Проблемы ликвидации общества в порядке ст. 57 Закона об ООО: что говорит судебная практика

| статьи | печать

Несмотря на видимую простоту сама процедура ликвидации может быть сопряжена с рядом трудностей, связанных как с изменениями подходов к ее квалификации в условиях корпоративного конфликта, так и с особенностями возвращения денежных средств участнику после ликвидации общества. В материале рассмотрим подробнее правовое регулирование процедуры ликвидации и коллизии, возникающие на практике.

По общему правилу ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ст. 61 ГК РФ).

Оно может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В целом несмотря на видимую простоту сама процедура сталкивается с рядом практических проблем.

Особенности добровольной и принудительной формы ликвидации

Порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью закреплен в ст. 57 Закона об ООО, а также в ст. 63 ГК РФ. Выделяются добровольная и принудительная формы ликвидации.

При этом, если для осуществления регистрации ликвидации общества представлен ликвидационный баланс, не отражающий действительное имущественное положение ликвидируемого общества (наличие сведений о задолженности ввиду неисполнения договорных обязательств, взысканной судом), то есть налоговому органу представлены недостоверные сведения, то это расценивается как непредставление необходимых документов и является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.09.2023 № Ф10-4113/2023 по делу № А84-6517/2022, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.04.2022 № Ф02-1668/2022 по делу № А78-4568/2021).

Что касается принудительной ликвидации хозяйственного общества, то она проводится в следующих случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ):

  • признание процедуры ликвидации недействительной;

  • осуществление деятельности без необходимой лицензии или разрешения;

  • осуществление обществом запрещенной законом деятельности;

  • число участников в ООО превышает допустимый предел или размер активов меньше минимального размера уставного капитала (п. 1 ст. 88, п. 4 ст. 99 Закона об ООО);

  • предоставление недостоверных сведений об адресе местонахождения хозяйственного общества (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61).

Между тем в ситуации корпоративного конфликта:


цитируем документ

...когда уровень недоверия между участниками общества, владеющими равными его долями, достигает критической, с их точки зрения, отметки, при этом позиция ни одного из них не является заведомо неправомерной, может быть рассмотрен вопрос о возможности продолжения корпоративных отношений, результатом чего может стать принятие участниками решения о ликвидации общества либо принятие одним из участников решения о выходе из него с соответствую­щими правовыми последствиями, предусмотренными Законом об ООО и учредительными документами общества.

Определение ВС РФ от 08.10.2014 по делу № 306-ЭС14-14


При этом ликвидация юридического лица в качестве способа разрешения корпоративного конфликта возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юридического лица (исключение участника юридического лица, добровольный выход участника из состава участников юридического лица, избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.) исчерпаны или их применение невозможно (абз. 4 п. 29 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 2, 5 постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.07.2024 № Ф10-2875/2024 по делу № А35-8679/2023).

В то же время суд может отклонить доводы о том, что у общества отсутствует единоличный исполнительный орган, участники не могут до­гово­риться о кандидатуре единоличного исполнительного органа, деятельность общества убыточна, деятельность общества фактически не ведется, как необоснованные (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2024 № Ф06-5944/2024 по делу № А55-26015/2023, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.10.2023 № Ф04-5040/2023 по делу № А03-20542/2022 и пр.).

Принципы ликвидации в упрощенном порядке

Важно отметить развитие корпоративного законодательства в части упрощения процедуры ликвидации.

С 1 июля 2023 г. стал действовать упрощенный порядок с целью сокращения расходов на закрытие корпорации и увеличения мобильности предпринимательской среды (Федеральный закон от 13.06.2023 № 249-ФЗ).

