На протяжении последних двух лет бизнес вынужден постоянно подстраиваться под новые обстоятельства, находить новые нестандартные решения. Порой компаниям приходится придумывать и реализовывать разнообразные креативные договорные обвязки, казалось бы, на первый взгляд простых вопросов, решение которых раньше не требовало дополнительных разъяснений. Так происходит и в отношении контрактов ВЭД, а именно порядка платежей и возможности проведения зачета в рамках таких контрактов между резидентом и нерезидентом.
По общему правилу валютное законодательство прямо не запрещает проводить зачеты между резидентом и нерезидентом, однако в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — ФЗ № 173) предусмотрено правило репатриации. Частями 2, 4—8 ст. 19 ФЗ № 173 определен перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять валютную выручку на свои счета в уполномоченных банках или же признаются исполнившими обязанность по репатриации. В данном перечне указаны в том числе обязательства, вытекающие из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых контрактов, включенных в перечень разрешенных случаев проведения таких зачетов или замены обязательств нерезидентов новыми обязательствами, утвержденный Правительством РФ по согласованию с Центробанком России. Но до настоящего момента перечень таких случаев не определен.
В связи с введением санкционных ограничений в отношении юридических и физических лиц РФ и увеличением комплаенс-процедур иностранных банков в части платежей из/в РФ, а также в целом порой невозможности осуществления платежей по контрактам ВЭД, государством постепенно были сделаны послабления в отношении платежей по контрактам ВЭД.
Регулирующие указы по данному вопросу
28.02.2022 Указом Президента РФ № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» было установлено, что резиденты — участники внешнеэкономической деятельности обязаны осуществлять продажу иностранной валюты… в размере, определенном Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, в срок, установленный Советом директоров ЦБ РФ.
05.07.2022 Указом Президента РФ № 430 «О репатриации резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации» установлено, что требования ст. 19 ФЗ № 173 о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации исполняются в определенном, в силу п. 2 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79, размере, но не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже.
В период начиная с 10.06.2022 размер продажи валюты составил 0%1. Но важно отметить, что на крупных экспортеров ставка 0% не распространилась, они обязаны зачислять на свои счета в российских банках не менее 40% иностранной валюты, которую получили от продажи товаров/услуг за границей и продавать из этой суммы 90% на внутреннем рынке, но не менее 50% от контракта.
Перечень таких компаний утвержден Указом Президента РФ № 7712. Послабление для крупных экспортеров установлено постановлением Правительства РФ от 30.05.2024 № 725 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295» — если более 50% выручки экспортера поступает в рублях, выполнять требования о репатриации не нужно, при условии зачисления рублевых доходов на счета в уполномоченных банках.
В дальнейшем был издан Указ Президента РФ от 08.08.2022 № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями», о котором далее и пойдет речь. Так, в настоящее время требование о репатриации при осуществлении внешнеторговой деятельности для российских юридических лиц и резидентов — индивидуальных предпринимателей приостановлено до внесения изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (подпункт «б» п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 № 529). В данном случае в указе содержится широкое понятие «внешнеторговая деятельность», которое включает в себя деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью3.
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 № 529 для контрактов ВЭД предусмотрена возможность осуществления зачета требований между резидентами и нерезидентами, а также замена обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Исполнение резидентами своих обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед лицами недружественных иностранных государств без зачисления причитающегося лицу недружественного иностранного государства исполнения на счет типа «С», в том числе путем прекращения встречных требований зачетом, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых ЦБ РФ в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций либо Министерством финансов РФ по согласованию с ЦБ РФ в отношении других должников4. Прекращение обязательства резидента перед лицом недружественного иностранного государства в иных случаях допускается без получения соответствующего разрешения, предусмотренного пунктом 11 Указа № 95.
Возможность зачета также может быть предусмотрена временным порядком исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами5.
Таким образом, при предоставлении нерезидентам или возврате им займов российские компании:
-
не обязаны соблюдать требование о расчетах через счета в уполномоченных банках и переводы электронных денежных средств;
-
не обязаны зачислять полученную от нерезидентов инвалюту на счета в уполномоченных банках;
-
могут производить зачет требований к нерезидентам (обязательств перед ними), замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами. Такие сделки не должны противоречить иным указам президента. Кроме того, исключения может установить правительство.
1. Установление встречных требований между резидентом и нерезидентом (требования должны происходить из правоотношений по осуществлению внешнеторговой деятельности, и (или) из предоставления или возврата займов).
2. Подготовка актов сверки взаимных расчетов между сторонами (акты сверки взаимных расчетов должны быть указаны в качестве «основания возникновения задолженности» в тексте соглашения о зачете встречных требований, составлены от актуальной даты).
3. Подписание соглашения о зачете встречных требований с указанием валюты (при необходимости с учетом конвертации) (соглашение должно быть подписано с указанием всей недостающей информации по тексту Соглашения. Зачет может быть как полный, так и частичный).
