В развитие эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов оформления лицензий и разрешений, начавшегося в 2021 г. (постановление Правительства РФ от 30.07.2021 № 1279), в Госдуму внесен законопроект с масштабными поправками сразу в 57 федеральных законов (№ 751791-8). Они затрагивают разные сферы. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов оценить изменения, предлагаемые в строительной, антимонопольной и патентной сферах.
Реестровую модель получения лицензий и разрешений закрепят в большинстве законов
Комментарий эксперта
В числе прочего, изменения коснутся и строительной отрасли. Так, поправками меняется порядок выдачи разрешений на строительство (РнС) и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию (РнВ). В настоящее время и РнС, и РнВ выдаются в форме документа. Проектом же предлагается вносить запись о разрешениях в соответствующие реестры, что и будет считаться подтверждением их выдачи.
Также сокращается перечень предоставляемых документов. В частности, больше не потребуется прилагать к заявлению на выдачу РнС градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), положительное заключение экспертизы, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, согласование архитектурно-градостроительного облика.
Вместо представления документов достаточно будет указать только их реквизиты, а уполномоченные органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия сами их запросят. Однако застройщик вправе по собственной инициативе представить соответствующие документы.
Новшества повлекут и другие изменения в порядке получения и предоставления государственных услуг. Так, для постановки на кадастровый учет и регистрации прав на созданные здание или сооружение потребуется не само РнВ, а выписка из реестра.
Выдачу квалификационных аттестатов на право подготовки заключений проектной документации, результатов инженерных изысканий также предлагается заменить внесением записи в реестр аттестованных лиц.
Квалификационные аттестаты на право подготовки заключений экспертизы, выданные до дня вступления в силу закона, будут действовать до окончания их срока.
Аналогичное положение предусмотрено в отношении РнС и РнВ, выданных по старым правилам, — их можно использовать до истечения срока действия. Однако внесение изменений в такие разрешения (за исключением продления срока действия РнС) предлагается осуществлять уже путем внесения записи в соответствующие реестры.
Такие же коррективы коснутся и порядка получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, а также согласования необходимой проектной документации.
Указанные факты тоже будут подтверждаться внесением записей в соответствующие реестры. Помимо этого, предлагается разрешить получение соответствующих услуг через портал «Госуслуги».
Реализация положений законопроекта и реестровой модели учета потребует также внесения изменений в ряд подзаконных актов.
Комментарий эксперта
По сравнению с текущим порядком выдачи бумажных разрешений изменения имеют следующие преимущества: электронная запись не сможет быть физически повреждена; появится возможность получения сведений о разрешении в любое удобное время, автоматизация процессов позволит минимизировать человеческий фактор. Следовательно, переход на реестровую модель будет выгоден и тем, кто хочет получить разрешение, и тем, кто предоставляет услугу.
В качестве подобного положительного примера перехода на реестровую модель можно указать на отмену свидетельств о государственной регистрации прав. С 15.07.2016 государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость стала удостоверяться только выпиской из ЕГРП, а впоследствии — из ЕГРН.
Помимо изложенного, усматриваются изменения в Градостроительный кодекс РФ, которые позволят застройщику избежать предоставления для получения РНС/разрешения на ввод в эксплуатацию избыточных бумажных документов, которые могут быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного взаимодействия. Так, застройщику будет достаточно сослаться, например, на реквизиты ГПЗУ, положительного заключения экспертизы проектной документации, решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.
Данные изменения позволят снизить нагрузку на заявителей и в целом упростят процесс получения застройщиком разрешений. Информационный обмен за счет автоматизации будет осуществляться значительно быстрее, что позволит сократить сроки предоставления разрешений.
Таким образом, изменения, предусмотренные в законопроекте, преимущественно направлены на дальнейшую цифровизацию строительной отрасли, формирование реестров разрешений на строительство/на ввод, которые позволят на новом технологическом уровне организовать взаимодействие всех участников строительной отрасли.
Комментарий эксперта
В законопроекте, в частности, предлагаются изменения в регулировании антимонопольного контроля сделок экономической концентрации. Они затрагивают ст. 32 Закона о защите конкуренции в части перечня документов и сведений для предоставления антимонопольному органу при подаче ходатайства или уведомления и ст. 33 в части порядка рассмотрения ходатайства.
В отношении комплекта документов, предоставляемого в качестве приложения к ходатайству или уведомлению, предусмотрено незначительное упрощение.
Предполагается, что часть документов антимонопольная служба будет запрашивать самостоятельно через систему межведомственного электронного взаимодействия, а именно:
-
учредительные документы заявителя и объекта экономической концентрации в случае, если они являются юридическими лицами, зарегистрированными на территории РФ (в отношении иностранных юридических лиц требование о предоставлении нотариально заверенных копий учредительных документов остается);
-
финансово-экономическую или иную отчетность заявителя (объекта экономической концентрации), предоставляемой в Центральный банк РФ;
-
сведения о специальных разрешениях (лицензиях) на осуществление определенных видов деятельности (если применимо). В последнем случае заявителю необходимо будет предоставить только реквизиты выданного ему специального разрешения.
Еще один технический момент, который добавляют для упрощения формирования комплектности пакета документов: в случае, если заявитель не располагает какими-либо сведениями, требуемыми для предоставления, на это нужно будет указывать не в рамках отдельного заявления, а в форме для предоставления сведений, которая утверждена приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129.
