Учиться, и еще раз учиться. Знания становятся самым ценным капиталом бизнеса

| статьи | печать

Большинство предпринимателей отмечают нехватку знаний, а те, кто идут учиться, говорят, что после прохождения образовательных программ смогли добиться успехов в бизнесе. Это следует из результатов совместного исследования Минэкономразвития России, Сбера и Фонда «Общественное мнение». Какие потребности испытывает бизнес и как реагирует на них рынок образования — разбираемся с экспертами.

Результаты исследования были презентованы на пресс-конференции в ТАСС. По словам замминистра экономического развития России Татьяны Илюшниковой, сегодня знания для предпринимателей являются самым ценным капиталом. Во многом именно благодаря постоянному обучению, развитию финансовой грамотности начинающие предприниматели могут преодолеть «долину смерти» в первые два года жизни, а действующие бизнесмены — создать устойчивую модель развития бизнеса и масштабировать свое дело.

«По данным исследований, почти 80% предпринимателей отмечают нехватку знаний, поэтому в России действует широкая линейка образовательной поддержки для всех категорий и направлений бизнеса. Обучение проходит на базе центров «Мой бизнес», МСП.РФ, «Росмолодежь. Бизнес», реализуются программы по финансовой грамотности от Минфина РФ совместно с Банком России и от других ведомств», — отметила представитель ведомства. При этом она уточнила, что, по данным исследования, 71% предпринимателей замечают позитивные изменения в бизнесе после прохождения обучения.

Так, 41% бизнесменов улучшили рабочие процессы, 30% — увеличили доходы и сократили расходы, 25% — расширили число партнеров и поставщиков, 19% — повысили узнаваемость своей продукции и услуг. Среди предпочтительных форматов бизнес-обучения большинство предпринимателей (58%) используют онлайн-платформы. Особенно отмечены вебинары с возможностью в реальном времени задавать вопросы, ста­тьи и блоги, телеграм-каналы, очные лекции и встречи с успешными предпринимателями.

О том, каких знаний не хватает бизнесу, а также о трендах рынка бизнес-образования — в комментариях.

Комментарий эксперта

Действительно, сейчас предприниматели и руководители отмечают нехватку управленческих знаний и навыков, и во многом это связано с существенным изменением среды.

Среда стала более агрессивной: она требует выработки решений на регулярной основе, их принятия и исполнения. И для того, чтобы делать это качественно, нужны определенные знания. Поэтому сейчас, вопреки ожиданиям многих, особенно актуальны стали не «мягкие», а «жесткие» навыки, связанные с глубокими знаниями в области стратегии, финансов, маркетинга, управления людьми, операционного менеджмента.

Востребованными стали и вопросы стратегии: многие задумываются о том, как подготовить свои бизнесы (которые, возможно, находятся сейчас на пике доходов) к следующим этапам изменений, как найти новые направления, реализовать возможности, которые кажутся перспективными.

Вместе с тем можно отметить нехватку актуальных управленческих практик и инструментов для сегодняшнего дня, потому что многие из классических моделей были в какой-то степени созданы для «другого мира». В наших программах бизнес-образования мы, конечно же, рассказываем, как адаптировать эти инструменты под сегодняшнюю реальность. Но есть и запросы на то, чтобы найти решения для новых реалий.

Поэтому сейчас стали востребованными программы, нацеленные на поиск новых инструментов и решений, подходящих для сегодняшней российской действительности.

В бизнес-школе ИМИСП для таких целей запущена программа DBA, и мы видим, что в своих выпускных работах слушатели действительно представляют разработки совершенно новых, интересных инструментов, которые, с одной стороны, соответствуют общенаучной картине, а с другой — реалиям российского бизнеса.

В широком смысле рынок российского бизнес-образования можно оценить более чем в 100 млрд руб. Многие люди, инвестирующие в вопросы личного развития и прокачки управленческих знаний и навыков, пользуются услугами инфобизнесменов, которые, конечно, не дадут им ни глубины, ни нужного инструментария. Но этих людей можно учитывать при оценке рынка, так как в потенциале они могли бы пойти в бизнес-школы: услуги инфобиза заявляют схожую ценность — другое дело, что они не дают нужного эффекта.

