Отток населения остановлен, но говорить об успехе в развитии сел пока рано

| статьи | печать

Динамика структуры населения России подтверждает эффективность программ развития сельских территорий. Об этом сообщил президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства. При этом глава государства посетовал на то, что сокращается количество реализуемых проектов в этой сфере, несмотря на увеличение объемов финансирования. Он попросил подчиненных обратить внимание на это обстоятельство. Что мешает развитию сел — обсудим с экспертами.

Власти смогли притормозить падение доли сельского населения в общей численности жителей. Сейчас она составляет 25,1% (при плане в 25%). Как напомнила на совещании глава Минсельхоза Оксана Лут, с 2020 г. в стране реализуется госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий». «Инструменты госпрограммы находят большой отклик в регионах, позволяя системно улучшать качество инфраструктуры на селе, где сегодня проживает 37 млн человек», — отметила министр.

Особое значение отраслевые власти придают улучшению жилищных условий граждан. Все более активно применяется такой инструмент, как коммерческий наем жилья. Он позволяет выстраивать долго­срочные отношения между работником и работодателем на селе. При софинансировании со стороны бизнеса в 20—30% регион строит современное комфортное жилье, которое в дальнейшем предоставляется внаем сотруднику и членам его семьи. А после пяти лет работы в сельской местности такое жилье можно выкупить за 10% от рыночной стоимости.

Объем финансирования госпрограммы за счет федерального бюджета за 2020—2024 гг. составил 263 млрд руб. «Мы видим стабильно высокий интерес бизнеса к участию в госпрограмме. Наши социально ответственные предприятия заботятся о своих сотрудниках, которые проживают в сельской местности, софинансируют на добровольной основе социальные и инженерные мероприятия госпрограммы. За прошедший период наш бизнес вложил порядка 17 млрд внебюджетных средств в эту программу», — сказала министр.

Сохранять кадры на сельских территориях и в отрасли крайне важно для обеспечения продовольственной безопасности страны. Согласно госпланам, объем производства продуктов питания к 2030 г. должен вырасти на 25%, а экспорт агропромышленной продукции — в полтора раза. Сегодня в агропроме трудится порядка 6 млн человек. Однако даже крупные холдинги с конкурентоспособной оплатой труда, которая выросла на 60% за последние полтора года, испытывают значительную потребность в кадрах. Конечно, это влияет на производственные темпы в отрасли.

Актуальности проблеме придает и необходимость реализации нового нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». В его рамках необходимо достичь лидерства в таких сферах, как селекция, генетика растений и животных, производство ферментов, пищевых, кормовых добавок, ветпрепаратов, сельхозтехники, оборудования для пищевки, что тоже требует наличия кадров.

Из выступления О. Лут следует, что базовым звеном системы формирования кадров для сельского хозяйства станут агротехнологические классы, которые будут находиться преимущественно в сельских школах. В них будет выстроена современная модель профильного образования, предусматривающая углубленное изучение таких предметов, как биология, физика, химия, математика, основанная на тесном сотрудничестве работодателя, школы и организаций СПО и высшего образования. Ряд таких агроклассов уже создан в пилотном режиме. К 2030 г. их число должно достигнуть 18 тыс. по всей стране.

Также со следующего года в рамках федерального проекта «Кадры ВПК» будут проводиться мероприятия, позволяющие повысить уровень подготовки наиболее важных для отрасли специалистов. Он предусматривает набор системных мер: это материально-техническое оснащение агроклассов, модернизация учреждений среднего профессионального и высшего образования, поддержка ученых и преподавателей и их обеспечение жильем.

Комментарий эксперта

Руководство Минсельхоза регулярно отчитывается об успешном выполнении и даже перевыполнении ключевых показателей Госпрограммы комплексного развития сельских территорий с объемом финансирования в несколько триллионов рублей. Так, на слушаниях в Госдуме в мае этого года было заявлено о сохранении доли сельского населения на уровне 25%, перевыполнении целевого показателя соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств, опережающих темпах жилищного строительства.

