Недобросовестная конкуренция на маркетплейсах. Разберемся с видами недобросовестной конкуренции и как с ними бороться.
Негативные отзывы
Всегда возникает немой вопрос к конкурентам, которые тратят собственные деньги на негативные отзывы для конкурентов. Почему не использовать эти деньги на собственные положительные, например? Но мыслительные процессы некоторых предпринимателей очень нелогичны и непрофессиональны (предприниматель — это тоже работа, которая требует компетенции). Однако этот неприятный инструмент недобросовестной конкуренции существует до сих пор.
Что делать?
Во-первых, вам придется оперативно перекрыть их положительными отзывами. Поэтому всегда стимулируем покупателей оставлять отзывы (только не за деньги), следим за качеством упаковки, товара и другими факторами, которые могут как-то повлиять на мнение покупателя. То есть работаем с тем, что мы в состоянии контролировать. Во-вторых, связываемся с ТП маркетплейса и просим отследить фродный трафик, так и пишем: подозрительные отзывы с ноунэйм-аккаунтов примерно в один промежуток времени. Ну и третье, конечно же, грамотно обрабатываем этот негатив. Помним одно важное правило — мы пишем ответ не тому, кто написал отзыв, а будущему клиенту.
Самовыкупы
Этот способ недобросовестной конкуренции (правда, это еще и способ продвижения) существует до сих пор. Использование самовыкупов превращает бизнес на маркетплейсах в конкуренцию между бюджетами селлеров. Логично, что у кого бюджеты больше, тот и выиграет эту битву (но не всегда). Штрафы на «Вайлдберриз» за самовыкупы отменили, более того, их легализовали. Потому что маркетплейсам в целом какая разница, кто выкупает их товар? Клиент или сам поставщик? Они все равно на этом зарабатывают. Поэтому не ждите, что площадки сильно будут бороться с этим инструментом.
Что делать?
Самовыкупы на площадках — это необходимый инструмент продвижения, как минимум на первых этапах, чтобы сделать первый рейтинг карточки. Но для меня, как для профессионала, гораздо эффективнее и дешевле по итогу подключать инфлюенсеров. Отлично работает. Да, нужно поискать свою звездочку среди большого количества блогеров и тематических блогов. Но одно рекламное размещение выйдет вам по итогу дешевле. Плюс вы работаете и с узнаваемостью бренда. Это стратегически более эффективный способ.
Псевдожалобы «пользователей» на качество товара
Этот способ используют очень часто в категориях электроника, аксессуары, косметика. Потому что чаще всего там сидят продавцы без сертификатов, и конкуренты это знают. То есть прилетает жалоба на товар-контрафакт. Такие же жалобы могут прилететь и на товары, которые не подлежат обязательной сертификации. Однако, система все равно запросит у вас документы (на разных площадках отличается этот процесс проверки). Карточку могут заблокировать на время. Это, собственно, и нужно конкурентам.
Что делать?
Следить за наличием актуальной разрушительной документации. Сертификаты, декларации, отказные письма, КИЗы и т.д. Все это сразу делать и сразу же загружать на маркетплейсы. Также папка с этими документами должна быть собрана, чтобы можно было сразу отправить ее по запросу маркетплейса в случае какой-то жалобы. Торговля без разрешительных документов будет прокатывать до тех пор, пока вы маленький и незаметный селлер, но как только вы станете дышать в спину конкурентам или перегоните их, вам может прилететь жалоба. И логика «ща отобьюсь немного и куплю сертификаты» не сработает, потому что начало действия сертификата должно быть до момента старта продаж на маркетплейсе (читаем оферты).
Выкуп товара и отказ
Этот способ используют до сих пор на «Вайлдберриз», на других площадках есть похожая схема, разберу ее ниже. Конкурент заказывает ваш товар, желательно куда-нибудь во Владивосток, чтобы вы еще за логистику нормально заплатили. И не выкупает его. Что имеем? Имеем недоступный к заказу товар, который может долго лежать на ПВЗ, потом он зависнет еще и на складах Владивостока, а потом еще и снизится ваш внутренний рейтинг для алгоритмов из-за процента отказа. Такие заказы делают массово с подставных аккаунтов. Ваши позиции упали ниже, а конкурент включает в этот момент рекламу. Вуаля.
Что делать?
Ох, ребята, рабочего инструмента здесь нет. Ну то есть противостоять сложно. Можно только работать на понижение последствий. Получили отказы, сразу сделали выкупы, чтобы нивелировать и вернуть процент выкупов в норму.
Блокировка остатков товара
Конкурент заказывает все ваши остатки товара и начинает оформление товара, например, в рассрочку, но не оплачивает сразу. Товары попадают в резерв и становятся недоступны для других. Вы падаете в тот самый out of stock. Ваша карточка временно выпадает, а конкурент встает на ваше место.
Что делать?
Держать приличные остатки, отслеживать такие ситуации и вовремя ставить остаток по ФБС.
Демпинг
Чтобы не лицемерить, скажу так: демпинг как краткосрочный способ продвижения можно и порой нужно использовать, но как длительная стратегия — это дно. Тот, кто использует демпинг как основной способ конкурировать, не понимает, как устроен рынок. Не дает заработать ни себе, ни другим. Часто я вижу, как некоторые торгуют практически в ноль или с микроскопической прибылью и даже объемы не спасают.
Регистрация чужих ТМ
Я бы даже это назвала мошеннической схемой. То есть третьи лица (не обязательно ваши конкуренты), ищут поставщиков с незарегистрированными брендами, регистрируют их и требуют либо выкупить бренд, либо они подадут жалобу на авторское право и вам придется менять нейминг.
Что делать?
Регистрировать ТМ.
Я постаралась перечислить основные способы. К сожалению, не все предприниматели готовы работать честно и выдерживать конкуренцию. Но это не значит, что нужно играть по их правилам. Прикройте все свои слабые места и не надо отвечать им тем же. Лучше потратьте эти деньги и силы на ваше развитие. Недобросовестная конкуренция помогает на короткое время, но как длительная стратегия она не работает.