Единая платежная система БРИКС. Убийца доллара или жизненная необходимость?

| статьи | печать
Единая платежная система БРИКС. Убийца доллара или жизненная необходимость?

Россия планирует в течение года создать единую платежную систему БРИКС, которая, в частности, позволит странам осуществлять трансграничные расчеты с помощью цифровых платформ, управляемых их центральными банками. Ожидается, что это снизит влияние доллара в мировых расчетах и обеспечит более дешевые и быстрые транзакции. Эксперты считают, что создание подобной платежной системы — логичный ход, но в то же время у этой инициативы есть и свои проблемные точки, которые будет крайне сложно решить.

Идея создания независимых от Запада финансовых механизмов, озвученная на саммите БРИКС в Казани, получит развитие. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Он назвал создание единой платежной системы стран БРИКС жизненной необходимостью в условиях, когда сбоит существующая и привычная расчетно-финансовая система.

По словам А. Силуанова, российское финансовое ведомство предлагает задействовать современные цифровые возможности для обеспечения расчетов на пространстве стран БРИКС, но, как признал министр, не все страны реагируют однозначно на эту инициативу.

«Запад пользуется своими возможностями по ограничению расчетов и ограничению „проводок“ через коммерческие банки, которые, как правило, контролируются западными странами.

Это создает основания для того, чтобы мы создавали независимые от политического влияния финансовые механизмы. Наше предложение было о том, чтобы задействовать современные цифровые возможности для обеспечения расчетов на пространстве стран БРИКС. Такие предложения были сформулированы, доложены лидерам стран, и это вошло в итоговую декларацию», — отметил глава Минфина, выступая в Госдуме.

В то же время, по словам А. Силуанова, «кого-то устраивает и действующая система». «Но мы видим, что эта система стала политизирована. Мы не можем допускать, чтобы третьи страны вмешивались в нашу торговлю, расчеты и т.д. Поэтому уверен, что наше предложение получит дальнейшее развитие в ходе следующих председательств», — добавил министр.

Комментарий эксперта

При создании новой платежной системы БРИКС нужно учитывать прежде всего интересы всех стран — участниц альянса, а также возможные риски. Хотя, несомненно, консенсус в БРИКС есть относительно того, что такую систему нужно создавать, есть немало разногласий относительно формата этой новой платежной системы.

Еще совсем недавно страны БРИКС намеревались создать новую единую наднациональную валюту, причем на ее создании и скорейшем внедрении настаивал президент Бразилии Лула да Силва, но в настоящее время он от этой своей инициативы уже отказался. Как сообщают западные СМИ, в БРИКС пока нет единого мнения о необходимости внедрения такой валюты и против нее наиболее активно выступают Индия и Китай. Индия — поскольку не считает необходимым отказ от доллара и SWIFT в ближайшее время, а Китай — потому что заинтересован в более широком переходе БРИКС на расчеты в юанях, так как юань является единственной валютой в БРИКС, имеющей статус мировой резервной валюты.

Теперь Россия предлагает новый вариант в виде «платежного контура», включающий единую платформу для расчетов в цифровых валютах, перестраховочную компанию и расчетный депозитарий. Это было бы наиболее оптимальным вариантом, позволяющим учесть все интересы стран — участниц БРИКС.

Перспективы, несмотря на риски реализации проекта, у него, на наш взгляд, вполне оптимистичные. Во всех странах БРИКС есть понимание, что доллар уже не так надежен, как раньше, и «завязанная» преимущественно на долларовые расчеты валютно-финансовая система устарела, поэтому ей необходима альтернатива.

Это не значит, что БРИКС собирается вытеснить доллар, просто речь идет о большем выборе выгодных альтернатив для бизнеса стран БРИКС. Российские экспортеры и импортеры наверняка смогут решить проблемы с переводом платежей в национальных валютах и страхованием и перестрахованием грузов, а инвесторы смогут использовать все преимущества нового расчетного депозитария, и это значит, что инвесторы из стран БРИКС смогут в обозримом будущем получить беспрепятственный доступ на фондовые рынки друг друга.

Комментарий эксперта

БРИКС поступательно движется от неформального «клуба», которым когда-то была, к все более четко оформляемой организации, нацеленной прежде всего на экономическое сотрудничество. Одновременно — вольно или невольно — объединение начинает выступать в качестве частичной альтернативы сложившимся международным институтам и механизмам. В первую очередь экономическим, но отчасти и политическим тоже.

Такой альтернативе, естественно, нужны и свои инструменты, поскольку работать с использованием инструментария более старого, долго и прочно занимавшего свои позиции «конкурента» — значит предоставлять ему дополнительные преимущества, которые непременно будут использованы. Все сказанное в полной мере касается и платежной системы.

