КС РФ высказался насчет исчисления десятидневного срока публикации сообщения о завершении конкурсного производства в ЕФРСБ

| статьи | печать

Обязанность арбитражного управляющего опубликовать в ЕФРСБ сообщение о завершении конкурсного производства должна быть исполнена им не позднее десяти дней с даты принятия судом соответствующего определения, а ее неисполнение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. К такому выводу пришел КС РФ в постановлении от 07.10.2024 № 44-П. «ЭЖ-Юрист» спросил у экспертов о значении данного вывода КС РФ для практики.

Комментарий эксперта

Арбитражный управляющий обратился в КС РФ с жалобой о проверке конституционности ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ во взаимосвязи с п. 6.1 ст. 28 и ст. 149 Закона о несостоятельности. Поводом для этого послужило разбирательство по вопросу привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ за размещение в ЕФРСБ отчета о результатах проведения конкурсного производства с нарушением десятидневного срока, предусмотренного п. 6.1 ст. 28 Закона о несостоятельности. Заявитель указывал на правовую неопределенность с моментом исчисления этого срока.

По существу вопроса КС РФ отметил следующее. Закон о несостоятельности действительно обязывает арбитражного управляющего в десятидневный срок опубликовать в ЕФРСБ определенные сведения, в том числе и отчет о завершении конкурсного производства.

С одной стороны, п. 4 ст. 149 Закона о несостоятельности прямо предусматривает, что конкурсное производство в отношении юридического лица считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ. Следовательно, с этой даты и надо исчислять десятидневный срок на публикацию отчета в ЕФРСБ.

Однако возможен и иной подход. ЕФРСБ необходим для оперативного информирования широкого круга лиц (а не только самих участников разбирательства) о ходе дела о банкротстве. Поэтому управляющий обязан опубликовать сведения о результатах конкурсного производства в течение десяти дней после принятия судом соответствующего определения, а не с момента записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. Это толкование также подкрепляется тем обстоятельством, что в соответствии с Законом о несостоятельности определения суда подлежат немедленному исполнению.

КС РФ указал, что в практике судов отмечаются оба подхода. Более того, КС РФ отметил отсутствие единства мнений и среди органов государственной власти, ответственных за принятие и подписание соответствующих норм закона. Так, представители палат Федерального Собрания в КС РФ высказали позицию о том, что десятидневный срок начинает течь с даты принятия определения о завершении банкротства. Представитель Президента РФ в КС РФ, наоборот, отстаивал точку зрения о том, что исчисление этого срока должно начинаться с даты записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.

КС РФ пришел к выводу о неприемлемости ситуации, когда одновременно допустимы два взаимоисключающих способа толкования. До устранения неопределенности суды должны исходить из того, что обязанность арбитражного управляющего опубликовать в ЕФРСБ сообщение о завершении конкурсного производства должна быть исполнена им не позднее десяти дней с даты принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства. Таким образом, КС РФ отдал предпочтение тому варианту толкования нормы, который опирается на цель правового регулирования — оперативное информирование неограниченного круга лиц о ходе дела о банкротстве.

Вместе с тем постановление касается достаточно узкой проблемы привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности за несвоевременную публикацию сведений о завершении конкурсного производства в ЕФРСБ. Поэтому непосредственный эффект от этого постановления заключается исключительно в снятии правовой неопределенности для аналогичных случаев.

Комментарий эксперта

Зачастую для управляющих ориентирами при исполнении технической части возложенных на них обязанностей — особенно если речь идет о публикации сведений в ЕФРСБ и сроках — становится судебная практика по ст. 14.13 КоАП РФ. Однако при применении п. 6.1 ст. 28 и п. 4 ст. 149 Закона о банкротстве на практике возникает вопрос о том, с какого момента исчислять 10-дневный срок — с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника или с момента вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

КС РФ отметил, что суды зачастую начинают отсчет срока с момента внесения записи в ЕГРЮЛ, что приводит к правовой неопределенности в делах о привлечении управляющих к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП РФ за несвоевременную публикацию отчета. Сославшись на судебную практику окружных и апелляционных судов, КС РФ отмечает, что данное истолкование оспариваемых законоположений не лишено разумных нормативных предпосылок.

Между тем системное и телеологическое толкование привело КС РФ к выводу о том, что если руководствоваться целями введения соответствующей обязанности арбитражного управляющего, состоящими в своевременном и регулярном обеспечении как лиц, участвующих в деле о банкротстве, так и третьих лиц достоверной информацией о движении дела о банкротстве и опираться на совокупный смысл п. 6.1 и 6.5 ст. 28 и ст. 149 Закона о банкротстве, можно допустить и иное их прочтение, согласно которому арбитражный управляющий обязан опубликовать в ЕФРСБ сведения о результатах процедуры конкурсного производства в течение 10 дней с момента принятия арбитражным судом подлежащего немедленному исполнению определения о завершении конкурсного производства.

Таким образом, КС РФ пришел к выводу о том, что допускаемая судами противоположная правоприменительная интерпретация спорных норм, где каждый из вариантов не лишен конституционного обоснования, не может быть устранена средствами толкования. Подобная ситуация свидетельствует не только о некорректном истолковании судами, но и о качестве соответствующих правовых норм, которые не могут быть признаны отвечающими конституционным критериям определенности правового регулирования.

В результате КС РФ указал на то, что до устранения законодательной неопределенности управляющие должны ориентироваться на толкование КС РФ и публиковать сведения в ЕФРСБ не позднее 10 дней с даты вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

При этом КС РФ подчеркнул со ссылкой на п. 14 Обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного суда РФ 06.12.2017, что не только неисполнение возложенной законом обязанности, но и ее исполнение с просрочкой является основанием для привлечения к административной ответственности. В этом смысле внесение ясности со стороны КС РФ является положительным для арбитражных управляющих.

Комментарий эксперта

Арбитражные управляющие несут административную ответственность за нарушение сроков публикации сообщений. КС РФ обратил внимание на разночтения в судебной практике по вопросу о том, с какой даты исчислять сроки для публикации сообщения при завершении конкурсного производства, и это представляется позитивным шагом.

В Постановлении КС РФ напомнил о своем же Постановлении от 21.07.2021 № 39-П, в котором уже отмечал, что неисполнение (нарушение) предусмотренных законодательством обязанностей (правил), если оно выступает единственным признаком объективной стороны административного правонарушения, подразумевает наступление административной ответственности не только за бездействие лица по исполнению возложенной на него обязанности, но и за ненадлежащее, в том числе несвоевременное, ее исполнение.

В этой части КС РФ разумно указал, что иной подход к применению указанной нормы позволял бы безнаказанно уклоняться от надлежащего исполнения в предписанный законом срок тех или иных требований (правил), в совокупности образующих обязанности.

КС РФ обратил внимание на сложившуюся в судебной практике неопределенность по этому вопросу — то есть поставленный заявителем вопрос действительно имеет место на практике. Также КС РФ акцентировал отсутствие единства мнений по этому вопросу и среди представителей государственных органов, наделенных полномочиями по принятию, одобрению, подписанию и обнародованию федеральных законов.