Нужно ли в графике отпусков указывать конкретные даты начала и окончания отпуска?

| статьи | печать

Минтруд России в письме от 26.09.2024 № 14-6/ООГ-5659 высказал свою позицию по вопросу указания в графике отпусков конкретных календарных дат, которая расходится с мнением Роструда.

Условия и порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам регулируются главой 19 ТК РФ. Ею установлено, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Такой график отпусков обязателен как для работника, так и для работодателя (ст. 123 ТК РФ).

Специалисты трудового ведомства отметили, что Трудовой кодекс не регламентирует порядок указания времени предоставления работнику ежегодного оплачиваемого отпуска — с указанием конкретного числа месяца или с указанием лишь месяца предполагаемого отпуска. Апелляционная коллегия Верховного суда РФ в своем Определении от 06.02.2014 № АПЛ13-606 указала, что законодательство не содержит положения об обязательном указании в графике очередных отпусков конкретной календарной даты начала отпуска работника. Регулирование процесса предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков осуществляет работодатель, который составляет и утверждает график отпусков, своевременно предупреждает работника о времени начала и окончания отпуска.

Из сказанного Минтрудом России следует, что в графике отпусков необязательно указывать конкретные числа начала и окончания отпуска.

А вот у Роструда иное мнение на этот счет. В письме от 24.12.2020 № ПГ/59141-6-1 специалисты службы по труду и занятости указали следующее. Действующее законодательство не устанавливает обязанность работодателя указать в графике отпусков конкретную дату, тем не менее, на практике дата обычно указывается по причине регуляции процесса непрерывности деятельности организации и для удобства всех работников. Понятие «график» отпусков подразумевает указание в нем соответствующих периодов отпуска, период же, в свою очередь, подразумевает конкретные даты начала и окончания. Данные даты являются результатом согласования графика работником и работодателем. Если эти даты в месяце меняются по любым причинам, которые возникли у работника, он составляет заявление и согласовывает новые даты отпуска с работодателем. График отпусков в этом случае является документом, в ходе реализации которого в силу обоюдных договоренностей фактически могут вноситься изменения. При этом он является гарантом для обеих сторон в случае, если договоренности достичь не удается, — обе стороны придерживаются установленного графика отпусков. Поэтому целесообразно устанавливать в графике отпусков конкретный период в желаемом месяце использования работником своего права на отпуск и в случае изменений по желанию обеих сторон использовать для отпуска иной период месяца.

В письме от 16.08.2024 № ПГ/17241-6-1 эту позицию специалисты службы по труду и занятости еще раз подтвердили.

Анализ судебной практики показывает, что суды придерживаются позиции Роструда. Так, в решении Мокшанского районного суда Пензенской области от 05.04.2024 по делу № 2-14/2024 указано, что отсутствие в графике отпусков информации о времени начала отпуска нарушает права работников. У работников в подобных случаях нет возможности спланировать свой отдых. При этом суд сослался на разъяснения Роструда, данные в письме от 24.12.2020 № ПГ/59141-6-1, согласно которым в графике отпусков обязательно нужно указывать конкретные даты начала и окончания отпуска. О том, что отсутствие в графике отпусков конкретных дат является нарушением, сказано и в решениях Тверского областного суда от 22.06.2016 № 21-159/2016, суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.08.2013 № 7-155/20132.

Таким образом, несмотря на отсутствие в Трудовом кодексе положений, обязывающих работодателя в графике отпусков указывать конкретные даты начала и окончания отпуска, такие даты лучше указывать. Это позволить избежать споров как с работниками, так и с контролирующими органами. Ведь именно Роструд является органом, уполномоченным давать разъяснения по применению положений трудового законодательства.