Минюст предлагает решить проблему скорости продажи имущества должников на торгах с помощью элементов «голландского аукциона»

| статьи | печать

С целью упрощения порядка проведения торгов Минюст предложил внести поправки1 в Закон об исполнительном производстве, реформирующие систему торгов. В частности, предлагается проводить сразу несколько этапов торгов за один день и заключать договор купли-продажи имущества по начальной продажной цене с единственным участником торгов, даже если они признаны несостоявшимися. Опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты оценили предложения положительно, обратив внимание на давно назревшую необходимость реформирования системы торгов.


1 ID проекта:151054.

Комментарий эксперта

Приятно отметить, что изменения, предлагаемые в закон об исполнительном производстве, идут в фарватере судебной практики. В частности, это относится к установленной обязанности по перечислению денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые в российской кредитной организации, или казначейские счета. Согласно пояснительной записке, это должно препятствовать выводу активов за рубеж.

Относительно недавно свои разъяснения по этому вопросу дал ВС РФ. В Определении от 27.05.2024 № 306-ЭС24-1663 он пояснил, что распределение денежных средств должно осуществляться именно на банковский счет взыскателя, открытого в российской кредитной организации. При этом реквизиты данного счета не могут быть заменены на соответствующий счет представителя взыскателя, и иное толкование норм п. 2.2 ст. З0 Закона об исполнительном производстве недопустимо. Представляется, что этот момент в той или иной форме тоже можно было бы добавить в законопроект.

Одной из ключевых новелл законопроекта является обновление порядка осуществления торгов. Фактически предлагаемые изменения вводят элементы классического «голландского аукциона», то есть некоего сплава классического аукциона и публичного предложения, в том виде как мы понимаем его в банкротном законодательстве. Суть заключается в том, что устанавливается начальная цена и начинаются торги на повышение.

Если есть предложения более высокой цены, то побеждает тот, кто предложит больше. При отсутствии предложений о покупке по начальной цене организатор сразу начинает последовательное понижение цены имущества на «шаг понижения» от начальной цены. В случае получения предложения о покупке имущества на одном из «шагов понижения» — торги автоматически превращаются в торги на повышение и побеждает тот, кто предложит бо́льшую цену.

Такие изменения, конечно, можно оценить позитивно, так как это значительно сэкономит время реализации имущества и поможет сформировать более объективную рыночную цену, что порой бывает непросто, особенно с низколиквидными активами. Не исключено, что успешная апробация «голландского аукциона» в исполнительном производстве может стать предвестником большой реформы торгов при проведении продажи имущества должников по делам о банкротстве.

В целом рассматриваемый законопроект направлен на реализацию обобщения практики применения уже ранее внесенных изменений федеральными законами от 21.12.2021 № 417-ФЗ и от 29.12.2022 № 624-ФЗ.

Комментарий эксперта

Реформирование системы торгов имуществом должников «назрело» и давно ожидалось добросовестными участниками оборота, поскольку в реальности не всегда удается получить предложение на повышение стартовой цены, из-за чего велико число вторичных торгов. От этого страдают интересы взыскателя, так как он может оставить имущество за собой только после признания вторичных торгов несостоявшимися.

В законопроекте предлагается идея объединения в рамках одной процедуры продажи имущества должника как торгов по правилам аукциона, так и редукциона. Торги с шагом на понижение предлагается проводить в ситуациях, когда в установленные сроки не поступило ни одного предложения о начальной цене лота.

По нашему мнению, новая процедура может исправить сложившуюся ситуацию. Она направлена не только на снижение количества повторных торгов, что позволит реализовывать имущество должника быстрее, но и предоставляет возможность продажи не самых ликвидных активов с меньшим, чем сейчас, дисконтом, например, в 5—10% вместо текущих 15%.

Кроме того, законопроектом фиксируется, что первоначальная цена имущества должника может быть уменьшена на 50% в рамках торгов с шагом на понижение. А это значительно больше актуальной «скидки» в 15% в ходе вторичных торгов.