Комментарий эксперта

Отвечу на примере бизнеса в дизайне интерьера и как представитель онлайн-школы, которая готовит экспертов в этой сфере. Нехватка знаний, которую отмечают предприниматели, связана, скорее всего, с тем, что в любой сфере бизнеса появляется много всего нового чуть не ежедневно. Поэтому то, чему их научили на курсах, скажем, год назад, сейчас может быть уже устаревшей информацией. А как успеть отследить и переработать новую, при этом не забрасывая бизнес?

Из этой потребности вытекает некий тренд: онлайн-курсы начинают делать упор на обучение тому, как замечать новое, предугадывать тренды и держаться на плаву в турбулентные времена. Иногда из этого может состоять целый отдельный модуль — смотря сколько нюансов есть в конкретной профессии.

Приведу пример, как мы вливаемся в этот тренд в нашей онлайн-школе «Лига дизайна». В 2022—2023 гг. для онлайн-профессий был актуален вопрос самопрезентации и создания продающего контента в соцсетях. Для того, чтобы через личные профили цеплять клиентов. Но к 2024 г. вести соцсети уже научились многие, а от курсов ждут другого: помощь в реальной работе с первыми проектами и понимание, как вообще искать клиентов.

Поэтому мы перепрошили модуль по продвижению и создали вместо него полноценное наставничество, где буквально за руку вводим учеников в реальную профессию и даем все, что необходимо для развития бизнеса. Что касается знаний, то одним из наших ин­струментов является подключение к закрытому сообществу дизайнеров, где постоянно обсуждаются последние новости, происходит обмен мнениями, — это, своего рода, неплохая «техподдержка» для начинающего специалиста.

Комментарий эксперта

Сейчас все больше именно «быстрых» курсов и тех, которые легко просмотреть, прослушать, изучить за 15—20 минут. Но так ли все просто и результативно?

С одной стороны, у слушателя таких курсов (которые не более 2—3 месяцев) появляется иллюзия знаний, и многие выпускники даже по совету из курсов начинают пересобирать свои резюме, портфолио, показывая якобы серьезный опыт. Но на деле часто оказывается, что без объемного практического набора такая теория терпит крах. Да, можно очень тезисно и бегло рассказать про фундамент тех же соцсетей, но как это применять, и самое главное, как получать результат, в теории рассказать крайне непросто.

Любая сфера в обучении на основе экспресс-курсов претерпевает изменения. Даже тренд появился последних пары лет, что становится избыточным рынок труда на новичков (джунов). И здесь я бы разделил: курсы только теоретические, теория + практика или сразу практические задания и работа в проектном формате.

Расскажу по своему опыту. Это опыт создания, запуска курсов в направлениях SMM, маркетинг, интернет-маркетинг для предпринимателей и специалистов. Запускал и проводил различные форматы: два месяца, шесть месяцев, мастер-классы по одному дню и персональное обучение за один месяц.

На мой взгляд, оптимальный формат, когда теория и практика максимально совмещены, но не перетекают друг в друга. Мой опыт, который показывал результаты слушателей, — это теория и сразу закрепление практикой. И обязательно обратная связь экспертов, тогда все моменты обучения будут видны и скорректированы самим слушателем. Без обратной связи не особо имеет смысл брать курсы, особенно краткосрочные.

И дополню: в рамках курса я считаю важным не только набор заданий step-by-step, но и какой-либо сквозной проект, где можно получить намного больше именно комплексной отработки теории.

Комментарий эксперта

На своем опыте цифровой трансформации компаний я вижу частый запрос владельцев бизнеса на изменение традиционных подходов к управлению компанией. Как показывает практика, большинство компаний все еще полагаются на «ручное управление», в то время как рынок требует более системного и технологичного подхода с использованием цифровых компетенций. Наблюдая за развитием бизнес-среды, я могу выделить два ключевых пробела в области цифровизации современных предпринимателей.

