Приватизация госкорпораций. Минфин предлагает двигаться в сторону Европы

| статьи | печать

В Минфине России считают, что государство должно снижать долю участия в госкомпаниях. Об этом рассказал заместитель министра финансов Алексей Моисеев, выступая на конференции по финансам и инвестициям «Толк». Он считает, что государству может принадлежать контрольный пакет компании, но не блокирующий и не стопроцентный.

Министерство предложило обратиться к мировому опыту. «Если посмотрим на крупнейшие западные компании, то очень редко где, за исключением каких-то семейных компаний автопрома в Германии, еще, может, в Италии, они, как правило, все имеют очень низкую концентрацию акционеров: там 5% — это уже практически контрольный пакет. Конечно, мы должны потихоньку двигаться в этом направлении», — сказал чиновник. При этом представитель ведомства признал, что опыт европейских стран вряд ли применим к большинству государственных компаний.

«Государство захочет, наверное, иметь контрольный пакет. Мы в Минфине считаем, что это может быть именно контрольный пакет, а не блокирующий и тем более не стопроцентный. Мы сейчас анализируем перечень компаний, где у нас 100% или более 75%, на тему того — нам это зачем?» — рассказал А. Моисеев. По его словам, Минфин России хочет максимально увеличивать долю акционеров и долю публичных компаний, чтобы в том числе повысить эффективность их управления.

«Мы бы хотели продавать акции из казны, проводить приватизацию и пополнять бюджет таким образом», — добавил А. Моисеев. В министерстве полагают, что компаний с государственным участием, которые могут провести первичное и вторичное размещение акций до 2030 г., много — около десяти, из них шесть компаний — это SPO. Также есть компании, которые ведомство хотело бы продать, но жалеет с ним расставаться, потому что они платят хорошие дивиденды, поделился замминистра.

Комментарий эксперта

Само по себе предложение Минфина, очевидно исходящее из прогнозной дефицитности экономики последующих лет, вполне имеет право на обсуждение. Постулат о более эффективном управлении частного бизнеса по сравнению с госструктурами можно воспринимать и как аксиому, и как многократно подтвержденную практику, а полученные от продаж средства смогут оказать временную поддержку госбюджету.

Но далее использование примеров западных компаний и проведение аналогий, прежде всего с американскими бизнес-моделями, не выдержит никакой критики, ввиду принципиальных различий экономических систем. Также не стоит рассчитывать и на успешное заимствование готовых примеров из мирового опыта. С учетом того, что в нашей стране абсолютно не имеет значения доля участия государства в бизнесе — недавние истории отчуждения частной собственности с задействованием государственных надзорных структур тому подтверждение, работать нужно в совершенно другом направлении, а именно: создании привлекательных, стабильных и предсказуемых условий для крупных игроков рынка капитала и частных инвесторов.