«Узкие места логистики». Аргумент в пользу политики ЦБ или хроническая проблема?

| статьи | печать
«Узкие места логистики». Аргумент в пользу политики ЦБ или хроническая проблема?

Комментируя необходимость повышения ключевой ставки, глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что компании все чаще сталкиваются с узкими местами в логистике и усложнением цепочек поставок. При этом 6 ноября регулятор констатировал, что вероятность паузы в цикле ужесточения денежно-кредитной политики в декабре пока невелика. «ЭЖ» поинтересовалась у экспертов, о каких узких местах в логистике идет речь и как обстоят дела с цепочками поставок в настоящее время.

Проблема дефицита кадров усугубилась, однако, помимо нее, российские компании все чаще сталкиваются с проблемами логистики. Об этом заявила глава Банка России Э. Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров регулятора, на котором было принято решение о повышении ключевой ставки.

«Напряженность на рынке труда сохраняется. Более того, по последним данным опроса предприятий, проблема дефицита кадров даже усугубилась. Помимо дефицита кадров, компании все чаще сталкиваются с узкими местами в логистике и усложнением цепочек поставок», — сказала Э. Набиуллина.

Напомним, Совет директоров ЦБ на заседании 25 октября 2024 г. принял решение повысить ставку с 19 до 21% (после шага на 1 п.п. в сентябре). 6 ноября регулятор выпустил традиционное резюме, в котором объяснил выбор шага повышения ставки и представил формулировки сигнала.

В частности, в документе говорится, что совокупность новых проинфляционных факторов приведет к тому, что инфляция в 2024 г. сложится значительно выше июльского прогноза, а ее возвращение к цели и стабилизация вблизи 4% требуют формирования более жестких денежно-кредитных условий на более длительный срок, чем ожидалось ранее.

«Обновленный среднесрочный прогноз предполагает существенно более высокую прогнозную траекторию ключевой ставки на 2025—2026 гг. Прогноз средней ключевой ставки на 2024 г. повышен до 17,5%, на 2025—2026 гг. — до 17,0—20,0% и 12,0—13,0% соответственно», — сообщил ЦБ.

Отмечается, что пересмотр в первую очередь отражает реакцию денежно-кредитной политики на более устойчивое инфляционное давление в экономике, связанное с сохраняющимся значительным отклонением российской экономики вверх от потенциальных темпов роста. Также обновленный прогноз учитывает реакцию на ряд других проинфляционных факторов, реализовавшихся с июля 2024 г., включая объявленные изменения параметров федерального бюджета и принятые решения об индексации регулируемых тарифов и цен.

«Вероятность паузы в цикле ужесточения денежно-кредитной политики в декабре пока невелика», — констатировал Банк России. В целом сигнал о возможности повышения ставки, присутствовавший и в прошлом резюме, ЦБ усилил, поменяв формулировку с «высокой» на «очень высокую».

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 20 декабря 2024 г. Возвращаясь к словам Э. Набиуллиной о проблемах в логистической отрасли как факторе, влияющем на ужесточение денежно-кредитной политики, а также учитывая, что за последние несколько лет эти проблемы неоднократно назывались главой ЦБ в числе ключевых, мы попросили экспертов рассказать о сложившейся ситуации в этом сегменте.

Подписывайтесь на телеграм-канал «ЭЖ»

Комментарий эксперта

В контексте выступления Эльвиры Захипзадовны относительно мотивов очередного повышения ключевой ставки, ее слова об «узких местах логистики» можно понять из следующей логической цепочки. По мнению главы ЦБ, в отрасли перевозок, как и во многих других, наблюдается опережающий рост зарплат сотрудников массовых должностей. И опережает он рост производительности труда. Отсюда следует вывод, что эти деньги не «заработаны» выпуском дополнительной продукции или услуг, а просто возникли «из воздуха». А значит, будут лишними в экономике, люди будут тратить их нерационально, не на то, что им действительно необходимо, то есть создавать избыточный спрос, что вызовет подорожание товаров и услуг, а следовательно, придет главный враг ЦБ — инфляция.

Этот вывод делается в поддержку текущей позиции Центробанка. Найден аргумент «за» повышение, и он использован. Как и многие другие аргументы в макроэкономике, из этих же фактов (роста зарплат на массовых должностях) можно сделать и противоположный вывод — зарплаты растут не как источник инфляции, а как ее следствие. Вторая причина — демографическая яма: работоспособных сотрудников в нашем периоде истории на рынке труда все меньше. Начинается жесткая конкуренция за кадры, что и является истинной причиной роста зарплат.

