Экологический ПЭТруль. Упаковка теряет в цвете

| статьи | печать
Экологический ПЭТруль. Упаковка теряет в цвете

Бизнесу запретят использовать несколько видов одноразовой упаковки: больше нельзя будет производить и применять ПЭТ-бутылки для пищевой продукции (кроме бутылок лишь нескольких цветов), бутылки из многослойного пластика и этикетки из поливинилхлорида (кроме тех, которые усаживаются по форме тары под воздействием тепла). Опрошенные «ЭЖ» эксперты считают, что это никак не повлияет на картину в целом, а сама запретительная мера выглядит скорее как разминка перед более масштабными грядущими запретами.

С 1 сентября 2025 г. в России вступает в силу запрет на производство и использование определенных видов ПЭТ-продукции. Будут запрещены: ПЭТ-бутылки для пищевой продукции (кроме бутылок голубого, белого, зеленого и коричневого цветов, а также бесцветных); многослойные ПЭТ-бутылки; ПЭТ-упаковка с этикеткой из поливинилхлорида (как правило, это лента, которая оборачивается вокруг бутылки и крепится без клея). Исключение — термоусадочные этикетки.

Распоряжение подписано правительством, в документе отмечается, что запрещенные с 1 сентября следующего года виды пластика не подлежат переработке. Перечень продукции, которую будет запрещено производить и использовать, разработал Минпромторг России в рамках федерального закона «Об отходах производства и потребления». В ведомстве отмечают, что он подготовлен после длительных консультаций с производителями и потребителями упаковки, отраслевыми ассоциациями, анализа деятельности участников отрасли по обращению с отходами производства и потребления, оценки социально-экономической целесообразности, в том числе на предмет применения возможных альтернатив, которые не изменят потребительские свойства упаковки, сроки годности продукции, не увеличат ее стоимость и не приведут к чрезмерной нагрузке на отрасль.

Ожидается, что нововведения будут способствовать уменьшению потребления неутилизируемой и необрабатываемой ПЭТ-упаковки, переходу на использование экологичной упаковки, что позволит снизить нагрузку на полигоны размещения отходов и воздействие на окружающую среду в целом.

Не только экология

Объемы вторичной переработки, напротив, должны вырасти, как и качество вторсырья, рассчитывают в Минпромторге.

Предполагается, что запрет нескольких видов одноразовой упаковки не только позволит отрасли вторичной переработки увеличить объем извлекаемых и перерабатываемых ПЭТ-отходов, но и покажет реальное улучшение качества вторичного сырья из них. Это достигается отсутствием ПВХ-частиц, полиамидов из многослойной упаковки и других частиц, способствуя тем самым вовлечению качественного вторичного сырья в производство упаковки (полный замкнутый цикл).

Стоит отметить, что вопрос запрета на тару нестандартных цветов в бизнес-среде начали обсуждать сразу после разглашения идеи будущего постановления в прошлом году. Тогда большинство предпринимателей восприняли анонсируемое нововведение без энтузиазма. В «Союзнапитках» просили отложить запреты, в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) тогда пожаловались, что обсуждений проекта с заинтересованными компаниями практически не было. Там же заявляли о возможном подорожании и ухудшении потребительских качеств товаров. В то же время Ассоциация производителей и поставщиков в целом поддержала отказ от использования некоторых видов пластика, особенно цветных ПЭТ-бутылок и термоусадочной пленки.


К сведению

PET (E), или ПЭТ — полиэтилентерефталат. Его используют для производства тары для пищевых продуктов и напитков. В ПЭТ-упаковках продают воду, газированные напитки, соки. В нее разливают масла, косметику и бытовую химию.

ПЭТ легко узнать по выпуклой точке, а также по маркировке «1» на дне бутылки. Использовать такие емкости рекомендуется только один раз: при повторном использовании материал выделяет фталат — токсичное вещество, негативно влияющее на печень, почки, репродуктивные органы, эндокринную и нервную систему.

В целом ПЭТ-упаковка универсальна, а ее выпуск обходится относительно дешево. Проблемы возникают на этапе переработки.

Комментарий эксперта

На мой взгляд, это достаточно мягкая мера, которая учитывает в первую очередь потребности бизнеса, по крайней мере относительно полного запрета. Она не окажет ярко выраженного влияния на рынок, потому что касается только цветного ПЭТ — такие виды упаковки выпускает не так много российских заводов.

В целом запретительная мера выглядит, скорее, как разминка перед грядущими запретами, которые запланированы до 2027 г. Вот они могут затронуть действительно большой спектр видов упаковки. Речь идет, например, о многокомпонентной упаковке bag-in-box, гибкой вакуумной упаковке, дойпаках, флоупаках, многослойных тубах для зубной пасты, сетках для овощей и фруктов — всего около 17 товаров. Их выпускает множество компаний.

