Артем Евсеев,
руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal
Несмотря на очевидную ценность этой инициативы для защиты прав граждан, реализация предложенных мер вызывает ряд вопросов.
Существующее законодательство уже позволяет компаниям обрабатывать персональные данные в рамках исполнения договоров с потребителями. В связи с этим возникает вопрос: будет ли новый законопроект требовать от продавцов получать отдельное согласие на обработку данных даже при заключении договора? Если да, это значительно усложнит деловой процесс, так как продавцам придется включать в свои процедуры дополнительные формы для подписания, обучать сотрудников, менять процедуру заказа товара и пр.
Также неясно, что подразумевается под требованием оформить согласие «отдельно»? Должен ли это быть полностью отдельный документ, или же согласие может быть включено в общий договор, но потребитель должен поставить дополнительную подпись напротив соответствующей формулировки? В настоящее время Роскомнадзор требует отдельного согласия на обработку данных для каждой цели, это уже реализуется компаниями с помощью добавления соответствующего поля для подписей в своих формах.
Особое внимание следует уделить аспектам, связанным с электронной коммерцией, так как значительная часть сделок совершается онлайн. В этом контексте непонятно, как нужно будет оформить согласие через «чек-боксы» на сайте. Неоднозначность формулировок может привести к многочисленным правовым рискам для интернет-магазинов.
Кроме того, возникает вопрос: будут ли считаться нарушением ситуации, когда потребитель просто заходит на сайт и просматривает товары без регистрации? При этом автоматически обрабатываются cookie-файлы, IP-адреса и другие технические идентификаторы, которые уже признаны Роскомнадзором как персональные данные. Однако у потребителя нет возможности дать отдельное согласие на такую обработку, хотя он, очевидно, благодаря такой обработке получает доступ к информации о товарах.
Законопроект также запрещает продавцам и агрегаторам ограничивать доступ потребителей к информации о товарах при отказе последних от предоставления персональных данных.
В России уже существует достаточно детализированное регулирование, защищающее права потребителей как субъектов персональных данных. Введение дополнительных, еще более обременительных для бизнеса требований, может показаться излишним. Гораздо более эффективным было бы не ужесточение законодательства, а его более строгое исполнение и обеспечение защиты существующих норм.
Тем не менее если законодатели доработают формулировки законопроекта, прояснят порядок оформления «отдельного» согласия в случае заключения договора, а также урегулируют вопросы, связанные с обработкой данных при использовании сайтов и цифровых платформ, то это может создать позитивный эффект для цифровой экономики России.