В этом случае не должно быть недвижимого имущества, сведения об обществе должны быть включены в реестр малого и среднего предпринимательства, общество не платит НДС, нет кредиторских долгов, а также отсутствует запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Если корпорация соответствует вышеуказанным критериям, то проводится общее собрание участников для принятия решения о ликвидации юридического лица в связи с прекращением осуществления хозяйственной деятельности, далее направляется заявление № Р19001 в адрес регистрирующего органа, после публикуются сведения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (орган самостоятельно направляет информацию в Вестник государственной регистрации, Федресурс). По истечении 3 (трех) месяцев с момента опубликования вышеуказанных сведений (при отсутствии возражений со стороны третьих лиц) регистрирующий орган принимает решение об исключении корпорации из ЕГРЮЛ.

Также с 1 декабря 2024 г. вступит в силу возможность подачи заявления № Р19002 об отказе в проведении упрощенной процедуры ликвидации, если, допустим, учредители передумают закрывать корпорацию (приказ ФНС России от 22.04.2024 № ЕД-7-14/329@).

Все это говорит о том, что в настоящее время корпоративное законодательство изменяется в сторону принятия оперативных и гибких решений с учетом сегодняшней предпринимательской динамики при развитии цифровых технологий. Тем не менее при проведении процедуры ликвидации возникают проблемы, о которых мы поговорим далее.

Ликвидация иностранного хозяйственного общества

Актуально в настоящее время говорить о ликвидации хозяйственного общества с «недружественным» элементом. В этом случае, чтобы иностранные участники смогли закрыть бизнес в России посредством ликвидации общества, потребуется получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России (далее — Правкомиссия) (Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81; распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р).

Изначально в Указе Президента РФ от 08.09.2022 № 618 закреплено, что сделки, связанные с установлением, прекращением прав собственности на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, подлежат согласованию с Правкомиссией.

В целях применения Указа № 618 к сделкам (операциям), на осуществление (исполнение) которых необходимо разрешение Правительственной комиссии, относятся, в том числе1:

  • переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьему лицу;

  • приобретение обществом с ограниченной ответственностью доли в своем уставном капитале;

  • выход участника из общества с ограниченной ответственностью путем отчуждения своей доли обществу или требования приобретения обществом доли;

  • иные сделки (операции), влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью либо иных прав, позволяющих определять условия управления обществами с ограниченной ответственностью и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.

При этом процедура ликвидации в вышеупомянутом Указе не была отражена, как и в официальных разъяснениях Минфина России.

Кроме того, в рамках процедуры ликвидации происходит распределение оставшегося имущества между участниками (в случае отсутствия кредиторских требований), что подчеркивает факт прекращения владения имущественным комплексом и его последующим распоряжением после завершения процедуры ликвидации хозяйственного общества в пользу его участников. Данные обстоятельства могут также быть сопряжены с необходимостью соблюдения специальных нормативных актов.

Возвращение участникам ликвидируемого общества денежных средств, заблокированных на расчетном счете корпорации

Одной из актуальных проблем в настоящее время также являются сложности, возникающие при возвращении участникам ликвидируемого общества денежных средств, заблокированных на расчетном счете корпорации.

Следует отметить, что при таких обстоятельствах в судебной практике можно встретить несколько подходов.

В 2020 г. ВС РФ указал, что у истца возникает право на спорные денежные средства, исходя из того, что:

  • прекращен договор банковского счета с момента прекращения деятельности общества;

  • ликвидация общества произошла в добровольном порядке;

  • с момента ликвидации общества все денежные средства, находившиеся и (или) образовавшиеся (оставшиеся) на его расчетном счете после расчетов с кредиторами, принадлежат участникам общества;

  • истец является единственным участником общества и не является его кредитором;

  • процедура распределения обнаруженного имущества не подлежит применению к данным отношениям (Определение ВС РФ от 14.08.2020 № 304-ЭС20-10950 по делу № А45-28872/2019).

Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 06.06.2024 по делу № А40-238229/2023 указал, что:


цитируем документ

Следует различать основания возникновения права участника общества, в том числе права на получение в случае ликвидации общества части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость, и порядок реализации указанного права в процессе ликвидации общества и после ликвидации общества.