Первый — это понимание того, как выстроить эффективную систему бизнес-процессов, основанную на данных. Многие руководители продолжают принимать решения интуитивно, не используя богатый потенциал аналитики и цифровых инструментов. Переход от субъективного управления к объективному, базирующемуся на реальных показателях, становится критически важным для выживания в современных условиях.

Второй существенный пробел — это практическое понимание возможностей цифровых технологий. Из-за большого информационного шума сейчас особенно остро стоит вопрос использования искусственного интеллекта в бизнесе. Предприниматели часто слышат об ИИ, но не понимают, как именно эта технология может принести пользу их компании. При этом я вижу очень завышенные ожидания у бизнеса от инструментов ИИ. Часто не хватает самых базовых знаний о том, какие процессы можно автоматизировать, как правильно внедрять цифровые решения и какие результаты это может принести.

Интересно, что даже крупные компании нередко испытывают трудности с цифровой трансформацией. Это связано не столько с отсутствием ресурсов, сколько с недостатком системного понимания того, как технологии могут изменить бизнес-модель и операционные процессы. Для преодоления этого разрыва бизнес все чаще инвестирует не только в технологии, но и в обучение персонала, развитие цифровой культуры.

Основными драйверами роста бизнес-образования сейчас выступают программы по цифровому маркетингу и управлению на основе данных в сегменте малого и среднего бизнеса, а в корпоративном обучении — программы по цифровой трансформации бизнеса и внедрению искусственного интеллекта.

Комментарий эксперта

Система бизнес-образования в настоящее время требует трансформации в связи с изменениями, которые происходят в политической, социально-экономической и технологической сферах страны. В связи с санкционной войной, объявленной западными странами, бизнес-правила стали очень часто меняться: изменяются логистические цепочки, поставщики, рынки сбыта.

Также из-за постоянных мировых экономических потрясений очень серьезно изменяются взгляды клиентов. Например, после пандемии многие стали заказывать товары онлайн. И если раньше казалось удивительной покупка одежды через интернет, то сейчас люди спокойно заказывают продукты и лекарства у разных агрегаторов.

Торговые центры сталкиваются с жесткими кризисами, так как магазины, чтобы заплатить аренду при снизившемся спросе, начинают повышать цены на товары, что приводит к еще более серьезному падению спроса. Многие производители стали понимать, что возможность заказать любое производственное оборудование за «разумные» деньги будет далеко не всегда.

Все вышеописанные события требуют повышения эффективности деятельности, трансформации бизнес-моделей, цифровизации, внедрения высоких технологий. Но для этого нужны квалифицированные кадры, которые будут готовы к изменениям, будут понимать, как их осуществлять, как оценивать их эффективность.

Подготовка таких кадров предполагает развитие программ бизнес-образования, в которых будут рассматриваться не только западные методики и инструменты (они не работают в современных реалиях), а методы и технологии, позволяющие бизнесу построить эффективную систему управления, оперативно развивать новые каналы продаж и самое главное, запускать высокотехнологичные производства. Модель «купить подешевле за границей и продать с высокой торговой наценкой» перестает работать, требуется запуск бизнесов, которые будут выступать производителями товаров и самое главное, производителями высокотехнологичного оборудования для различных отраслей экономики.

Комментарий эксперта

Мы живем в очень нестабильное время, меняются парадигмы практически во всех областях жизнедеятельности людей, возрастает роль искусственного интеллекта, появляются новые форматы получения знаний, объем которых достиг немыслимых высот, и этот рост постоянно усиливается наряду со стремительным параллельным устареванием. В таких условиях интерес к способностям человека только нарастает, так как они смогут помочь современному человеку и будущему оставаться «в тренде» и быть востребованным специалистом. Иными словами — это soft skills, или так называемые «гибкие навыки», которые, независимо от рода деятельности и профессии, помогают работать и взаимодействовать с другими людьми, общаться, выстраивать коммуникацию, решать важные жизненные задачи. Тема «soft skills» в настоящее время очень актуальна, так как навыки коммуникации, эмоционального интеллекта, тайм-менеджмента, критического мышления, управления проектами и т.п. востребованы как никогда.

