второй может позволить себе проводить как крупные, так и небольшие ремонтные работы реже раза в пять лет.
Чаще других о значительном подорожании стройматериалов сообщали жители Москвы (62%), Казани (58%), Перми (57%), Ростова-на-Дону (53%) и Екатеринбурга (51%). Жители Новосибирска и Челябинска отмечали существенное подорожание стройматериалов в своих регионах чаще, чем в среднем по стране (48 и 44% соответственно против 42% в среднем по стране).
В Нижнем Новгороде, Омске, Краснодаре и Саратове таковых свыше трети (38%, 38%, 37% и 35% соответственно). В Санкт-Петербурге — треть. В Уфе и Самаре — более четверти (28%), в Волгограде и Воронеже — каждый четвертый (26 и 24%).
Свыше двух третей участников (69%) ремонтировали жилье последний раз пять лет назад, при том, что почти все они указали, что их недвижимость испытывает такую потребность в той или иной степени.
Это преимущественно жители Омской области (из числа респондентов из этого города последний раз делали ремонт пять и более лет назад 82%), Перми (78%), Екатеринбурга (77%), Нижнего Новгорода (73%), Уфы и Краснодара (по 72%).
Половина участников опроса (56%) одной из причин, по которой они до сих пор откладывают ремонт (вне зависимости от того, когда они делали его последний раз), назвали подорожание стройматериалов.
Цена имеет главное значение для жителей Москвы, которые, как уже говорилось, чаще других обращали внимание на подорожание материалов (51%), Казани (33%), Новосибирска (32%) и Омска (31%).
Многие также отмечают сложности с поиском необходимых строительных материалов: почти четверть (23%) сталкиваются с этим периодически, а каждый пятый (18%) — часто. Чаще других проблемы с доступностью отмечают москвичи (66%), казанцы (50%), жители Красноярска (46%), Перми (44%) и Ростова-на-Дону (40%).
Максим Тарасов, директор по продажам компании РОКВУЛ (производитель решений из каменной ваты), рассказал «ЭЖ», как за два года изменилась ситуация с поставками строительных материалов в России. После ввода весной 2022 г. первого пакета санкций зависимость от импортных поставок в строительной отрасли оценивалась от 10% в новостройках массового сегмента, до 30% — в комфорт-классе и более 50% — в элитном сегменте. По словам эксперта, на данный момент массовый сегмент практически на 100% состоит из отечественных материалов.
«Если рассматривать комфорт-класс и сегмент элитного жилья, то частично отделку и бытовую технику до сих пор перевозят из-за рубежа. Но количество импортных составляющих снижается. Отделочные материалы, которые раньше привозили из Италии и других стран, сейчас заменили на турецкие, китайские и российские продукты, которые, на мой взгляд, по качеству практически не уступают итальянским», — отметил М. Тарасов. Его слова подтверждают данные опроса россиян. Так, по результатам исследования компании РОКВУЛ, в 2023 г. 35% участников опроса стали отдавать предпочтение стройматериалам «с российской пропиской» — доля таких респондентов увеличилась в два раза за год.
Если в 2022 г. выбор в пользу местных марок строительных материалов делали только 17% россиян, то в 2023 г. — уже в два раза больше (35%). Также 10% вообще отказались от покупки иностранных стройматериалов (в 2022 г. таких радикальных взглядов придерживались 3% опрошенных). «При этом, на наш взгляд, комфортность проживания не пострадала. Со своей стороны можем отметить, что при покупке жилья и выборе отделочных материалов люди все чаще отдают предпочтение акустическому комфорту и безопасным материалам», — добавил М. Тарасов.
По его мнению, рынок строительных материалов сориентировался достаточно быстро после ухода иностранных компаний. «Не все получалось сначала, не хватало определенных строительных комплектующих и запчастей, отделочных материалов и бытовой техники, но в течение полугода на рынке были налажены новые связи, и основные проблемы удалось решить. Крупные предприятия, которые были достаточно давно локализованы, как правило, не испытывали проблем, — уточнил М. Тарасов. — Относительно нашей компании — практически 100% продукции, которую мы предлагали и предлагаем рынку, производится в России. Выпуск позиций, которые ранее ввозились из-за рубежа, был почти сразу налажен в нашей стране, и уже в течение года после основного оттока иностранных компаний из России нам удалось догнать показатели 2021 г.».
Эксперт считает, что на сегодняшний день отечественные производители строительных материалов имеют полный перечень локализованного продукта, достаточного для российского рынка. Эксперты РОКВУЛ ожидают, что в 2025 г. сроки реализации проектов со стороны девелоперов вырастут, что может повлечь за собой ослабление спроса.
Мнения других специалистов — в комментариях.