Роль статистики в управлении государством, экономикой преувеличить сложно — именно она дает руководству страны данные, позволяющие вырабатывать взвешенные тактические и стратегические управленческие решения. Поэтому вопросам качества статистической информации всегда уделяется повышенное внимание. На это, в частности, была нацелена стратегическая сессия по развитию государственной статистики, проведенная 17 сентября. А 21 октября по ее итогам поручения дал глава правительства Михаил Мишустин. При этом актуально стоит задача, вынесенная в заголовок данного материала. Если не красной, то суровой нитью такая цель звучала не только на стратсессии. К 31 октября в целом одобренный проект должен быть доработан, после чего внесен в Минэкономразвития. А не позднее 29 ноября представлен в кабмин.
Напомним, что еще на итоговой коллегии Росстата 23 апреля были не только подведены итоги его деятельности за 2023 г., но и обозначены планы по реализации «Стратегии развития государственной статистики до 2030 г.».
«Статистика — государственный институт, который пользуется большим доверием у общества и обеспечивает его достоверными данными. В отличие от других источников информации статистика формируется в жестком соответствии со стандартами, в том числе международными. Отвечает критериям научной обоснованности и сопоставимости. А главное: помогает принимать выверенные управленческие решения бизнесу и органам власти», — отметил тогда министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Обратим внимание на его слова, что статистика — помощник в выработке решений не только для власти, но и для бизнеса. Действительно, те же замеры настроений населения, скажем, потребительских, инфляционных, дают пищу для выстраивания работы и бизнеса. Кстати, многие решения власти на основе статданных направлены на поддержку предпринимательства, что особенно проявилось в условиях ужесточения санкционного давления. То есть получение и потребление статистики — это дорога с двусторонним движением, обеспечивающая обратную связь.
Также глава МЭР отметил, что Росстату предстоит стать единым методологом данных и центром компетенций в области официальной статистики.
Что статистика столкнулась с увеличением спроса на разнообразие и оперативность информации, а также на формирование новых источников данных как внутри государственных систем, так и в бизнесе, подтвердил на итоговой коллегии руководитель Росстата Сергей Галкин. При этом он подчеркнул, что очень важно не допустить дополнительной нагрузки на бизнес — это одна из ключевых задач статистики, которая остается актуальной из года в год.
«Отмечу, что приоритетным проектом также является проект по обновлению подходов по сбору данных от МСП. В ходе его реализации будет осуществляться сбор по показателям, а не по формам. Совместно с Минцифрой и Минэкономразвития нам предстоит подготовить личные кабинеты на порталах ЕПГУ и корпораций МСП для взаимодействия с респондентами и для сдачи статотчетности», — отметил в своем выступлении глава статведомства.
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Виталий Колесников заверил, что ФНС готова делиться данными, если это технически реализуемо и действительно нужно, и что служба рассматривает Росстат как партнера первого ряда.
В свою очередь, председатель Общественного совета при Росстате Андрей Клепач добавил, что в ходе взаимодействия ведомства с ФНС совершен прорыв. Однако сейчас как никогда актуален вопрос разработки новой стратегии развития статистики до 2030 г.
И наконец, Росстат представил ее проект на стратегической сессии 17 сентября.
Открывая ее, Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что статистика — это основной источник информации для оценки социальной и экономической ситуации, формирования государственной политики и принятия управленческих решений.
«Наша главная задача — обеспечить объективность и своевременность статистики. Необходимо также максимально оперативно отслеживать любые изменения в экономике и, конечно, незамедлительно реагировать на изменения обстоятельств, особенно в условиях беспрецедентного санкционного давления», — подчеркнул премьер.
Он также указал на важность пользования достоверной и проверенной информацией, несмотря на непрерывный рост количества источников и типов данных. Для этого особое внимание уделяется системам анализа информации на базе искусственного интеллекта. С их помощью можно получать более точные сведения и анализировать их в режиме реального времени. Это, отметил М. Мишустин, дает возможность быстро принимать решения.
Глава Росстата подвел итоги Стратегии развития статистики до 2024 г. и представил проект новой Стратегии, обозначив миссию ведомства и ключевые цели.
«В рамках подготовки Стратегии проанализировали более 50 стратегических документов международных организаций и передовых национальных статистических служб. На основе вызовов определили миссию до 2030 г. В приоритете остается создание оперативных, качественных и релевантных данных для всех потребителей при минимальной нагрузке на респондентов», — сообщил С. Галкин.
Для достижения результатов в Росстате выделили ключевые цели. В рамках новой Стратегии планируется внедрить стандарт качества данных и начать предоставлять оперативную информацию на базе Цифровой аналитической платформы. Ведомство продолжит работу над снижением нагрузки на бизнес, а также над укреплением позиций российской статистики в мире.