В настоящее время наблюдается дезинтеграция общества вследствие дистанцирования и смены форматов работы, образования и проведения досуга. В этой ситуации происходит рост предпринимательства и предпринимательской культуры, кросс-функциональности и «портфельной занятости», мобильности. Знания претерпевают существенную трансформацию, информация устаревает, и ей на смену стремительно приходит новая.

В этих условиях меняется роль руководителя, растет необходимость в лидерских компетенциях и умении управлять командой, осуществлять наставническую роль и владеть навыками командного игрока.

Эти компетенции новые, актуальными становятся «гибкие» навыки — soft skills, главными в которых являются коммуникативная культура и стратегический менеджмент.

Комментарий эксперта

Рынок онлайн-образования и бизнес-образования продолжает стремительно расти, и эта тенденция, скорее всего, сохранится на протяжении следующих 10—20 лет. Причин этому множество.

Во-первых, в наше время происходит много изменений, и люди все больше осознают, сколько всего они не знают. Если 15—20 лет назад было не так много поводов для этого, то сейчас даже общение ставит перед нами новые вопросы, термины и вызовы. Это затрагивает и бизнес-среду: необходимо адаптироваться к изменяющейся конкуренции и международным условиям. В результате компании вынуждены менять подходы к управлению и взаимодействию с сотрудниками, клиентами и партнерами.

Во-вторых, стоит отметить изменение культурных ориентиров: сейчас успешные бизнес-стратегии все чаще требуют учета восточных подходов, в отличие от ранее доминировавших европейских. Это подчеркивает необходимость постоянного обучения.

В-третьих, поколение зумеров, рожденных в эпоху цифровых технологий, — также меняет подход к образованию и менеджменту. Эти люди выросли в мире социальных сетей и видеоплатформ, что влияет на их восприятие действительности и принятие решений. У них другое мышление, и бизнесу необходимо адаптироваться к этому и понимать, как работать с новым поколением сотрудников.

Добавлю, что современные люди сталкиваются с постоянным стрессом и нехваткой времени, что заставляет их искать способы оптимизации своей жизни.

Бизнесу не хватает стратегического видения и мышления, что становится серьезной проблемой. В современном мире, где люди постоянно проверяют свои телефоны, они становятся неспособными сосредоточиться надолго. Максимум, на что они способны, — это 20 минут концентрации.

Это приводит к тому, что люди становятся менее терпеливыми и настойчивыми. Широкий выбор товаров и услуг делает их склонными к быстрому отказу от того, что требует времени и усилий. Например, если в магазине продукт сложно понять, проще выбрать что-то более привычное. Аналогичная ситуация и в отношениях: если с кем-то не складывается сразу, многие предпочитают найти кого-то другого, с кем «все быстро получится».

Эти тенденции указывают на то, что бизнесу нужно развивать у людей критическое мышление, чтобы они могли лучше анализировать и принимать обоснованные решения, а не поверхностные, основанные на моментальных импульсах. Кроме того, важным аспектом является развитие коммуникативных навыков. Люди часто не умеют договариваться и понимать других, поэтому тренинги по коммуникации набирают популярность и будут продолжать расти. Эмпатия и умение работать в команде становятся необходимыми навыками.

Также актуальна тема ответственности и лидерства. Многие люди избегают брать на себя ответственность, так как это требует усилий, а современная культура поощряет стремление к легким удовольствиям. Поэтому необходимо развивать у людей готовность принимать долгосрочные решения как в личной жизни, так и в бизнесе.

Кроме вышеперечисленного, важны управленческие навыки: умение правильно организовывать работу и планировать. Это схоже с предыдущими пунк­тами, но требует отдельного внимания. В итоге основные недостатки, с которыми сталкивается бизнес, заключаются в мышлении, коммуникации, ответственности и управлении.