Несырьевой экспорт с неэнергетическим акцентом

| статьи | печать
Несырьевой экспорт с неэнергетическим акцентом

Премьер-министр Михаил Мишустин рассказал о планах правительства в ближайшие годы акцентировать особое внимание на расширении несырьевого неэнергетического экспорта. Власти намерены поощрять и стимулировать работу в этом направлении. При этом Россия будет делать ставку на долгосрочное присутствие на рынках дружественных стран. Эксперты, в свою очередь, отмечают специфику этих рынков — как в плане самобытных особенностей, так и в платежеспособности.

Михаил Мишустин, выступая на форуме «Сделано в России», сообщил, что главный акцент правительство делает на стимулировании расширения торговли несырьевой неэнергетической продукцией. «Такая работа — помимо очевидных доходов для бизнеса и федерального бюджета — создает очень мощные стимулы для наших предприятий. Если хотите, подталкивает к развитию собственных компетенций в индустриях среднего и высокого передела», — сказал глава кабмина.

Обновленный нацпроект «Международная кооперация и экспорт», который взамен действующего планируется запустить в следующем году, предполагает, что до конца 2030 г. Россия увеличит на две трети объем несырьевого неэнергетического экспорта (по отношению к уровню 2023 г.) Это составит порядка 21,12 трлн руб. Также планируется нарастить поставки сельскохозяйственной продукции не менее, чем в 1,5 раза (по сравнению с 2021 г.) Их объем должен превысить 4,7 трлн руб.

Премьер-министр рассказал, что добиться этого предполагается, в первую очередь, продолжая выстраивать прочные связи с партнерами из дружественных государств. Он сообщил, что только за семь месяцев этого года поставки несырьевой неэнергетической продукции в такие страны выросли почти на 11%.

«Стратегический ориентир для нашей торговли — это страны глобального Юга. Это рынки будущего. Стагнация так называемых развитых экономик все равно привела бы к переориентации экспортных потоков. Санкции только подтолкнули к ускорению изменений. Эксперты оценивают, что за шесть лет этот макрорегион увеличит спрос почти на 400 трлн рублей», — отметил Мишустин, призвав российский бизнес осваивать эти рынки.

Комментарий эксперта

Мы видим большой потенциал в производстве продукции на экспорт, поэтому активно вкладываемся в развитие сопутствующей инфраструктуры.

Выход на новые самобытные рынки ставит перед российскими экспортерами новые задачи и требует оперативно реагировать на изменения. В первую очередь приходится погружаться в культуру страны, особенности которой влияют как на нормы ведения бизнеса и взаимоотношения с органами власти, так и на продуктовые предпочтения потребителей. Например, в Афганистане, одном из крупнейших импортеров муки, особое место в рационе занимают лепешки. И мы столкнулись с тем, что покупатели из этой страны в меньшей степени обращают внимание на сорт муки и ее различные качественные показатели. Для них самое важное — это белизна.

В 2023 г. структура экспорта сельхозпродукции была достаточно диверсифицирована и включала в себя такие направления, как масложировая, молочная и мясная продукция, рыба и морепродукты. Самым крупным по объему стал экспорт зерновых — 37%, при этом доля продукции переработки составила всего 19%. Но, учитывая непростую ситуацию на рынке зерна, есть все предпосылки для ее увеличения. Недавно Турция, являющаяся одним из ключевых импортеров российского зерна, до 15 октября закрыла свой рынок. Это связано с внутренней конъюнктурой: они собрали больше зерна, чем ожидали, и переходящие остатки оказались слишком высокими, что привело к перепроизводству. Это может отразиться на рентабельности данных культур.

Но, на мой взгляд, ситуация не станет критичной для производителей Юга, если закладывать в долгосрочную стратегию компании концепцию развития глубокой переработки сырья.

Комментарий эксперта

Сама постановка задачи без дополнительно оговоренных условий лишена всякого стратегического смысла. Каким образом нашей стране поможет достигнуть целей технологического лидерства продажа товаров низкой степени обработки по дешевым ценам?

При этом импортируем мы товары с высокой добавленной стоимостью, что вкупе с невыгодным обменным курсом приводит к неэквивалентному товарному обмену, то есть изъятию в пользу развитых стран технологической ренты. А реалии рыночной конъюнктуры сегодня таковы, что богатые западные рынки закрыты, развитые страны глобального Юга хотят покупать российские товары с большим дисконтом, а развивающиеся — в принципе не могут дорого платить. Так что рынок растущий, но кто растет на этом рынке и за чей счет?

Отдельно следует сказать и об экспорте товаров АПК. Рентабельность отрасли с господдержкой остается на низком уровне, а бенефициарами увеличивающихся экспортных объемов могут оказаться не сельскохозяйственные предприятия, а смежные отрасли, например транспортники. Что теоретически тоже допустимо, если таковой и является поставленная задача.