Для многих стран (не только для России) возможность рассчитываться без использования сложившейся на данный момент и по большей части подконтрольной наиболее крупным «странам с развитой экономикой» платежной системы — путь к свободе торговли. Свободе, не связанной политическими интересами. Или как минимум предоставляющей возможность проводить экономическую политику, соответствующую интересам собственным, а не чужим.

Одновременно с этими выгодами создание такой системы несет и целый спектр сложностей для стран — участниц проекта новой платежной системы. Среди самых очевидных групп факторов:

1. Организационные и технические сложности, требующие и политической воли, и очень значительных инвестиций, и времени.

2. Необходимость преодолевать давление со стороны уже сложившихся конкурентов — международных институтов, которое неизбежно будет в той или иной форме — прямой или косвенной.

На мой взгляд, обе указанные выше группы факторов весьма существенны, и далеко не все участники БРИКС (как текущие, так и потенциальные) к ним готовы в полной мере. Что, в общем-то, достаточно ожидаемо от пока не до конца оформившегося объединения: различные его участники пока имеют и разные интересы — от простого расширения внешнеэкономических связей до (возможно) желания построить полноценную альтернативу сложившимся международным институтам. В любом случае, на мой взгляд, построение альтернативной платежной/расчетной системы в рамках БРИКС в среднесрочной перспективе — скорее неизбежность, напрямую связанная с выживанием и развитием проекта.

Комментарий эксперта

У этой инициативы есть свои проблемные точки, которые будет крайне сложно решить. И первая из них заключается в том, что тот же доллар — это не только международная валюта, но и национальная валюта США, позволяющая этой стране влиять на весь мир.

Такого же влияния хотят и другие страны, например, Китай. И Китаю вполне логично хотелось бы, чтобы именно юань стал основной валютой БРИКС, так как это повысит влияние страны в мире. Того же хотят и другие страны, например Индия.

И тут кроется главная проблема и единой валюты, и самого БРИКС — нет согласованности действий. Все страны тянут одеяло на себя, все хотят играть ведущую роль в БРИКС, а явного лидера в этом объединении стран нет.

И не будем забывать, что на торговлю между странами — участницами БРИКС приходится всего 6% от общего объема внешней торговли этих государств. А это значит, что торговать в тех же долларах им пока выгоднее.

Комментарий эксперта

Система может быть построена на общей платформе для обработки платежей и расчетов, позволяющей странам проводить транзакции без посредников, таких как SWIFT или другие международные системы. В качестве альтернативы можно рассмотреть внедрение цифровой валюты для облегчения расчетов, особенно в условиях возможных санкционных ограничений.

С учетом наличия нужных инструментов и технологий, реализация единой системы возможна в течение 2025—2026 гг. Этот срок достижим при условии согласия и активного взаимодействия всех стран БРИКС, которые заинтересованы в увеличении взаимного товарооборота и укреплении экономической независимости.

Создание системы потребует политической воли и переговоров для согласования взаимовыгодных условий. Нужно установить правила и стандарты, соблюдение которых обеспечит безопасность и стабильность системы. Также потребуется инфраструктурная поддержка, включая цифровые сети и системы безопасности, и, возможно, единый регулятор или координирующий орган.

Система поможет развить более тесные экономические связи, увеличить объемы торговли, сократить расходы на транзакции и снизить валютные риски. Это даст мощный синергетический эффект, способствуя росту экономик стран-участниц и снижению зависимости от западных финансовых институтов.

Партнерство между Беларусью и Россией может служить моделью для более широкой интеграции. Близкие политические и экономические отношения между странами создают основу для разработки и тестирования общей системы, которая в будущем может быть интегрирована в более крупный финансовый механизм БРИКС.

Резюмируя, можно сказать, что внедрение единой финансовой системы послужит фундаментом для экономического суверенитета стран БРИКС. Это позволит странам снизить уязвимость перед внешними факторами и усилить свою роль в глобальной экономике.

Колебания валютных курсов являются одним из основных драйверов для создания единой валюты БРИКС. Стоит учитывать динамику колебания курсов для принятия решения о целесообразности разработки и внедрения новой валюты.

Как пример — исторический опыт создания единой валюты Евросоюза — ЭКЮ, целью создания которой было нивелирование рисков от валютных колебаний при взаиморасчетах между странами Европы. Также стоит учитывать ошибки регулирования денежно-кредитной политики, экономические риски, расходы на внедрение.

Несмотря на очевидные плюсы для транзакций и торговли, потребуется тщательная регуляция монетарной политики, чтобы избежать дисбалансов, что потребует дополнительной координации.