Минфин России на своем сайте разместил основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг. Рассмотрим, какие меры налоговой политики запланированы на ближайшие годы в части налогового администрирования и ряда налогов.
Как указано в документе, изменения налоговой системы направлены на формирование стабильных и предсказуемых финансовых условий. При этом основные параметры налоговой системы будут зафиксированы до 2030 г.
Многие из запланированных на 2025—2027 гг. мер налоговой политики уже реализованы в виде законов (федеральные законы от 12.07.2024 № 176-ФЗ и от 08.08.2024 № 259-ФЗ, см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 27 и 30, 2024) и законопроектов (№ 727330-8, см. текущий номер «ЭЖ-Бухгалтер»). Поэтому на них мы останавливаться не будем, а рассмотрим лишь те меры, которые пока остаются планами.
Налоговое администрирование
В сфере налогового администрирования изменения планируются по нескольким направлениям.
Отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит
Будет происходить дальнейшее совершенствование института изменения сроков уплаты обязательных платежей. В частности, оптимизируют количество документов, представляемых для получения отсрочки или рассрочки по налогам, сократят количество обстоятельств, препятствующих предоставлению отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. Запланирована регламентация порядка согласования решений уполномоченных органов о предоставлении отсрочки или рассрочки с финансовыми органами субъектов РФ, доходы которых затрагиваются соответствующим решением. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита будет унифицирован. Вместо существующих сейчас сроков по разным основаниям (пять и 10 лет) установят единый 10-летний срок.
Чтобы рассрочку можно было получить быстрее, планируется отменить необходимость дожидаться вступления в силу решения по налоговой проверке для предоставления налогоплательщикам, чья задолженность выявлена по итогам такой проверки, возможности подачи заявления о предоставлении рассрочки по ее уплате. Кроме того, хотят расширить перечень налогов, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит по решению региона или муниципалитета, на федеральные налоги, являющиеся источниками доходов этих регионов и муниципалитетов.
Прогнозы
В целом вышеперечисленные изменения будут носить для налогоплательщиков положительный характер, поскольку они упрощают получение отсрочки (рассрочки) и расширяют сферу их применения.
Мероприятия налогового контроля
Планируется решить вопрос о возможности проведения выемки документов на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Проблема заключается в том, что, согласно п. 1 ст. 94 НК РФ, выемка документов проводится только в рамках выездной проверки. Однако на практике возникают ситуации, когда требуется произвести выемку на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Так, в постановлении от 10.04.2012 № 16282/11 ВАС РФ указал, что налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников документов после завершения налоговой проверки в случае, если налогоплательщиком представляются документы по требованию с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной выездной налоговой проверки, а при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов в соответствии со ст. 252 НК РФ необходимо исходить из реальности расходов, а также их документального подтверждения.
В целях исключения дальнейшего разночтения состава перечня дополнительных мероприятий налогового контроля, которые могут проводиться на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки, будет уточнено, что к таким мероприятиям также относится выемка документов.
Прогнозы
На наш взгляд, такое уточнение позволит снизить число споров с налоговиками, которые и сейчас производят выемку документов на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки, и суды их поддерживают (например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2012 по делу № А53-27001/2010 (Определением ВАС РФ от 17.05.2012 № ВАС-5533/12 отказано в передаче дела на пересмотр)).
Обжалование актов налогового органа
Будет вводиться экстерриториальный принцип обжалования актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц. То есть подать жалобу можно будет в любом налоговом органе. Сейчас жалоба подается через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются (п. 1 ст. 139 НК РФ). Это положительное изменение, упрощающее подачу жалобы.
В связи с участившимися случаями несогласия отдельных налогоплательщиков с практикой приостановления рассмотрения поданных ими жалоб по основаниям, предусмотренным НК РФ (до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции, в случае невозможности рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве и т.д.), хотят предоставить налогоплательщикам возможность обжаловать акт налогового органа, действие (бездействие) его должностных лиц в судебном порядке в отсутствие решения по поданной в вышестоящий налоговый орган жалобе в течение двух месяцев. На наш взгляд, данное нововведение ничего не даст налогоплательщикам и никак не ускорит рассмотрение жалобы. Ведь если ее рассмотрение приостановлено налоговиками по основаниям, предусмотренным НК РФ, вряд ли суд признает их действия незаконными и обяжет рассмотреть жалобу.
В рамках процедуры обжалования актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц планируется установление возможности проведения мероприятий налогового контроля, за исключением налоговых проверок, при рассмотрении вновь представленных налогоплательщиком документов, ранее не рассматривавшихся налоговыми органами. К сожалению, не уточняется, какие именно мероприятия налогового контроля будут проводиться. Возможно, речь будет идти об истребовании документов и информации у контрагентов, получении пояснений.
Прочие изменения
В целях снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков предполагается рассмотрение вопроса о целесообразности и возможности внедрения в налоговые правоотношения института предупреждения, который будет применяться вместо штрафа за отдельные налоговые правонарушения.
Налоговикам хотят дать возможность направлять ответ на обращение по разъяснению налогового законодательства по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившему в письменной форме. Сейчас действующие нормы не дают возможности на такие обращения предоставлять ответ в электронной форме.
Планируется уточнить положения ст. 59 НК РФ о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании. Так, в целях оптимизации работы налоговых органов будут установлены основания для признания задолженности умершего (признанного умершим) лица безнадежной к взысканию и ее списания, в случае отсутствия в течение трех лет наследников, с последующим ее восстановлением, если наследники объявляются. Также до трех лет будет уменьшен существующий пятилетний срок для признания задолженности лица безнадежной к взысканию и ее списания в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа, который исчисляется с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.