В этом случае факт распределения спорных денежных средств в ходе добровольной ликвидации общества может свидетельствовать о праве участника претендовать на данные денежные средства. При этом имущество должно быть распределено, в том числе выдано участнику в процессе ликвидации общества. В этом случае следует руководствоваться положениями п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, устанавливающего процедуру распределения обнаруженного обязательственного требования.

В постановлении от 14.06.2024 по делу № А27-10603/2023 Арбитражный суд Западно-Сибирского округа сослался на практику ВС РФ в определениях от 23.11.2023 № 306-ЭС23-12915, от 07.11.2023 № 301-ЭС23-12467, от 02.06.2022 № 305-ЭС21-28884:


цитируем документ

Следовательно, требования истцов к банку о перечислении денежных средств в размере <…> руб., оставшихся на счете общества, представляет собой обнаруженное обязательственное требование к кредитной организации и подлежит распределению в порядке пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ, а не путем предъявления иска к банку.


Более того, вполне обоснованным является применение процедуры обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, поскольку денежные средства также относятся к имуществу общества. Также суды указывают на то, что:


цитируем документ

Обязательства сторон по договору банковского счета, заключенному между банком и обществом, прекратились в соответствии со статьей 419 ГК РФ ликвидацией общества. В связи с тем, что прекратились обязательства сторон по договору банковского счета, оснований для перечисления денежных средств участнику общества на основании заявления у банка не имелось, истец не доказал факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 № 09АП-24580/2024 по делу № А40-252989/2023


Более того, у участников ликвидированного общества нет права самостоятельно обращаться с обязательственными требованиями юридического лица к его должникам (п. 41 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.06.2020 № 6).

В одном из дел общество заключило с банком договор банковского счета (Определение ВС РФ от 24.09.2024 № 309-ЭС24-4864 по делу № А07-5729/2023). Впоследствии единственный участник общества принял решение о добровольной ликвидации юридического лица, а также о назначении себя его ликвидатором и решение о распределении имущества ликвидируемого общества полностью в пользу его единственного участника пропорционально его доле, что составляет 100%.

Налоговый орган внес запись о прекращении деятельности общества в связи с его добровольной ликвидацией. Ликвидатор обратился в банк с заявлением о расторжении договора банковского счета и закрытии счета.

Между тем банк в одностороннем порядке закрыл счет общества и отнес находившиеся на его счете денежные средства на специальный счет доходов банка. Банк сообщил истцу о том, что так как договор закрыт ввиду исключения организации из ЕГРЮЛ, то он должен представить судебный акт о признании за ним права собственности на денежные средства, ранее находившиеся на счете.

ВС РФ отметил, что при обращении в банк за получением денежных средств, находившихся на банковском счете ликвидированного лица, участник должен представить документы, подтверждающие, что ему в рамках процедуры ликвидации переданы права на денежные средства в пределах суммы остатка (п. 4 ст. 845 ГК РФ).


цитируем документ

В то же время при реализации своего права в отношении третьих лиц участник ликвидированного юридического лица должен представить подтверждение того, какие именно индивидуально-определенные объекты имущества входят в объем его ликвидационной квоты — имеют соответствующие идентификационные признаки, учтены на ликвидационном балансе после осуществления расчетов с кредиторами и распределены в пользу участника в рамках процедуры ликвидации.


Иными словами, если в банк не был направлен акт ликвидатора, подтверждающий, что денежные средства были распределены в пользу единственного участника, то у него есть все основания не выдавать их, а требовать проведения процедуры распределения имущества ликвидированного юридического лица в порядке ст. 64 ГК РФ.

Таким образом, что касается денежных средств, находящихся на счетах после ликвидации общества, то их можно будет получить участникам ликвидированного хозяйственного общества после ликвидации при условии, если они докажут, что в банк была предоставлена исчерпывающая информация, подтверждающая, что денежные средства были распределены в пользу данных участников на основании акта ликвидатора (решения ликвидационной комиссии).


1 Пункт 10 письма Минфина России от 13.10.2022 № 05-06-14РМ/99138 «Официальные разъяснения № 1 по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 618».