Лотереи, букмекеры и тотализаторы. Какие сферы экономики растут быстрее других

| статьи | печать

В первой половине 2024 г. выручка российских крупных и средних предприятий нефтегазового сектора выросла год к году на 34,2%, до 38,3 трлн руб., в то время как денежные поступления несырьевых компаний показали рост в 19,5%, до 98,7 трлн руб., подсчитала аналитическая служба FinExpertiza. Эксперты рассмотрели, какие сферы растут опережающими темпами, подталкивая экономику вверх, а какие выпадают из общего тренда.

Совокупная выручка крупного и среднего бизнеса в первой половине 2024 г. составила 137 трлн руб., увеличившись относительно аналогичного периода 2023 г. на 25,9 трлн руб., или на 23,3%, следует из данных Росстата. Это выше показателей потребительской (7,7%) и промышленной (17,7%) инфляции.

Ненефтегазовый сегмент, удельный вес которого составил 72%, несколько сбавил темпы роста. Его выручка в первом полугодии выросла на 19,5% год к году, или на 16,1 трлн руб., до 98,7 трлн руб.

Нефтегазовый сектор нарастил денежный поток на 34,2%, или на 9,8 трлн руб., до 38,3 трлн руб. Если годом ранее его доля в совокупных оборотах бизнеса составляла менее 26%, то в нынешнем — увеличилась до 28%. По мнению аналитиков, такого значительного роста нефтегазовым предприятиям удалось добиться благодаря слабому рублю на фоне роста мировых цен на нефть.

Культура, спорт и развлечения — в лидерах роста

Максимальный рост корпоративной выручки эксперты зафиксировали в сфере культуры, спорта и развлечений — доходы этих компаний поднялась на 53,4%, до 363,5 млрд руб. Внутри этой макроотрасли рост оборотов продемонстрировали все сферы, но самый заметный — у организаторов лотерей, букмекерских контор и тотализаторов (+111,6%). Намного скромнее прибавила выручка у предприятий в области спорта, отдыха и развлечений (+19,9%), у деятелей творчества и искусств, организаторов концертных и театральных постановок), а также у библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (+12,1%).

Второе место по росту выручки у компаний, занимающихся административной деятельностью и оказывающих сопутствующие услуги бизнесу — их доходы выросли на 52,1%, до 1,3 трлн руб. Внутри этой макроотрасли получилось прибавить оборотов также всем сферам: вспомогательные услуги для предприятий (рост на 104,9%), кадровые агентства (+81,1%), туроператоры и турагентства (+34,9%), аренда и лизинг (+31,9%), охранные предприятия (+25,1%) и службы по клинингу и благоустройству территорий (+25%).

Замыкает тройку лидеров по росту доходов отрасль добычи полезных ископаемых (+35,3%, до 16,2 трлн руб.). Наибольший относительный рост выручки получили нефтегазодобывающие предприятия (+49%), добытчики металлических руд (+27%), добытчики прочих полезных ископаемых (+16,2%), сфера сопутствующих услуг (+13%). В то время как сокращение оборотов год к году фиксировалось среди предприятий по добыче угля (−19,2%).

Единственной макросферой, где годовая динамика выручки приняла отрицательное значение, стало здравоохранение и социальные услуги — ее обороты просели на 8,5%, до 1,4 трлн руб. Выручка непосредственно организаций здравоохранения, составляющая удельный вес в 98%, сократилась на 8,8%, при этом учреждения, оказывающие социальные услуги (с проживанием и без него), напротив, были более эффективны, увеличив свои доходы на 11,8%.

Государство не делает ставку на азартные игры

Бурным развитием отрасли азартных игр обеспокоены в госаппарате. Выступая на Российском форуме спорта и организатора азартных игр «Азартные игры: отчисления на спорт» замминистра финансов Иван Чебесков обратил внимание на то, что около 6 млн россиян ежегодно делают ставки и тратят на это порядка 1 трлн руб.

По словам чиновника, выручка от азартных игр демонстрирует существенный рост: в 2019 г. она составляла 210 млрд руб., а в 2023 г. достигла 1,2 трлн руб. «Нас, с одной стороны, радует, что есть поступления в бюджет, и они растут. Поступления на спорт, на государственные нужды, задачи, которые поставил президент. С другой стороны, конечно, охват участников в этих мероприятиях нас не может не беспокоить», — поделился И. Чебесков.

Говоря о подходе Минфина России в регулировании отрасли азартных игр, он отметил, что «как ни странно, задачи развивать азартные игры у Минфина нет. Подход заключается в установлении требований и ограничений к осуществлению деятельности по организации проведения азартных игр, направленных на защиту нравственности, прав и законных интересов граждан».

«Это не значит, что азартные игры нужно запрещать. Скорее это такая отрасль, которую нужно правильно регулировать, чтобы большая часть этого бизнеса была в белой легальной зоне. Необходимо минимизировали „черный“ бизнес, нелегальные онлайн-казино. По статистике, триллион двести рублей люди приносят в букмекерские конторы», — рассказал он. При этом представитель финансового ведомства отметил, что, возможно, столько же, а может быть, даже и больше, россияне тратят в нелегальных онлайн-казино, что можно только видеть предположительно через банковские операции.

В то же время замминистра считает, что нельзя перегибать с регулированием. «Если сильно изменить бизнес-модель таких компаний, то часть клиентов уйдет в „серую зону“, и мы не достигнем результатов регулирования, а наоборот, к сожалению, и денег не получим, и люди все равно будут страдать от тех же проблем», — пояснил он.

По мнению Минфина, необходимо призывать людей к большему пониманию того, что такое азартные игры, а также рассказывать гражданам о том, как можно с пользой вложить свои деньги.


Комментарий эксперта

Какие меры нужно принять, чтобы организовать эффективное регулирование отрасли азартных игр? Какой мировой опыт можно было бы перенять?

Легализация азартных игр — одна из любимых дилемм многих государств. Рассматривая вопрос о модели регулирования легализации казино и других подобных организаций, полезно посмотреть на опыт стран, где такой путь уже прошли. Если проанализировать те страны, где легализованы азартные игры, то мы обнаружим, что сфера, безусловно, подстегнула рост государственных доходов как источник налогов.

Тем не менее поскольку сфера достаточно часто граничит с нелегальными элементами, то требует тщательного регулирования. Интересен опыт Европейского союза и Республики Мальта. Мальта сейчас является крупнейшей «гаванью» для электронных казино. В государстве образовано отдельное ведомство, которое занимается выдачей лицензий и надзором за казино – Malta Gaming Authority.

Унифицированный Закон Мальты об азартных играх устанавливает следующие правила: азартные игры являются формой развлекательной индустрии, игрок самостоятельно может установить лимит на сумму и время дня для игры в казино. Также регламентом Европейского союза установлено, что при проигрыше лицо может обратиться за возвратом излишне проигранной суммы. Иногда такие споры доходят до суда. В этом смысле между Мальтой и ЕС развернулось противостояние, так как подобные судебные решения Мальта признавать и исполнять отказывается.

Поэтому при ответе на вопрос, какой метод регулирования азартной отрасли выбрать, какой опыт было бы полезно перенять, можно предложить следующие варианты: отнести азартную сферу к развлечениям, исходя из этого устанавливать лимиты затрат. Все суммы свыше лимитов или угрожающих финансовой стабильности конкретного лица (размер может определяться как в законодательном, так и в судебном порядке) будут возвращаться на счет игрока.