В целях устранения споров в правоприменительной практике планируется установить основания для формирования сальдо ЕНС реорганизованного лица с даты его создания в форме реорганизации, с учетом данных о сальдо реорганизованных лиц — предшественников.
Для уменьшения риска необоснованных посягательств государства на имущество граждан предполагается рассмотрение возможности (по решению налогового органа) приостановления процедуры взыскания задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в случае подачи ими жалобы на акт налогового органа, послуживший основанием для возникновения взыскиваемой задолженности.
В целях гармонизации имеющихся у налоговых органов сведений о физических лицах и оптимизации работы государственных органов, связанной с учетом физических лиц в налоговых органах, хотят дать возможность использования сведений единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в целях учета физических лиц в налоговых органах.
НДФЛ
В части НДФЛ будет прорабатываться вопрос совершенствования механизма налогового агентирования. В частности, хотят установить необходимость исчисления и удержания НДФЛ налоговым агентом в большинстве ситуаций с возможностью уменьшения суммы дохода на сумму расходов или предусмотренных имущественных вычетов, что позволит сократить административную нагрузку на физических лиц.
С учетом правоприменительной практики будут совершенствовать порядок учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями. Также будут уточнять порядок учета в целях налогообложения расходов при продаже имущества, стоимость которого при приобретении налогоплательщиком включалась в его налогооблагаемый доход.
Запланированы положительные для налогоплательщиков изменения. Так, хотят скорректировать порядок освобождения от НДФЛ компенсации работодателем проезда в отпуск и обратно своим работникам и членам их семей, работающих (проживающих) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Сейчас согласно п. 1 ст. 217 НК РФ для освобождения от налогообложения компенсации стоимости проезда неработающих членов семьи работника необходимо, чтобы они фактически проживали с работником. Это условие о совместном проживании членов семьи хотят снять. Еще одно положительное изменение — в перечень не облагаемых НДФЛ командировочных расходов планируется включить страховые взносы по программе добровольного медицинского страхования, необходимой для отправления сотрудника в командировку.
Предлагается установить, что при продаже имущества (имущественных прав) налогоплательщиками, не являющимися налоговыми резидентами РФ, соответствующие доходы могут уменьшаться на фактически произведенные налогоплательщиками и документально подтвержденные расходы на приобретение этого имущества (имущественных прав).
При переезде работника на работу в другую местность хотят освобождать от налогообложения установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ) осуществляемые работодателем выплаты на аренду жилых помещений в период обустройства работника в новой местности, но не более суммы выплат за три первых месяца.
Есть и негативные изменения. Так, при дарении ценных бумаг и производных финансовых инструментов доход в виде такого дара планируется освобождать от налогообложения, только если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками. Это сократит число лиц, которые смогут пользоваться льготой. Ведь сейчас доход в виде подаренных ценных бумаг (за исключением акций) и производных финансовых инструментов, полученный от физического лица, освобождается от налогообложения вне зависимости от родства дарителя и одаряемого.
Налог на прибыль организаций
Будет прорабатываться вопрос об установлении обязанности налогоплательщика, имеющего несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, производить уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта только через одно любое из таких обособленных подразделений.
Предлагается дать возможность учитывать дебиторскую задолженность, возникшую на основании решений судов, в составе сомнительных долгов. Это позволит компаниям чаще обращаться в суд за взысканием с контрагента упущенной выгоды (компенсации). Ведь сейчас подобная компенсация при положительном решении суда должна отражаться в составе налогооблагаемых доходов при небезусловном получении подобных средств, что является препятствием для организаций обращаться за судебной защитой своих прав.
Будет рассмотрен вопрос о распространении безналоговых последствий безвозмездного получения (передачи) имущества (имущественных прав), результатов работ (услуг), когда обязанность такого получения (передачи) предусмотрена не только законодательством РФ непосредственно, но и законодательством субъектов РФ и актами Правительства РФ в рамках соответствующих полномочий.
Планируется оценить предоставление возможности учета в составе безнадежных (сомнительных) долгов приобретенного по номиналу налогоплательщиком (новым гарантирующим поставщиком) права требования (к предыдущему гарантирующему поставщику) как условие осуществления деятельности (гарантирующего поставщика) в соответствии с законодательством РФ.
Имущественные налоги
Будет осуществлена проработка перехода к налогообложению недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении большинства объектов. И хотя сейчас такой переход представляется преждевременным, вопрос перехода к налогообложению недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости сохраняет свою актуальность на перспективу как один из ключевых этапов реформирования имущественного налогообложения.
Предусматривается поэтапное изменение порядка исчисления и уплаты транспортного и земельного налога организациями с возложением на налоговые органы обязанности по исчислению таких налогов (авансовых платежей по налогам) и отмене для налогоплательщиков-организаций обязанности по направлению уведомлений об исчисленных суммах налогов (авансовых платежей по налогам).
Спецрежимы
По УСН планируется уточнение:
-
определения «остаточная стоимость основных средств» в целях учета основных средств, которые подлежат амортизации;
-
состава расходов на приобретение и (или) создание нематериальных активов, на которые могут быть уменьшены доходы в случае осуществления достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера стоимости нематериальных активов;
-
состава расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», позволяющего учитывать в расходах страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
С 1 января 2026 г. планируется расширить географию применения АУСН на все субъекты РФ. А в целях расширения возможностей налоговых органов в администрировании АУСН предлагается закрепить возможность налоговиков осуществлять информационный обмен с операторами электронных площадок (маркетплейсы и т.д.) о полученных от налогоплательщиков суммах агентских вознаграждений, а также взаимозачетах встречных требований.