Бизнесу придется искать альтернативы, а это крайне непросто даже без учета санкционного воздействия. Не факт, что требуемые виды продукции, подходящей под законодательство, будут к 2027 г. выпускаться — на это нужно много времени, крупных финансовых ресурсов на разработку и модернизацию производств. И, безусловно, это повлечет за собой повышение цен для конечного потребителя.

Заменить же все вышеперечисленные виды упаковок планируется на однослойные и мономатериалы, то есть более простые для переработки. Безусловно, это довольно серьезный шаг в сторону заботы об экологии, но только такими мерами проблему с утилизацией ПЭТ и другой пластиковой упаковки не решить. Я убежден, что необходимо сначала фокусироваться на строительстве заводов по переработке, которые будут оснащены всем необходимым для ресайклинга.

Комментарий эксперта

К сожалению, запрет кабмина никак на ситуацию не повлияет. Кабмин перечисляет, что под запрет попадают бутылки из полиэтилентерефталата (ПЭТ) для пищевой промышленности всех цветов, кроме: бесцветного, голубого, зеленого, коричневого и белого. Однако никаких других цветов практически и не существует. Бывают, конечно, черные одноразовые ложки, например, но в отношении одноразовой посуды лучше запретить ее продажу целиком и полностью (временно оставив одноразовые стаканчики в кафе, хотя и эту культуру тоже необходимо менять).

Можно предположить, что мера кабмина ограничивает создание ПЭТ-бутылок других цветов в будущем, но вновь, это никак не влияет на картину в целом. Кроме того, это касается только пищевой промышленности, значит, изделия и тара из ПЭТ для непищевых отраслей может продолжать производиться любого цвета.

Запрет на смешение пластиков же можно только приветствовать. Вообще, не должно быть у тары более одного вида пластика. К примеру, если вы возьмете любую ПЭТ-бутылку и посмотрите на крышку, вы увидите, что крышка и кольцо сделаны из другого вида пластика — HDPE. Так не должно быть. Необходим принцип «Один товар — один вид пластика».

Запрет на термоусадочные пленки из ПВХ, вероятно, связан с токсичностью этого вида пластика при нагревании. Однако вновь мы видим исключения под общим названием «термоусадка», под которое попадают другие виды пластика, полиэтилен, полипропилен и полиолефин. Этикетки из этих пластиков точно так же придется отделять от бутылки, если мы хотим ее переработать. Но при этом возможный ущерб от ПВХ-этикеток крайне сомнителен, особенно учитывая, что пластиковые окна делаются из того же пластика, но ущерба здоровью это не наносит.

Многослойную тару типа Тетрапак, а также комбинации пластиков нужно либо запрещать, либо искать другие методы утилизации. Потому что разобрать их на компоненты невозможно, их можно только сжигать и добывать из этого процесса пользу, например электричество или тепло. Комбинированный пластик можно определить по букве «С» перед названием пластика, например С/PP — комбинированный полиэтилен с полипропиленом, он часто встречается в упаковке конфет, например. Сомнительно, когда есть фольга и бумага. Многослойный же ПЭТ, и тем более пластик 07, в пищевой промышленности не имеет смысла. Под 07 может даже подразумеваться поликарбонат, а он токсичен, и поэтому его используют только на улице (теплицы, кстати, под вопросом).

Существует миф о переработке пластика. Этот миф нужно разрушать. С одной стороны, все эти запреты не имели бы смысла в системе грамотной утилизации пластика, то есть его сжигания для получения электроэнергии или тепла. До тех пор, пока мы думаем, что переработка является жизнеспособной экономический деятельностью, будут появляться такие законы и ограничения. Но переработка таковой не является. В ней просто нет смысла.

Намного логичнее сжигать мусор, получать из этого энергию и экономить другие ресурсы: уголь, газ, нефть (а пластик — это нефть), которые мы в любом случае сжигаем для этих же целей! Мы крайне неэффективны в этих процессах. Для получения пластика мы используем нефть, для получения энергии мы используем еще больше нефти, отработанный пластик мы потом складируем в мусорные горы или делаем вид, что перерабатываем его, хотя это в лучшем случае 10% от объема этого пластика. При этом объем пластика растет, изделий из переработанного пластика крайне мало, в основном все делается из первичного сырья. Мы утопаем в пластике, микропластик находят в еде, находят даже в крови, и, конечно, этот запрет глобально абсолютно ничего не изменит.