Но если у нас так все замечательно, как объяснить кратное увеличение стоимости и периодически возникающий дефицит некоторых категорий товаров российских агропроизводителей, с которыми, казалось бы, никаких проблем возникать не должно. То яйца начинаем закупать за рубежом, то масло сливочное продавать в защитных кейсах. Так вот, для развития сельских территорий государство должно сделать только одно — обеспечить достойный уровень жизни человека, проживающего на земле — сельского жителя, своим трудом и своими руками добывающего хлеб насущный. Разумеется, развитие сельских территорий должно осуществляться во взаимосвязи со стратегией пространственного развития страны.

Комментарий эксперта

Комплексное развитие сельских территорий во многом обусловлено накопленным экономическим потенциалом соответствующих регионов, значимое место в структуре которого занимает потенциал сельскохозяйственной отрасли и перспективы экспорта продукции агропромышленного комплекса. Последнее время объемы экспорта как в натуральном, так и в денежном выражении имеют положительную динамику роста в рамках целевых установок федерального проекта «Экспорт продукции АПК». При этом львиную долю экспортируемой продукции составляют продукты низких переделов — например, пшеница, а также растительное масло. Продукция средних и высоких переделов экспортируется в значительно меньшей степени.

В связи с этим обстоятельством дальнейшее наращение объемов внутреннего производства сельхозпродукции и, как следствие, экспорта в текущих условиях является трудновыполнимой задачей по ряду причин. Прежде всего, производство продукции АПК российского происхождения связано со сравнительно более высокими удельными затратами, что снижает ее конкурентоспособность на мировом рынке, в том числе вследствие низкого уровня вложений в НИОКР, в частности, в секторе сельскохозяйственного машиностроения.

В результате чего отрасль попадает в зависимость от импорта иностранных технологий и, как следствие, колебаний курсов валют. Вместе с тем тормозит развитие сельскохозяйственного сектора высокая стоимость заемного капитала, который компании не могут обслуживать вследствие низкой рентабельности из-за экономической неэффективности производства.

Помимо этого, экономическая неэффективность производства влияет на средний уровень заработной платы по отрасли, который на треть ниже среднего по стране. Это приводит к восприятию сельскохозяйственного сектора как «непрестижного» среди потенциальных соискателей, а также способствует оттоку из сектора уже действующих специалистов, в результате чего предприятия АПК испытывают недостаток кадров.

Комментарий эксперта

Сегодня развитие сельских территорий — одна из приоритетных государственных программ, реализация которой сопряжена с рядом вызовов. Прежде всего, речь о барьерах, тормозящих процесс цифровизации АПК.

Во-первых, дефицит квалифицированных кадров, в том числе и по ИТ-специальностям. АПК необходимы не просто программисты, а многофункциональные профессионалы, способные разрабатывать и внедрять цифровые решения для сельского хозяйства с учетом региональной специфики, обучать персонал и обеспечивать техническую поддержку.

Во-вторых, существует серьезный технологический разрыв между агрохолдингами и малым бизнесом. Крупные игроки активно внедряют цифровые технологии, тогда как небольшие фермерские хозяйства испытывают нехватку финансовых ресурсов и знаний для цифровой трансформации.

Среди других препятствий — недостаточная развитость инфраструктуры и логистики, а также финансовые ограничения. Все это осложняет реализацию масштабных проектов и ограничивает возможности для модернизации сельской местности.

Для решения этих проблем необходимы комплексные меры и консолидация усилий государства, бизнеса и образовательных учреждений. Важно модернизировать систему подготовки ИТ-кадров: внедрять практико-ориентированное обучение, создавать новые специальности и программы повышения квалификации. Необходима также государственная поддержка цифровизации, включая создание центров обучения и льготные условия для приобретения оборудования малым бизнесом.

Главный ресурс комплексного развития сельской местности — это инновации. Современные цифровые решения позволяют существенно повышать экономические показатели сельскохозяйственных территорий.