Климат по средствам. Россия за экологичную экономику, но с разумными затратами

| статьи | печать

С 11 по 22 ноября Баку стал экологической столицей мира. Представительные делегации со всей планеты съехались в Азербайджан для участия в климатической конференции ООН. Российская сторона в ходе официальных мероприятий обозначила свою позицию. Москва заявила о стремлении построить экономику с низким уровнем выбросов парниковых газов, но при этом призвала участников форума к практичному подходу к климатической политике.

Россия выступает за диверсификацию путей достижения целей устойчивого развития и построения экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов с учетом различий стран в географическом положении, уровня экономического развития и доступа к технологиям. Национальные меры по смягчению последствий перехода должны реализовываться с разумными затратами. Об этом заявил директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России Никита Кондратьев в ходе круглого стола высокого уровня по справедливому переходу, который прошел в Баку в рамках 29-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Международное сотрудничество, по словам Н. Кондратьева, является ключевым фактором в обеспечении справедливых путей перехода в процессе достижения климатических целей Парижского соглашения. При этом мировым экономикам не следует допускать никакой дискриминации в отношении международных финансовых потоков и международной торговли, поскольку это ухудшает экономическое положение стран и негативно влияет на их устойчивое развитие. Неприемлемым является также и введение односторонних ограничительных мер в отношении финансов и передачи технологий в области низкоуглеродного развития и программ сотрудничества.

«Странам необходимо предоставить право самостоятельно выбирать национальные меры по смягчению последствий в соответствии с их конкретными национальными обстоятельствами и приоритетами развития. Передовые климатические технологии должны быть доступны всем нуждающимся странам», — подчеркнул Н. Кондратьев.

Для России, по его словам, решение проблемы изменения климата является одним из приоритетов. К 2030 г. страна поставила цель сократить выбросы парниковых газов до 70% по сравнению с 1990 г. В России удалось сформировать принципиально новое регулирование — разработать «климатическую» инфраструктуру, ввести практику сбора углеродной отчетности с крупнейших предприятий, развивать добровольный углеродный рынок, тестировать в Сахалинской области механизмы ограничения и торговли квотами на выбросы, которые позволят достигнуть углеродной нейтральности уже к концу 2025 г.

«К 2050 г. мы планируем сократить чистые выбросы парниковых газов до 20% по сравнению с уровнем 1990 г. Климатическая доктрина поставила цель достичь углеродной нейтральности к 2060 г., — отметил представитель Минэкономразвития. — У нас уже есть низкоэмиссионный энергетический баланс. Почти четверть его составляют возобновляемые источники энергии гидро-, солнечные, ветровые электростанции, еще 29% приходится на ядерную генерацию с нулевым выбросом углерода. В плане использования ископаемого топлива ключевую роль играет природный газ, который составляет 50% от общей установленной мощности. Это самое низкоуглеродное ископаемое топливо из всех».

Н. Кондратьев заявил, что формируется собственная система мониторинга и прогнозирования изменения климата, активно развиваются инструменты зеленого финансирования и наука для принятия климатических решений, принята таксономия данных зеленых проектов и проектов перехода. Все это важно для привлечения частных инвестиций в сокращение выбросов и систему независимой оценки деятельности компаний в рамках инвентаризации выбросов, исследований углеродного следа продукции и реализации климатических проектов.

Насколько активно идет процесс привлечения частных инвестиций в зеленую экономику? Что нужно для увеличения сектора?

Комментарий эксперта

В 2019 г. на Московской бирже для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых проектов был создан Сектор устойчивого развития, который вполне успешно функционировал пять лет. За предыдущие годы росло количество выпусков зеленых облигаций и объем привлеченных эмитентами ценных бумаг средств. Пик обращающихся на биржевом рынке зеленых облигаций пришелся на декабрь 2023 г. и составил 231 млрд руб. При этом ключевыми инвесторами в зеленые облигации и иные инструменты финансирования устойчивого развития остаются банки, негосударственные пенсионные фонды и страховщики. На долю домохозяйств приходится всего около 3% инвестиций в инструменты финансирования устойчивого развития.

В 2024 г. на рынке зеленого финансирования начали наблюдаться стагнационные явления. Одним из объяснений подобной тенденции стал рост стоимости финансирования, в том числе из-за роста ключевой ставки Банка России.

Кроме того, на российском рынке всегда недоставало импакт-инвесторов, которые готовы пожертвовать частью прибыли ради достижения положительных социальных или экологических эффектов. Проще говоря, сектор устойчивого развития рассматривается как инвестиционная альтернатива традиционным инвестициям. Однако зачастую зеленые или адаптационные проекты обладают меньшей доходностью по сравнению с традиционными проектами, что в условиях роста стоимости финансирования делает их нерентабельными. Частным инвесторам выгоднее и безопаснее купить обычные ОФЗ или открыть банковские депозиты, чем инвестировать в зеленые финансовые инструменты. Для увеличения сектора зеленого финансирования необходимо снижение стоимости ресурсов на рынке. Поэтому крайне важно приступить к снижению ключевой ставки Банка России в 2025 г.

Помимо этого, правительство может рассмотреть налоговые льготы для инвесторов в зеленые или адаптационные финансовые инструменты, а также механизмы субсидирования процентных ставок по инструментам финансирования устойчивого развития.

Для привлечения частных инвестиций также можно порекомендовать и развитие цифровых платформ. Так Инновационный центр Банка международных расчетов и Денежно-кредитное управление Гонконга успешно разработали два прототипа цифровых платформ, которые воплощают в жизнь идею о том, что инвестор может загрузить приложение на смартфон и инвестировать любую сумму в безопасные государственные облигации, которые будут способствовать развитию зеленых проектов.

В течение срока действия облигации инвестор может не только видеть начисленные проценты, но и отслеживать в режиме реального времени, сколько экологически чистой энергии вырабатывается, и последующее сокращение выбросов CO2, связанное с инвестициями. Далее инвестор может продать облигации на прозрачном рынке.

Комментарий эксперта

Государство задает вектор развития для климатических инициатив и частного бизнеса. Предприниматели, инвесторы, эксперты и верификаторы принимают общие правила игры, но законодательство оставляет значительное пространство для импровизации. В условиях отсутствия законодательного «кнута» и «пряника» индустрия самостоятельно формирует механизмы поощрения и наказания, где-то «додумывая», а где-то предвосхищая государственную логику.

Такая самоорганизация дает свои плоды—многие частные инициативы превращаются в зрелую инфраструктуру, которая может быть узаконена государством практически без корректировок. Организации поощряют друг друга за реализацию экологических проектов, а отсутствие «зеленых» инициатив ведет к понятному воплощению «кнута» в рыночной экономике — а именно упущенной выгоде. Климатическая повестка, безусловно, сможет развиваться в условиях подобной самоорганизации — и уже привлекает инвесторов. Но создание законодательных «кнутов» и «пряников» увеличит приток инвестиций в несколько раз. Государство ответственно подходит к выбору точек приложения собственных усилий — регулятор не видит необходимости накрывать индустрию пакетом из жестких предписывающих законов и нормативов. Это работало и продолжает работать, но Россия все ближе подходит к точке, когда гринтеху понадобятся более определенные рамки для большей консолидации капитала вокруг экологического трека.