Также предлагаю задуматься вот над чем — какой вывод сделали те самые сотрудники, о которых мы говорим, когда увидели в новостях повышение ставки? Конечно же, они пришли к своему руководству с требованием повышения зарплаты, так как разумно предположили: «жизнь будет дорожать»! То, с чем боролись, — только разгоняет сам процесс роста зарплат.

Конечно же, при управлении сложнейшей финансовой системой огромной страны принимаются во внимание тысячи факторов, вероятностных моделей и ожиданий, рассказывать их все на пресс-конференции главы ЦБ абсолютно нереально и неразумно, поэтому руководство регулятора выбирает единственно возможный путь — подобрать всего несколько более-менее понятных аргументов и объяснить ими шаги, которые продиктованы огромной аналитической работой, на основе целого сонма аргументов.

Комментарий эксперта

В 2024 г. Россия столкнулась с серьезными логистическими проблемами, обусловленными глобальными изменениями и санкционным давлением, что подтверждает высказывания главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Основные «узкие места» связаны с перегрузкой и ограниченной пропускной способностью критически важных пунктов пропуска на границе, особенно с Казахстаном и Китаем. Например, Восточный полигон требует масштабной модернизации для увеличения перевозок, а смена колеи при пересечении границ продолжает замедлять движение грузов.

Кроме того, поставщики стали чаще сталкиваться с нехваткой складских помещений и трудностями в управлении запасами, что вызвано ростом спроса на международные и внутренние перевозки. Высокий спрос на складские площади привел к необходимости внедрения WMS (систем управления складом), что снижает затраты и увеличивает скорость обработки грузов.

Востребованность цифровых решений, таких как интернет вещей (IoT) и электронные навигационные пломбы, также возросла. Эти технологии позволяют отслеживать движение грузов, что особенно полезно в условиях перегруженных и загруженных маршрутов, как, например, в портах Владивостока.

Комментарий эксперта

К узким местам в текущем году можно отнести практически все маршруты. Причина в том, что логистика, а именно цепочки поставок и их пути, работают по принципу сообщающихся сосудов: если один погранпереход заполняется, грузы плавно перетекают в другой. К тому же логистическая инфраструктура путей на Россию находится не в лучшем состоянии, что в совокупности с перегруженностью маршрутов на некоторых участках создает дополнительные трудности. Например, порт Санкт-Петербурга обладает недостаточными пропускными мощностями из-за событий в регионе Красного моря и дефицита судов на маршруте.

Дальний Восток уже больше года страдает из-за колоссальной проблемы с подвижным составом, которого катастрофически не хватает. Сухопутные погранпереходы в определенные моменты перегружаются и не могут пропускать большие объемы грузов. Сейчас можно смело сказать, что проблемы есть везде.

Комментарий эксперта

Логистическая сфера проходит этап трансформации в современных условиях, формируя долгосрочные тренды развития отрасли. Возьмем, в частности, автомобильный рынок. Прогнозы изменения цен на автомобили, запчасти к ним и затраты логистической отрасли в целом в России с осени 2024 г. после повышения коммерческого утильсбора зависят от различных факторов, включая экономическую ситуацию, спрос и предложение на рынке, а также внутренние и внешние рыночные условия.

Если экономическая ситуация в стране, оцениваемая Банком России как «серьезный перегрев», сохранится, и инфляционные ожидания продолжат держаться на высоком уровне, это может привести к росту цен на автомобили из-за увеличения затрат на производство, рост цен на компоненты и комплектующие, а также повышения налогов и пошлин. Также дефицит полупроводников и задержки в производстве могут способствовать удорожанию автомобилей. Ожидать снижения цен можно было бы в нескольких случаях: если инфляция замедлится, глобальные поставки компонентов восстановятся и производственные цепочки наладятся. Первоначально подешеветь могут те автомобили, которые менее востребованы на рынке или производятся в большем количестве. Также скидки могут коснуться старых моделей, чтобы освободить место для новинок. Автомобили среднего и бюджетного сегмента могут стать дешевле быстрее, чем премиум-сегмент, так как производители могут стремиться стимулировать спрос на более доступные модели. Однако основное давление на цены вверх на авторынке в России с осени 2024 г, безусловно, будет оказывать повышение утилизационного сбора на 70—85%. Одновременно это повлияет на увеличение цен на новые автомобили в среднем на 10—30%, и на 5—15% на подержанные авто с лагом 2—4 месяца.

Рост цен на автозапчасти связан в большей степени с усложнившейся на фоне санкционных ограничений цепочкой доставки импортных деталей, комплектующих, поступающих по параллельному импорту, а также с сохраняющимися сложностями с их оплатой контрагентами.