Государство усиливает борьбу с «бумажным» НДС за счет введения специального состава в Уголовный кодекс

| статьи | печать

В последнее время широкое распространение получила деятельность, связанная со сбытом подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Схема такая: злоумышленники покупают организации, зарегистрированные на подставных лиц. И от имени этих организаций делают подложные счета-фактуры и налоговые декларации, на основании которых впоследствии недобросовестные налогоплательщики предъявляют НДС к вычету. Счета-фактуры и налоговые декларации сбываются заказчику либо по его поручению предоставляются в налоговые органы. За это организаторы берут вознаграждение в виде 2—3% от суммы фиктивно подтвержденных налоговых вычетов. Только за 2021 г. таким образом, по данным ФНС России, было оформлено незаконных налоговых вычетов на сумму порядка 1 трлн руб. Действующие нормы особенной части Уголовного кодекса РФ не позволяют применить к организаторам такой противоправной деятельности меры уголовного воздействия, соответствующие общественной опасности их деяния. В связи с этим и с целью устранения неопределенности в квалификации организации деятельности по представлению в налоговые органы и (или) сбыту заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций (расчетов) УК РФ дополнен новой ст. 173.31 , предусматривающей уголовную ответственность за данное деяние. Опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты оценили поправки неоднозначно.


1 13.11.2024 закон поступил в СФ РФ (в Госдуме законопроект № 263208-8).

Комментарий эксперта

Длительное время вне поля зрения законодателей оставалась целая отрасль, способствовавшая получению незаконных налоговых вычетов. Криминализация таких действий посредством введения в УК РФ новой ст. 173.3 устранила законодательный пробел, при котором было невозможно привлечение к уголовной ответственности лиц, осуществлявших содействие в уклонении от уплаты налогов.

Так, с учетом этого в УК РФ вводится ст. 173.3 «Организация деятельности по представлению в налоговые органы и (или) сбыту заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций (расчетов)». Согласно ее положениям уголовно наказуемым является совершение указанных в названии этой статьи действий от имени юридических лиц, образованных через подставных лиц, либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путем. При этом необходимо иметь в виду, что обязательным признаком данного состава преступления будет являться последствие в виде извлечения дохода в крупном размере, которым будет признаваться сумма от 3,5 млн руб.

Максимальная санкция за данное деяние будет предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет.

При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 173.3 УК РФ, будет возможность освобождения от уголовной ответственности при перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате совершения преступления, и денежного возмещения в размере двукратной суммы дохода (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ).

По части 2 ст. 173.3 УК РФ будет следовать наказание за совершение аналогичного указанному в ч. 1 деяния, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо сопряженного с извлечением дохода в особо крупном размере, то есть в размере от 13,5 млн руб. Максимальная санкция за деяние предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Подводя итог проведенному анализу новой нормы, можно прийти к выводу о том, что уголовно наказуемыми будут являться действия лиц, организовавших работу специальных «платформ», сбывающих и (или) предоставляющих в налоговый орган заведомо подложные счета-фактуры и (или) налоговые декларации (расчеты) от имени фирм-однодневок.

К уголовной ответственности по ст. 173.3 УК РФ должны будут привлекаться лица, создавшие такие «платформы» и управлявшие их работой, но не исключаются риски привлечения к уголовной ответственности и рядовых сотрудников, поддерживавших работу таких «платформ», за пособничество в совершении данного преступления.

Необходимо отметить, что уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, обратной силы иметь не будет, однако в случае продолжения работы таких «платформ», предоставляющих возможность приобрести подложные счета-фактуры и (или) налоговые декларации (расчеты) от имени фирм-однодневок, действие уголовного закона будет распространяться на таких лиц за деяния, совершенные после вступления данного закона в силу.

Комментарий эксперта

Согласно закону УК РФ дополнен ст. 173.3, устанавливающей ответственность за сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Ответственность по ч. 1 данной статьи предусмотрена за совершение указанного деяния при причинении крупного ущерба гражданам или организациям либо при извлечении дохода в крупном размере.

В то же время ч. 2 этой статьи предусматривает наличие особо квалифицирующих признаков: совершения деяния организованной группой, либо причинения особо крупного ущерба гражданам или организациям, либо сопряженности деяния с извлечением дохода в особо крупном размере.

Одновременно закон вносит изменение и в примечание к ст. 173.1 УК РФ, содержащее определение подставного лица: предлагается распространить применение данного примечания и к ст. 173.3 УК РФ.

Кроме того, закон предусматривает внесение соответствующих изменений в УК РФ и УПК РФ с целью установления возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба. При этом предварительное расследование преступлений, предусмотренных законом, будет отнесено к компетенции следователей органов внутренних дел РФ либо следователей органа, выявившего эти преступления.

Действительно, в настоящее время в УК РФ отсутствует норма, в соответствии с которой лица, сбывающие заведомо подложные счета-фактуры и налоговые декларации, могут быть привлечены к ответственности на этапе сбыта, а не в рамках пособничества по ст. 199 УК РФ. Также за сбыт заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций представляется невозможным и привлечение к ответственности по ст. 327 УК РФ в связи с тем, что они не могут быть признаны официальными документами, предоставляющими права или освобождающими от обязанностей. Совершение указанного деяния не подпадает и под иные статьи, предусматривающие ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности. При этом нарушение налогового законодательства с использованием заведомо подложных документов, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, обладает достаточно высокой степенью общественной опасности, поскольку существенно нарушает интересы государства.

Вместе с тем, представляется, может возникнуть конкуренция между ст. 173.3 УК РФ и ст. 199 УК РФ, предусматривающей привлечение к ответственности за уклонение от уплаты налогов путем представления заведомо ложных сведений и также позволяющей привлекать к ответственности лиц, сбывающих заведомо подложные счета-фактуры и налоговые декларации, в качестве пособников по данной статье.

В свою очередь, их конкуренция может повлечь за собой правовую неопределенность и значительные трудности при разграничении данных преступлений в правоприменительной практике.

Комментарий эксперта

Отсутствие специальной нормы в УК РФ не означает, что продавцы «бумажного» НДС не привлекаются к уголовной ответственности. На практике следователи и оперативники квалифицируют такие деяния совершенно по иным статьям. Довольно часто правоохранителями рассматривается возможность квалификации таких действий как соучастия в уклонении от уплаты налогов, но подобные инициативы осложняются проблемами, связанными с доказыванием умысла организаторов площадок на соучастие в совершении конкретного налогового преступления. Продавцов бумажного» НДС также довольно часто привлекают к уголовной ответственности по ст. 187 УК РФ, предусматривающей наказание за неправомерный оборот средств платежей.

И вот в середине ноября Госдума довольно оперативно приняла закон, которым УК РФ был дополнен ст. 173.3, карающей за сбыт заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Новый уголовный состав является тяжким и предусматривает лишение свободы до семи лет, а срок давности привлечения к уголовной ответственности по ней составит 10 лет.

Напомним, что согласно закону подложными счетами-фактурами признаются лишь те, которые отгружены с компаний, где руководителями являются подставные лица (то есть «номиналы», которых либо ввели в заблуждение, либо у них не было цели управлять юридическим лицом).

Можно предположить, что введение новой нормы не решит проблемы, и стоимость противоправной услуги существенно вырастет, так как в нее будет закладываться еще риск привлечения к уголовной ответственности, а компании, продающие такие услуги, лишь будут более тщательно выстраивать преступные схемы.