У заявителей появится альтернативный способ подачи обращений в арбитражный суд — через личный кабинет госуслуг

| статьи | печать

Сервис подачи обращений в электронном виде в суды общей юрисдикции через портал «Госуслуги» появился в марте 2024 г. Однако обратиться в арбитражный суд с помощью госуслуг до сих пор нельзя. Чтобы такая возможность появилась, Судебный департамент при ВС РФ подготовил проект поправок в порядок подачи документов в арбитражные суды через портал «Госуслуги», который устраняет этот пробел (ID проекта: 151184). Опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты положительно оценили предлагаемые нововведения и эффективность дальнейшей цифровизации судебного процесса.

Комментарий эксперта

С 1 января 2022 г. вступили в силу значительные изменения в процессуальные кодексы, направленные на совершенствование электронного документооборота в судопроизводстве, использование интернета, а также видео-конференц-связи для удаленного участия в судебных заседаниях (Федеральный закон от 30.12.2021 № 440-ФЗ).

Почти за три года их действия для участников судопроизводства стали будничными ознакомление с материалами дела онлайн, участие в судебном заседании посредством веб-конференции. При этом большинство судов технически организовали свою работу с учетом законодательных изменений.

И все-таки одно из изменений долгое время не реализовывалось на практике, а именно возможность подачи документов в суды через госуслуги. Только в марте этого года на портале «Госуслуги» заработал сервис, позволяющий обратиться в суды общей юрисдикции, а также в ВС РФ, в том числе и по арбитражным делам.

Однако для арбитражных судов этот сервис не заработал, хотя правовая база для этого существует с 2022 г. В связи с этим Судебный департамент подготовил проект изменений приказа от 28.12.2016 № 252, регулирующий порядок подачи в арбитражные суды документов в электронном виде (далее — Приказ).

Сам Приказ не претерпел каких-то кардинальных изменений. В нем указано, что документы в электронном виде могут быть поданы в арбитражный суд не только через уже ставшую привычной информационную систему «Мой арбитр», но и через личный кабинет на портале госуслуг. При этом сохраняется положение о том, что через личный кабинет представителя могут быть поданы документы в отношении одного и более представляемых им физических и (или) юридических лиц.

Новым является положение о том, что если лица, участвующие в деле, заявляют совместное ходатайство, например, об утверждении мирового соглашения, то подача такого обращения в суд в форме электронного образа документа может быть осуществлена одним из указанных лиц. Подача обращения в суд отдельно каждому из указанных лиц из своего личного кабинета (кабинета представителя) не требуется. В настоящее время подобные ходатайства подаются от обеих сторон одновременно.

Требования к электронным образам документов оставлены без изменений (требования к формату, размеру, наименованию, цвету документа).

Помимо прочего, немного переработаны и дополнены основные понятия, используемые в целях подачи документов в электронном виде (например, добавлены определения простой и усиленной квалифицированной электронной подписи, информационной системы госуслуг и др.).

Оставлены без изменения и случаи, когда обращения в электронном виде подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (их семь; например, заявление об обеспечении иска).

Порядок заполнения формы обращения в личном кабинете путем указания реквизитов дела данных сторон остался прежним. Также в проекте Приказа указывается, что документы, подтверждающие статус обращающегося в суд лица, а также документы о высшем юридическом образовании могут быть представлены в форме электронных образов документов, заверенных простой или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы, либо в форме электронных документов.

Интересно, что если пользователь решит подать апелляционную или кассационную жалобу через портал «Госуслуги», то он должен самостоятельно приложить копии судебных актов к своей жалобе. Сервис «Мой арбитр» позволяет автоматически подгружать копии обжалуемых судебных актов.

В целом проект Приказа, регулирующий порядок подачи в арбитражные суды документов в электронном виде, стоит охарактеризовать положительно, так как он разработан с учетом законодательных изменений, касающихся развития электронного правосудия.

Закрепление технической возможности подачи документов в арбитражный суд через портал «Госуслуги» позволит повысить гарантии прав граждан и юридических лиц на судебную защиту. Однако сейчас сложно сказать, как сильно будет востребована подача документов в арбитражные суды именно через госуслуги при существующем сервисе «Мой арбитр», но я уверен, что такой способ подачи обязательно найдет своих пользователей и сервис будет успешно функционировать.

Комментарий эксперта

Проект предполагает обновление порядка подачи документов в электронном виде в арбитражные суды как через систему «Мой арбитр», так и через личный кабинет пользователя портала «Госуслуги». Для этого у владельца личного кабинета должна быть подтвержденная учетная запись.

Документы можно будет подать в суд как из личного кабинета подписанта документа, так и из личного кабинета лица, уполномоченного на их подачу в суд. Представителю к комплекту направляемых документов необходимо приложить документы, подтверждающие его полномочия (доверенность или иной документ) и статус (удостоверение адвоката; документ, подтверждающий наличие юридического образования или ученой степени по юридической специальности).

При этом представителем могут быть поданы документы в отношении нескольких представляемых им лиц, то есть число его доверителей (организации/ИП), чьи документы он направляет в суд через свой личный кабинет, не ограничено.

Направляемый документ (иск, заявление, ходатайство) должен быть оформлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), или в форме электронного образа документа в формате PDF (который можно заверить и простой электронной подписью).

Проект предусматривает исключение для некоторых видов документов. В обязательном порядке должны быть подписаны УКЭП, например, заявления об обеспечении: доказательств; иска; имущественных интересов; исполнения судебного акта и др.