4. Адресация документов в банк (после подписания соглашения о зачете встречных требований необходимо подготовить сопроводительное письмо в банк, содержащее в себе информацию об основаниях возникновения взаимной задолженности, сумму зачета, его разновидность (полный/частичный)). В банк также направляются сканы актов сверки взаимных расчетов и документы, из которых происходят отношения по оплате (внешнеторговые договоры, договоры займов с нерезидентом).
Что говорит судебная практика?
Дело от 12.11.2023 № А08-2268/2023 (АС Белгородской области):
«...В связи с расторжением Контракта, в соответствии с Дополнительным соглашением, обязательства поставщика по возврату аванса зачтены в счет компенсации понесенных расходов, в размере, согласованном сторонами при подписании соглашения, и считаются прекращенными с 28.09.2022. Контракт был расторгнут в установленном порядке, и обязанность поставщика по возврату аванса надлежащим образом прекращена...».
Дело от 27.06.2023 № А40-67418/2023 (АС города Москвы):
Определением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-175689/21 утверждено мировое соглашение между сторонами и произведен зачет задолженности. Таким образом, при утверждении мирового соглашения судом задолженность была погашена. Суд считает, что применительно к ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ административный орган не доказал, какие конкретные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, общество не приняло.
Дело от 31.07.2023 № А40-67404/2023 (АС Московского округа):
Со ссылкой на подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 № 529 суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что данный правовой акт отменяет требование о репатриации иностранной и российской валюты резидентами, и, следовательно, административную ответственность за нарушение таких требований.
Дело от 19.01.2023 № А60-5671/2022 (АС Уральского округа):
Довод таможенного органа о том, что приведенные положения подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 № 529 распространяется исключительно на те случаи, когда нерезидент и его счета открыты в банках США и примкнувших к ним иностранных государств, отклоняется, поскольку из текста названного нормативного акта напрямую указанный вывод не следует.
Кроме того, суд учитывает, что целью принятия названного Указа Президента РФ является защита экономики в целом, а также поддержка российских участников экономической деятельности не только от незаконного воздействия со стороны недружественных государств, но и от необоснованных ограничений при осуществлении своей деятельности.
Разберем также судебную практику о недействительности сделки, совершенной с нарушением требований закона (обход санкций), и взыскание денежных средств в доход государства).
Дело от 04.04.2023 № А41-6043/2024 (АС Московской области):
Между заемщиком (резидент РФ, далее — компания А), и кредитором-нерезидентом из недружественной юрисдикции заключено соглашение о кредитной линии. Впоследствии компания А заключила договор поставки с покупателем (резидент РФ) на поставку потребительских товаров. По поручению компании А покупатель перечислил денежные средства за приобретенные товары в адрес кредитора (платеж в пользу третьего лица) в счет погашения займа. Спорная сделка представляет собой платеж в пользу кредитора в Юникредит Банк Австрия и Райффайзенбанк Интернейшнл АГ, по поручению компании А. Компания А не предоставила доказательств невозможности самостоятельного принятия исполнения от покупателя по договору поставки. Не представлено доказательств того, что у компании А не имелось возможности погашения задолженности перед иностранным заемщиком в порядке, предусмотренном Указом № 95, а именно с использованием счета типа «С».
Совершенная в обход действующих ограничений с целью вывода денежных средств сделка направлена на несоблюдение российского правопорядка в сфере экономики, вступление в противоречие с публичными интересами государства, создание препятствий в обеспечении безопасности государства, противоречит основам правопорядка, что предопределяет возможность применения к такой сделке специальных последствий, предусмотренных ст. 169 ГК РФ.
Все полученное по такой сделке подлежит взысканию в доход РФ (12 922 136 942, 45 руб.).
Проверка включения в перечень экспортеров
Указанная проверка касается крупнейших экспортеров по Указу Президента РФ № 771:
-
Минэкономразвития России уполномочено уведомлять компании-экспортеры в случаях их включения в перечень в трехдневный срок путем направления официального уведомления по адресу регистрации компании;
-
если такое уведомление компанией не получено, но вы предполагаете возможность ее включения в перечень, можно самостоятельно в электронной форме направить запрос на получение информации от Минэкономразвития.
Принять к сведению
Порядок запроса
1. На официальном сайте Минэкономразвития выберите раздел «Обращения граждан» => «Отправить электронное обращение».
2. Сформируйте запрос о предоставлении информации по включению в перечень, указав наименование, ОГРН и ИНН компании.
3. Подайте запрос от имени лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
4. Укажите электронную почту, на которую желаете получить ответ на Ваш запрос.
1 См.: Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 09.06.2022 № 61.
2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 11.10. 2023 № 771 «Об обязательной продаже иностранной валюты некоторыми российскими экспортерами, постановление Правительства РФ от 12.10.2023 № 1681 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11.10. 2023 № 771».
3 См.: статья 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
4 См.: Официальное разъяснение Банка России от 22.03.2024 № 1-ОР «О разъяснении порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 № 95».
5 См.: Указ Президента РФ от 04.05.2022 № 254; Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2022 № 179.