Как отметил министр экономического развития М. Решетников:
«Задачи в рамках Стратегии будут решаться через реализацию конкретных проектов. На сегодня их 17, причем 11 из них уже реализуются. Создается единый центр обработки и публикации данных на базе Цифровой аналитической платформы.
Совершенствуются подходы к сбору данных. Служба также донастраивает методологию формирования статистики, чтобы она отвечала запросам коллег из профильных ведомств», — отметил глава Минэкономразвития М. Решетников.
Также он уточнил, что предлагаемые решения позволят снизить нагрузку на бизнес, ускорить сбор и обработку данных и публикацию статистики.
Ну а 21 октября М. Мишустин дал поручение доработать к 31 октября в целом одобренный проект стратегии развития Росстата и системы государственной статистики до 2030 г., а также проект дорожной карты по реализации стратегии, после чего внести в Минэкономразвития, а не позднее 29 ноября они должны быть представлены в кабмин после согласования с профильными министерствами и ведомствами, а также Банком России и правительством Москвы.
При доработке стратегии премьер поручил обратить внимание на ряд важных моментов. В их числе, например, качество данных, повышение эффективности производства статистической информации на основе эффективного клиентского пути и с учетом имеющегося уже у органов государственной власти опыта внедрения информационных платформ, сокращение в полтора раза сроков обработки первичных статистических данных и формирования официальной статистической информации, рассмотрение возможности создания сервисов прямой загрузки статистической отчетности из внутренних информационных систем компаний и проведение регулярного мониторинга величины административной нагрузки, связанной с предоставлением статистической отчетности, подготовка перечней наиболее востребованных у органов государственной власти и частных компаний статистических показателей и разработка регулярно обновляемых витрин данных для них.
Одним из инструментов реализации стратегии станет государственная информационная система «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных». В правительстве считают, что ее использование существенно уменьшит отчетную нагрузку на малые предприятия.
Развитие системы государственной статистики будет идти в рамках одноименного федерального проекта в составе национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Обеспечить их стыковку глава правительства поручил Минцифры, Минэкономразвития, Минфину и Росстату.
В соответствии с параметрами нацпроекта финансовое обеспечение мероприятий на ближайшие три года предусмотрено в пределах 7,2 млрд руб.
Ключевые этапы Стратегии
Годы |
Цели |
2024 |
Создание сервисов сбора по показателям для субъектов малого предпринимательства |
2025 |
Создание сервисов сбора по показателям для иных респондентов Росстата |
2026 |
Внедрение сервисов сбора по показателям для иных респондентов Росстата |
2027 |
Распространение сервисов для сбора по показателям на иные субъекты статучета |
2028 |
Распространение сервисов для сбора по показателям на иные федеральные органы власти и организации |
2029 |
Распространение сервисов для сбора по показателям на субъекты РФ |
2030 |
Распространение сервисов для сбора по показателям на субъекты РФ |
Источник: доклад заместителя руководителя Росстата Елены Черняковой «Будущее статистики в цифровом обществе» на Международном семинаре «Стратегические векторы развития статистики Евразийского экономического союза до 2030 г.» 15—16 мая 2024 г.
Сбор информации (статистика предприятий)
Устаревшие способы взаимодействия с респондентами |
Предлагаемые решения |
Отсутствуют: |
|
1. Понятный перечень показателей для каждого респондента |
1. Принять поправки в ФЗ об МСП и Статучете |
2. Личные кабинеты респондентов, в том числе на ЕПГУ |
2. Завершен переход на новую модель сбора данных от бизнеса |
3. Простота сдачи показателей |
3. Адресный перечень отчетных показателей (отмена форм) |
4. Возможность привязать все показатели статистики к первичному бухгалтерскому и (или) налоговому учету |
4. Привязать статистические показатели к первичному учету |
Обработка информации
Необходимость ускорения производства статистической информации |
Предлагаемые решения |
Эффекты |
Отсутствуют: |
||
1. Гибкость в обработке данных |
1. Усиление контроля входных данных на стадии сбора |
1. В два раза сокращены сроки расчета ключевых социально-экономических показателей (2027 г.) |
2. Жесткая модель контроля на стадии сбора 3. Единая система |
2. Модернизация систем обработки и централизованное хранение данных |
2. В три раза сокращены сроки расчета новых показателей на основе имеющихся данных (2027 г.) |
4. Единая среда макромоделирования |
3. Созданы универсальные сервисы расчетов и моделирования |
3. Один день — расчет прокси-показателей на данных сразу после сбора (2026 г.) показателей |