Данное нововведение призвано частично решить проблему отсутствия интересантов в принятии участия в торгах, последствием которой в ряде случаев является необходимость взыскателю оставлять имущество за собой, что может быть не всегда ему выгодно. Существенно больший размер максимального снижения цены, очевидно, способен стать той самой «приманкой» для участников. В результате взыскатель получит хоть и в меньшем размере, но денежные средства, которые практически всегда более интересны и, в отличие от имущества, не требуют затрат на содержание и реализацию.

Комментарий эксперта

Минюст предлагает установить возможность приобретения арестованного имущества в течение часа по начальной цене, а при наличии предложений о покупке предусмотреть 30 минут для каждого шага на повышение цены. При отсутствии же предложений к покупке цена будет уменьшаться также каждые полчаса, но не более чем на 50% от изначальной.

Согласно законопроекту, величина снижения начальной цены имущества («шаг на понижение») устанавливается в размере не менее чем один процент и не более чем пять процентов начальной цены имущества. Победителем торгов на понижение будет признаваться участник, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге на понижение», при отсутствии предложений других участников. Победителем торгов на повышение признается участник торгов, предложивший наиболее высокую цену имущества должника, выставленного на торги.

Также увеличивается срок, в течение которого победитель должен заключить договор купли-продажи и оплатить имущество (с пяти до 10 календарных дней), по истечении указанного срока торги, как и ранее, будут признаны несостоявшимися.

По нашему мнению, такие изменения действительно позволят реализовывать имущество должников в более сжатые сроки, а значит дадут возможность взыскателю получить денежные средства быстрее, что немаловажно, поскольку скорость исполнения судебных актов пока не утешительная. Смешанный порядок торгов также позволит своевременно учитывать рыночные условия и объективно определять стоимость имущества.

Помимо новшеств в проведении торгов, законопроект предлагает и другие изменения. Так, дополнено новое основание, при котором срок для добровольного исполнения требований должником не устанавливается — по исполнительному документу об обращении имущества в доход государства. Из значимых изменений также можно отметить установление возможности для взыскателя на повторное предъявление исполнительного документа в форме электронного документа в случаях, установленных законом. Полагаем, что предложенные Минюстом меры должны повысить эффективность исполнительного производства.

Комментарий эксперта

Законодатель предлагает внести изменения в Закон об исполнительном производстве в части порядка проведения публичных торгов по реализации имущества должника.

В новом регулировании предлагается предусмотреть проведение нескольких этапов торгов в рамках одного дня, определенного в извещении, то есть сократить период процедуры торгов. Первый этап будет включать последовательное повышение участниками торгов начальной цены имущества, то есть «шаг на повышение». На данном этапе в первый час торгов один из участников должен заявить о приобретении имущества по начальной цене. Далее у участников появится возможность в течение каждых последующих 30 минут с момента очередного предложения цены повышать ее до момента, пока не истечет 30 минут с последнего предложения.

Если никто из участников не заявит о приобретении имущества по начальной цене, организатор торгов перейдет ко второму этапу — снижению цены, используя «шаг на понижение». По аналогии с повышением цены будет работать получасовой интервал получения предложений от участников. При этом организатор сможет последовательно снизить цену не больше, чем вполовину от начальной цены имущества.

Условный третий этап торгов наступит при возникновении ситуации, когда несколько участников подтвердили первоначальную цену предложения или одинаковую цену на одном из «шагов на понижение». В данном случае организатор вернется и снова начнет с первого этапа «игры» на повышение.

Нововведениями разрешается заключение договора купли — продажи имущества по начальной продажной цене с единственным участником торгов, несмотря на признание их несостоявшимися по причине принятия участия в торгах всего одним участником. По действующей норме ст. 92 это является безусловным основанием к проведению повторных торгов.

Предложенная редакция ст. 92 Закона об исполнительном производстве в принципе исключает назначение и проведение повторных торгов, кроме случая, когда следующий за победителем участник не заключил с организатором договор в десятидневный срок либо не оплатил полную стоимость имущества.

Предлагаемые изменения в Закон об исполнительном производстве существенно изменят существующий порядок проведения торгов, значительно ускорят и оптимизируют процесс пуб­личной реализации имущества должника, сократят срок проведения торгов с нескольких месяцев вплоть до одного дня. При этом судебный пристав-исполнитель получит эффективный рабочий инструмент для более быстрого исполнения возложенных на него обязанностей по реализации имущества должника.