На наш взгляд, более существенное изменение предусмотрено в процедурную часть рассмотрения ходатайств, а именно планируется в два раза уменьшить срок для рассмотрения ходатайств и принятия решения антимонопольной службой до 15 дней, а возможность продления срока рассмотрения ходатайства изменяется с двух месяцев на 40 рабочих дней, что практически эквивалентно.
Например, согласно действующему административному регламенту ФАС России, проверка пакета на комплектность осуществляется в течение пяти рабочих дней, что фактически означает то, что на рассмотрение ходатайства по существу остается 10 дней. Представляется, что за такой короткий срок затруднительно изучить все документы, а также провести анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке, в рамках которого планируется конкретная сделка.
Таким образом, принимая во внимание количество поступающих ходатайств и уведомлений, необходимость проведения анализов и всех внутренних процедур ФАС России, представляется, что рассмотрение подавляющего большинства ходатайств с высокой долей вероятности будет автоматически продлеваться до, как это часто бывает на практике, максимально возможных 40 рабочих дней. Следовательно, практической или какой-либо иной пользы от поправок рассматриваемого законопроекта не предвидится.
Комментарий эксперта
Законопроект призван оптимизировать и автоматизировать процессы различной разрешительной деятельности, а также всячески упростить порядок предоставления лицензий, разрешений, проверки соответствия лицензиата тем или иным требованиям. Такого эффекта планируется достичь в том числе через:
-
сокращение сроков предоставления государственных услуг;
-
сокращение перечня представляемых заявителем документов;
-
ускорение процессов подачи, приема, рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений и лицензий;
-
переход на реестровую модель учета результатов предоставления государственных услуг;
-
использование государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (ЕГПУ).
Важным шагом при этом станет исключение из перечня требуемых при осуществлении той или иной процедуры тех документов, которые уже имеются в распоряжении государственных органов и могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, а также отказ от выдачи результатов предоставления государственных услуг на бумажном носителе. То есть востребованные государственные услуги станут более доступны, а заявителям больше не нужно будет обращаться в различные структуры. Получить необходимые разрешения и лицензии можно будет в электронном виде, причем одномоментно. Это, в свою очередь, положительно скажется и на дистанционном взаимодействии государственных органов, государственных учреждений, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, так как повысит его эффективность.
Применительно к деятельности патентных поверенных законопроектом устанавливается возможность для кандидатов на получение соответствующего статуса обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности через ЕГПУ. Чтобы проверить документы и сведения о трудовой деятельности, трудовом стаже, полученном образовании, государственный орган самостоятельно направит межведомственные запросы. При этом сроки принятия квалификационной комиссией решения об аттестации или об отказе в аттестации по итогам экзамена сокращаются до 10 дней.
Также электронным образом можно будет подать обращения об исключении патентного поверенного из Реестра или о восстановлении его регистрации.
Очевидно, что такой порядок существенным образом упрощает и ускоряет возможность получения соответствующего статуса. Действующая редакция закона «О патентных поверенных» (ст. 6) предписывает кандидатам обращаться для подачи заявления либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг. При этом заявитель должен предоставить вышеперечисленные документы самостоятельно. Законопроект же избавляет от такой необходимости, как и от очного посещения Роспатента или МФЦ.
Комментарий эксперта
Одно из ключевых нововведений законопроекта — исключение из перечня обязательных документов нотариально удостоверенных копий учредительных документов. Теперь российским юридическим лицам потребуется указывать только реквизиты учредительных документов, в то время как требование предоставлять заверенные копии сохраняется только для иностранных юридических лиц.
Кроме того, из пакета документов исключены отдельные информационные заявления, такие как заявления о ведении лицензируемых видов деятельности и наличии дочерних компаний. Вся необходимая информация будет указываться непосредственно в форме ходатайства («форма предоставления сведений» согласно терминологии Закона о защите конкуренции), что значительно упростит подготовку документов для заявителей. В настоящее время заявители вынуждены составлять отдельные заявления, которые часто дублируют содержание уже представленных документов, что увеличивает затраты времени и усилий.
Для повышения эффективности процесса предлагается расширить полномочия ФАС России в рамках межведомственного взаимодействия. Законопроект предусматривает, что ФАС сможет в автоматическом режиме получать сведения о наличии специальных разрешений и лицензий, а также учредительные документы заявителя и объекта экономической концентрации. Также по межведомственным запросам ФАС будет вправе получать от Банка России финансово-экономическую и иную отчетность заявителя или объекта экономической концентрации.
Среди нововведений также исключение квитанции об оплате государственной пошлины из перечня обязательных документов — ФАС РФ будет получать эти сведения автоматически. Подобный подход уже давно успешно реализован в отношении большинства государственных услуг, в частности, предоставляемых ФНС России.
В качестве логического продолжения данных изменений законопроектом предлагается сократить сроки рассмотрения ходатайств в ФАС РФ. Авторы документа предлагают уменьшить срок с 30 календарных дней до 15 рабочих дней. Как и сейчас, отсчет срока начнется с даты получения ходатайства госорганом. Также предлагается скорректировать срок продления рассмотрения ходатайства — 40 рабочих дней вместо текущих 2 календарных месяцев.
В целом, данный законопроект направлен на оптимизацию процессов подачи и рассмотрения ходатайств, сокращение издержек для заявителей и внедрение процедур межведомственного обмена информацией. Такие подходы уже давно стали неотъемлемой частью взаимодействия в рамках других административных процедур и доказали свою эффективность.