Предприниматели просят власти не увлекаться регулированием цен

| статьи | печать

Ведущие игроки на рынке розничной торговли продолжают сдерживать рост цен на социальнозначимые товары, но предупреждают, что регуляторные меры могут привести к дисбалансу на рынке. В октябре крупные торговые сети смягчали ценовое давление по всем основным продовольственным категориям, а на некоторые продукты (картофель, капусту белокочанную, морковь и лук репчатый) они удерживали цены ниже закупочных.

Производители, поставщики и ретейл фиксируют повышенный рост издержек: растут затраты на персонал, оборудование, транспорт, тарифы ЖКХ. Об этом говорили на заседании Комиссии по торговле и потребительскому рынку Российского союза промышленников и предпринимателей, где ситуация с динамикой цен на продовольственные товары стала одним из ключевых вопросов повестки.

Из-за роста себестоимости производства многих товаров тянутся вверх и закупочные цены. Также в IV квартале инфляцию дополнительно подстегивают сезонный фактор, итоги урожая и высокий спрос. Тем не менее, как было заявлено в ходе мероприятия, крупный ретейл продолжает сдерживать цены на социально значимые продовольственные товары: в крупных торговых сетях базовые продукты значительно дешевле, чем в среднем по стране, а средняя наценка на них составляет около 5%.

Участники встречи отметили, что благодарны правительству за поддержку со стороны. По их словам, руководство страны не стремится применять резкие регуляторные меры в рамках работы по сдерживанию инфляции. Это дает возможность бизнесу не только справиться с текущими вызовами, но и сделать задел для развития, сохранив инвестиционные возможности.

В то же время представители отрасли и эксперты выразили озабоченность отдельными инициативами по регулированию цен и торговых наценок. «Инициативы по регулированию цен и торговых наценок могут привести к дисбалансу цен на ключевые продовольственные товары. Почти 96% торговой наценки — это фактические затраты ретейла на зарплату, аренду, оборудование, логистику, эквайринг. Только 4% сети направляют на возврат инвестиций и чистую прибыль, которая на протяжении десятка лет для большинства компаний держится на уровне 2—3%», — отметил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

По мнению заместителя председателя комиссии РСПП по торговле и потребительскому рынку, управляющего директора ПАО «Магнит» Анны Мелешиной, вопрос ценообразования на потребительском рынке как никогда актуален. «Необходимо формировать правильный контекст для потребителя, не допускать неверного понимания этих процессов со стороны регуляторов, продолжать курс сбалансированного поведения бизнеса», — подчеркнула спикер.

Напомним, что в октябре ФАС России опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов информацию об инициативе, предусматривающей заключение соглашений о стабилизации цен между органами власти и бизнесом на все товары, а не только на социально значимые. Поправки предлагалось внести в постановление Правительства РФ от 26.04.2023 № 662. Его действие антимонопольное ведомство хотело распространить для всех регионов на любые товары, за исключением тех, на которые введено государственное регулирование цен уже в ноябре этого года.

Среди мер, требующих внимательного изучения их воздействия на экономику регионов и доступность потребительских товаров, участники заседания называли региональные инициативы по ограничению продажи алкоголя. Они считают, что избыточные ограничения могут снизить возможности ретейла обеспечивать низкие цены на товары первой необходимости, привести к закрытию части торговых точек самого востребованного формата «магазин у дома», а также стать причиной перетока потребления в серую зону и как следствие, значительному росту нелегального рынка алкогольной продукции сомнительного качества.

Комментарий эксперта

Миф о саморегулируемости рыночной экономики, скормленный ельцинским реформаторам девяностых, видимо при соответствующей системе личной мотивации, американскими экономистами и политиками, давно развенчан. Трудно найти пример развитой экономки, в которой нет антимонопольного ведомства, порой осуществляющего самую жесткую регуляторную политику. Но где заканчиваются границы разумного регулирования, направленного на экономический рост и создание предсказуемых условий для бизнеса и долгосрочного инвестирования, и начинается использование государственного административного ресурса в целях реализации недобросовестной конкуренции? И снова возвращаемся к развитию сильного реального сегмента МСП, низкому спросу на инновации, качеству менеджмента компаний, сверхнизкой производительности труда и т.д., то есть так и не решенным за более чем 30 лет новой истории проблемам российской экономики.

Что касается региональных инициатив в сфере оборота алкоголя, то здесь позиция должна быть максимально возможно ограничительной, но не забывая о теневом рынке. Зарабатывают на распространении алкоголя конкретные бизнесмены, а платят за последствия в виде увеличения нагрузки на систему здравоохранения социальные и пенсионные фонды, все.