Приятно отметить, что изменения, предлагаемые в закон об исполнительном производстве, идут в фарватере судебной практики. В частности, это относится к установленной обязанности по перечислению денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые в российской кредитной организации, или казначейские счета. Согласно пояснительной записке, это должно препятствовать выводу активов за рубеж.
Относительно недавно свои разъяснения по этому вопросу дал ВС РФ. В Определении от 27.05.2024 № 306-ЭС24-1663 он пояснил, что распределение денежных средств должно осуществляться именно на банковский счет взыскателя, открытого в российской кредитной организации. При этом реквизиты данного счета не могут быть заменены на соответствующий счет представителя взыскателя, и иное толкование норм п. 2.2 ст. З0 Закона об исполнительном производстве недопустимо. Представляется, что этот момент в той или иной форме тоже можно было бы добавить в законопроект.
Одной из ключевых новелл законопроекта является обновление порядка осуществления торгов. Фактически предлагаемые изменения вводят элементы классического «голландского аукциона», то есть некоего сплава классического аукциона и публичного предложения, в том виде как мы понимаем его в банкротном законодательстве. Суть заключается в том, что устанавливается начальная цена и начинаются торги на повышение.
Если есть предложения более высокой цены, то побеждает тот, кто предложит больше. При отсутствии предложений о покупке по начальной цене организатор сразу начинает последовательное понижение цены имущества на «шаг понижения» от начальной цены. В случае получения предложения о покупке имущества на одном из «шагов понижения» — торги автоматически превращаются в торги на повышение и побеждает тот, кто предложит бо́льшую цену.
Такие изменения, конечно, можно оценить позитивно, так как это значительно сэкономит время реализации имущества и поможет сформировать более объективную рыночную цену, что порой бывает непросто, особенно с низколиквидными активами. Не исключено, что успешная апробация «голландского аукциона» в исполнительном производстве может стать предвестником большой реформы торгов при проведении продажи имущества должников по делам о банкротстве.
В целом рассматриваемый законопроект направлен на реализацию обобщения практики применения уже ранее внесенных изменений федеральными законами от 21.12.2021 № 417-ФЗ и от 29.12.2022 № 624-ФЗ.