Если в качестве заявителей выступают лица, заявляющие совместное ходатайство (например, об утверждении мирового соглашения, об отложении судебного заседания, о приостановлении производства по делу и иное), то направить его в суд будет достаточно от имени одного из заявителей.

По аналогии, если в качестве заявителей выступают лица, обратившиеся в суд с исковым заявлением, поданным в защиту прав и законных интересов группы лиц (коллективный иск), то подача такого иска может быть осуществлена одним из лиц, которому поручено ведение соответствующего дела в интересах группы лиц.

По нашему мнению, у заявителей появится новый способ для направления в электронном виде документов в арбитражные суды, что даст им возможность выбора удобного сервиса для использования и альтернативный способ подачи в случае возникновения технических проблем на одном из сервисов.

Комментарий эксперта

Сервис «Мой арбитр» для онлайн-подачи документов в арбитражные суды был разработан и интегрирован в «Электронное правосудие» в 2012 г., в результате чего подача документов в суд в электронной форме стала удобной и востребованной альтернативой бумажному документообороту.

Сейчас подача документов осуществляется через личный кабинет в системе «Мой арбитр», войти в который можно через «Электронное правосудие» или портал «Госуслуги».

Такой порядок закреплен ч. 7 ст. 4 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 № 440-ФЗ), в котором предусмотрена возможность подачи искового заявления, заявления, жалобы, представления и иных документов в электронном виде в суд посредством портала «Госуслуги», либо информационной системы, определенной ВС РФ, Судебным департаментом при ВС РФ, либо систем электронного документооборота участников арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Детально процедура подачи документов регламентирована приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 28.12.2016 № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа», где на текущий момент не указана возможность подачи документов в суд посредством портала «Госуслуги».

Опубликованный 1 октября 2024 г. проект призван устранить имеющиеся противоречия между фактически реализованной технической возможностью подачи документов через портал «Госуслуги» и нормативно закрепленным порядком.

Кроме возможности подачи документов с использованием подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги», проектом вносятся некоторые изменения и в сам порядок подачи документов, в частности, предусмотрена возможность подачи электронного образа документа, заверенного простой электронной подписью (ЭП) или УКЭП не только из личного кабинета, принадлежащего лицу, которое указано в тексте документа как лицо, его подписавшее, но и из личного кабинета лица, уполномоченного на подачу документа (представителя); обращение в суд в форме электронного документа может быть подписано УКЭП как лица, являющегося пользователем личного кабинета, так и лица, которое не является пользователем личного кабинета, из которого осуществляется подача обращения в суд.

Также из нововведений, вносимых проектом: в отношении физического лица необходимо указать один из идентификаторов личности: СНИЛС, ИНН, серию и номер документа, удостоверяющего личность, серию и номер водительского удостоверения. Сейчас указывается ИНН.

Добавлено правило о необходимости в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, подачи документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности.

Надо отметить, что проект содержит и другие изменения в процедуре онлайн-подачи документов, при этом большинство из них в текущий момент применяются пользователями. Фактически он призван устранить имеющиеся противоречия, неточности между действующим порядком подачи документов и АПК РФ.

Комментарий эксперта

Проект в большей степени направлен на создание возможности для участников судебного процесса осуществлять подачу документов в суд не только через систему «Мой арбитр», но и через портал «Госуслуги». Речь идет о подаче ходатайств и заявлений процессуального характера и о направлении в суд исковых заявлений, жалоб, представлений и т.п.

Подача обращений участниками судебного процесса и их представителями будет осуществляться через личный кабинет портала «Госуслуги».

Правом подачи в данном случае наделен как непосредственно участник судебного процесса, так и его представитель. При этом отдельно подчеркивается, что при подаче документов несколькими лицами (например, соистцами) достаточно подачи документа от одного лица. Аналогичное правило действует и при направлении исковых заявлений, поданных в защиту прав и законных интересов группы лиц.

В проекте уточняется, что документы, подтверждающие статус представителя, а также документы о высшем юридическом образовании представителя должны предоставляться в форме электронных образов, заверенных с помощью простой или квалифицированной электронной подписи (далее — ЭП).

В целом интересно, что проект направлен на усиление регламентации использования простых и квалифицированных ЭП. В частности, предлагается уточнить порядок заверения документов с помощью ЭП. Так, например, указано, что подаваемые в том числе через «Госуслуги» электронные документы должны быть подписаны квалифицированной ЭП, а электронные образы документа в формате PDF могут быть заверены простой ЭП.

Такой подход особенно актуален для подачи документов через «Госуслуги» на фоне участившегося неправомерного получения доступа к данным пользователей третьими лицами. Эти изменения говорят об увеличении степени контроля за процессом подписания документов, что, безусловно, направлено на поддержание определенного уровня безопасности и предсказуемости процесса подачи обращений. Однако эти требования в определенной мере могут усложнить техническую сторону подачи документов.

Внесение данных изменений в порядок подачи документов в арбитражные суды нацелено на дальнейшую цифровизацию судебного процесса и оптимизацию взаимодействия с его участниками, направлено на гибкость и удобство подачи документов гражданами и организациями, а также на повышение безопасности судопроизводства.

Для участников процесса эти изменения приведут к ускорению документооборота, уменьшению барьеров при подаче документов, а также к снижению нагрузки на суды благодаря использованию централизованных государственных платформ. Однако успешная реализация предложенных изменений потребует от участников судопроизводства дополнительных технических ресурсов и подготовки.