Повышение ставки рефинансирования до высоких значений подталкивает бизнес к поиску альтернативных способов привлечения финансирования. Один из них — безусловно, выгодный, но трудозатратный и доступный далеко не всем — выход на IPO (первичное публичное предложение акций компании на фондовой бирже). Успех IPO будет зависеть от множества факторов, но в первую очередь от привлекательности актива в глазах инвестора: понимания бизнес-модели и возможностей роста капитализации, прозрачности корпоративного управления и взаимодействия с внешним периметром контрагентов.
Входе подготовки к IPO особое внимание нужно уделить работе с репутацией, повысить доверие регуляторов и инвесторов.
Подготовка к IPO — процесс длительный, для многих собственников исключительно рутинный: аудит отчетности за три года, включая отдельно оценку и раскрытие налоговых рисков, внедрение или совершенствование системы внутреннего контроля, формализация или совершенствование корпоративного управления. Свежий взгляд на этот процесс мог бы сделать его более результативным, подчиненным основной цели: повышению ценности компании для потенциальных инвесторов.
В частности, схожая комбинация задач решается при переходе на налоговый мониторинг — принципиально иной способ взаимодействия с ФНС, представляющий собой комбинацию цифровизации налоговой функции и доступа инспектора к ограниченным данным отчетности в онлайн-режиме в обмен на отмену всех камеральных и выездных налоговых проверок. Помимо выполнения основных задач в области комплаенса, которые предстоит решить перед IPO, переход на налоговый мониторинг позволяет решать целый ряд дополнительных задач менеджмента и собственников бизнеса, остановимся на них подробнее.
Оздоровление финансовой отчетности
Налоговый мониторинг предусматривает быстрое закрытие периодов, открытых для налоговой проверки (вместо трех лет период проверки закрывается в течение 1 года и 9 месяцев). Если в конце сентября компания не получила мотивированных мнений в отношении операций предыдущего года — можно поздравить бухгалтера, период успешно закрыт. Таким образом, сумма налоговых резервов быстрее восстанавливается, увеличивая прибыль компании. Компания в мониторинге также освобождается от штрафов, что дополнительно способствует уменьшению налоговых резервов в МСФО-отчетности.
Использование инструмента мотивированных мнений налогоплательщиком также помогает предотвратить начисление штрафов и пеней, что способствует уменьшению налоговых резервов в отчетности.
Повышение зрелости системы внутреннего контроля
В рамках IPO компания должна раскрывать данные об уровне развития системы внутреннего контроля (СВК), которая должна быть способна предупредить искажение показателей финансовой отчетности. Для многих компаний выход на IPO становится поводом задуматься о развитии СВК и разработке принципов разделения полномочий, препятствующих осуществлению предвзятой трактовки хозяйственных операций.
При участии в налоговом мониторинге ФНС России предъявляет к налогоплательщику аналогичные требования: повышения зрелости СВК и автоматизации контролей как минимум в налоговой функции. При этом отчетность по СВК в данном случае будет дополнительно регламентирована ФНС России, станет предметом ежегодной проверки как с точки зрения наличия необходимых контрольных процедур, так и с точки зрения их исполнения, а также на предмет выполнения комплекса мер по совершенствованию СВК.
Участники налогового мониторинга через некоторое время должны будут применять стандартизированные регистры налогового учета, составление которых потребует высокого уровня качества и автоматизации работы учетной системы — это станет дополнительной гарантией полноты и правильности учета, а также презентации данных в отчетности.
Помимо прочего, учетные данные участника налогового мониторинга доступны налоговым органам в онлайн-режиме, что говорит о высоком качестве отчетности и открытости налогоплательщика по отношению к внешнему периметру контрагентов.
Действия собственника актива, направленные на повышение доверия к отчетности, и особенно готовность демонстрировать отчетность регулятору в онлайн-режиме, являются для инвесторов прямыми доказательствами высокого качества данных. Как следствие, повышается готовность потенциальных покупателей вложить свои деньги в предложенный актив.
Уже сейчас участники налогового мониторинга рассматриваются регуляторами и кредитными организациями как более надежные контрагенты, которые получают разнообразные преференции (от сокращения перечня документов, подтверждающих благонадежность, до ряда налоговых льгот, доступных только участникам налогового мониторинга).
Автоматизация контрольных процедур
Автоматизация контрольных процедур по ключевым материальным рискам позволяет одновременно продемонстрировать рынку намерение снизить влияние сущностных налоговых рисков, а также исключить влияние человеческого фактора при проведении необходимых проверок. Ярким примером может служить автоматизация проверки благонадежности контрагентов, которая позволяет обеспечить необходимый уровень контроля за бизнесом контрагентов и донести до сведения уполномоченных лиц данные о наступлении рисков банкротства, неуплаты налогов или невозможности исполнения контрактных обязательств вследствие критического снижения количества работников или активов контрагента. Подобный контроль позволит компании не только оставаться в «зеленой зоне» в глазах ФНС России, но и убережет компанию от реальных убытков, связанных с неисполнением контрагентом своих обязательств в срок.
Повышение скорости решения бизнес-задач
Автоматизация налоговой функции и бухгалтерии всегда имеет вторичные выгоды, внедрение каждого компонента систем для налогового мониторинга позволяет получить положительный эффект для бизнеса в целом.
Так, внедрив архив первичных документов, компания повышает скорость работы с поставщиками и подрядчиками, помогая тем самым производству быстрее выполнять поставленные бизнес-задачи. Автоматизация контрольных процедур и применение конструкторов договоров позволяет стандартизировать отношения с подрядчиками, снизить риски сделок с заинтересованностью в закупках, снизить риски претензий со стороны участников закупок и ФАС России. Разграничение полномочий при принятии решений не только поможет беспристрастно отражать факты хозяйственной деятельности, но и снизит риски утраты критически важных для бизнеса активов.
Положительный эффект на кеш-флоу
Не столь важный для инвесторов, но значимый для менеджмента и собственников фактор ведения бизнеса — кеш-флоу. Отсутствие кассовых разрывов и необходимости привлечения краткосрочных заимствований может быть достигнуто благодаря быстрому обращению налоговых платежей. Участникам налогового мониторинга доступен заявительный порядок возмещения НДС, а также учет корректировок к уменьшению платежей в части социального страхования на день подачи уточненной декларации.
В связи с изложенным видится обоснованным и целесообразным рассмотреть возможность перехода на налоговый мониторинг при подготовке к IPO, ведь таким образом процесс подготовки станет не просто вынужденной рутиной, а осознанной оптимизацией бизнес-процессов в интересах всех подразделений бизнеса.