Премия за активность. Бизнесу предстоит побороться за преференции

| статьи | печать

Каждый рубль софинансирования проектов со стороны государства должен соответствовать аналогичной активности бизнеса. Такие предложения были внесены при доработке законопроекта об Особых экономических зонах, которые были сформированы в диалоге с регионами и резидентами ОЭЗ.

На сессии Международного форума ОЭЗ-2024, проходящего в Дубне 3—4 октября, директор Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Министерства финансов РФ Денис Борисов рассказал о трех предложениях по доработке законопроекта об ОЭЗ, которые были сформированы в диалоге с регионами и резидентами ОЭЗ.

«Каждый рубль софинансирования проектов со стороны государства должен соответствовать аналогичной активности бизнеса. Поэтому первое, что мы предлагаем, — увязать возможность получения и размер льгот для любого префрежима, включая ОЭЗ, с величиной капекса (прим. Капитальные затраты, расходы по инвестиционной деятельности предприятия) аналогично тому, как это действует сейчас по РИПам. При этом для некапиталоемких отраслей такие ограничения вводиться не будут», — отметил Д. Борисов.

Государственные меры поддержки бизнеса (как налоговые, так и неналоговые), работающего в режиме ОЭЗ, составляют около 50 млрд руб. в год. Для оценки эффективности и целевого использования предоставляемых льгот Минфин проводит ежегодный анализ по каждому преференциальному налоговому режиму, включая ОЭЗы.

«Проведя анализ, мы увидели, что на практике встречаются ситуации, когда резиденты продолжают получать льготы, не выполняя взятых на себя обязательств в полном объеме. Это, на наш взгляд, несправедливо, поэтому наше второе предложение — увязать выполнение тех обязательств, которые на себя брали резиденты при заключении соглашений, с возможностью получения налоговых льгот», — сказал Д. Борисов. Он также добавил, что у резидентов останется возможность перезаключить соглашение при изменении объективных обстоятельств, например, ценовой конъюнктуры.

«Третье предложение — взаимоувязать возможность получения льгот со сдачей финансовой отчетности, потому что без нее зачастую сложно понять, что происходит в компаниях и как они функционируют. Мы сейчас действительно хотим внести некоторые точечные корректировки, в частности, ввести принцип „двух ключей“, чтобы дать регионам возможность участвовать в принятии решений по тем показателям, которые должны мониториться», — заключил Д. Борисов.

Комментарий эксперта

Позиция Минфина понятна и совершенно справедлива только в одном направлении — любой префрежим, включая ОЭЗ, должен достигать конкретных целей и решать поставленные задачи, а не быть инструментом недобросовестной конкуренции. Следует вспомнить, что изначально резидентство ОЭЗ предполагало соответствие одному очень здравому критерию, а именно — выпуск высокотехнологичных товаров или услуг, востребованных на мировом рынке. Вся остальная форма предложений является крайне дискуссионной.

Минфин не является ведомством, ответственным за экономический рост, и исходит из приоритета финансовой дисциплины и контроля в жестко обозначенных условиях, в то время как необходимые структурные изменения экономики требуют более сложных подходов, включающих серьезные изменения законодательства, как, например, это произошло в случае с налоговой реформой. Производство в стратегически важных наукоемких отраслях государство может финансировать и на 90%, в то время как на какие-то проекты вообще не тратить ничего, предлагая бизнесу заниматься ими самостоятельно.

Комментарий эксперта

Первый элемент предложенных инициатив — связать льготы с капитальными вложениями — это разумный ход, направленный на повышение эффективности использования государственных средств. Такое условие гарантирует, что льготы предоставляются наиболее перспективным проектам, способным генерировать значительные поступления в бюджет страны.

Второй аспект, связанный с выполнением резидентами своих обязательств, также заслуживает внимания. Возможность пересмотра соглашений в случае изменения объективных обстоятельств делает эти меры гибкими, адаптивными к экономическим реалиям, что, в свою очередь, повышает доверие бизнеса.

Предложение связать налоговые льготы с финансовой отчетностью подчеркнет транспарентность и подотчетность, что крайне важно для создания стабильной экономической среды. Принцип «двух ключей» укрепит региональную ответственность и позволит учитывать местные особенности при принятии решений.

Эти инициативы, по моему мнению, стимулируют инвесторов, а не отпугивают их. Они направлены на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, что в долгосрочной перспективе может привести к значительному увеличению объемов инвестиций.