Кнут и пряник. Бороться с картелями помогают рост штрафов и механизм признаний

| статьи | печать

Федеральная антимонопольная служба считает, что российская программа смягчения административной ответственности для лиц, заключивших антиконкурентные соглашения, показывает хорошие результаты. Эксперты отмечают, что так называемый механизм признаний — один из самых действенных инструментов в мире. Он особенно эффективен в сочетании с увеличением штрафов за создание картелей, но пока еще нуждается в доработке.

Об эффективности реализации российской программы смягчения административной ответственности для лиц, заключивших антиконкурентные соглашения заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Клара Батанова заявила в рамках IX Международной научнопрактической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование», где состоялось заседание рабочей группы БРИКС по картелям. Так, по статистике центрального аппарата службы, с 2021 по 2023 г. количество поданных признаний об участии в картеле увеличилось в несколько раз. Как пояснили в ведомстве, этому способствовало внесение изменений в Закон о защите конкуренции. Речь идет об упорядочивании процедуры подачи таких признаний в ФАС России и освобождении от административной ответственности на этапе комиссионного рассмотрения дела.

Спикер также отметила, что антимонопольная служба уделяет большое внимание публичному освещению вопросов освобождения от административной ответственности, что способствует дальнейшему отказу от участия в антиконкурентном соглашении.

Своим опытом по пресечению картелей поделились и иностранные коллеги. Директор департамента Комиссии по конкуренции Индии Нандан Кумар сообщил, что в стране также действует программа смягчения наказания за заключение антиконкурентных соглашений для заявителей. Она предусматривает частичное снижение штрафов. Подобная мера стимулирует нарушителей предоставлять информацию в обмен на смягчение наказания.

Представитель Главного государственного управления по надзору за рынком КНР Хэ Чичжи подчеркнул, что в Китае особое внимание уделяется просветительской работе. Важным инструментом профилактики картельных сговоров являются встречи сотрудников ведомства с руководителями компаний.

Руководитель отдела конкуренции ЮНКТАД Тереза Морейра и ведущий эксперт Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Джан Марко Солас обратили внимание на важность международного сотрудничества конкурентных ведомств в борьбе с картельными сговорами, в том числе для повышения эффективности выявления и расследования трансграничных картелей. В частности, Т. Морейра отметила, что для этого важна разработка рекомендаций по выработке методов борьбы с трансграничными картелями на площадках таких международных организаций, как ЮНКТАД, а также в рамках региональных объединений. 

Благоприятная почва для сговоров

Ранее, подводя итоги антикартельной деятельности за 1-е полугодие 2024 г., российское антимонопольное ведомство сообщило, что лидерами по количеству ограничивающих конкуренцию соглашений по-прежнему являются отрасли строительства и дорожного хозяйства, а также поставка лекарственных препаратов и медицинских изделий. Нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемый период установлены при реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Здравоохранение», «Демография», «Образование».

За шесть месяцев служба возбудила 170 дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности. 85% картельных сговоров выявляется на госзакупках. Сговоры на торгах выявлены в 61 регионе. В качестве ответчиков по делам ведомство привлекло 229 хозяйствующих субъектов и 65 заказчиков. Ограничивающие конкуренцию соглашения охватили 887 закупок с общей суммой НМЦК 64,2 млрд руб.

Как рассказал на тематической сессии в рамках III Всероссийской конференции в сфере закупок замначальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Олег Дубков, за заключение антиконкурентных соглашений на торгах предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. По данным антимонопольной службы, за 1 полугодие 2024 г. по таким нарушениям в бюджет было взыскано порядка 554 млн руб.

Новые меры борьбы с нарушениями

Представитель ведомства подчеркнул, что ФАС постоянно работает над совершенствованием инструментов борьбы с картелями. Так, в августе текущего года президент России подписал закон, увеличивающий штрафы за воспрепятствование антикартельным проверкам. Ранее максимальный штраф для юридических лиц за такие нарушения составлял 10 тыс. руб., а если это приводило к невозможности проведения или завершения ревизии — 50 тыс. руб. Эти суммы не сдерживали противоправное поведение проверяемых компаний, в результате чего специалисты ФАС России не могли собирать необходимые для расследования доказательства.

Принятый закон ужесточил штрафы за воспрепятствование проведению проверок на предмет признаков заключения антиконкурентных соглашений для юридических лиц с дифференциацией по выручке. Теперь размер штрафов составит:

  • при выручке до 120 млн рублей — штраф в размере 100 тысяч рублей;

  • от 120 млн до 800 млн руб. — 500 тыс. руб.;

  • от 800 млн до 2 млрд руб. — 1 млн руб.;

  • от 2 млрд руб. — штраф 2 млн руб.

Комментируя новый нормативный акт, антимонопольная служба отметила, что речь идет об усилении санкций за совершение противоправных действий, которое не затронет добросовестных предпринимателей и не увеличит административную нагрузку на них. Закон вступил в силу с 18 августа 2024 г.

Как уже говорилось выше, помимо жестких мер, ведомство делает ставку на реализацию норм «мягкого» права, предусматривающую добровольную подачу признаний с целью освобождения от ответственности. Повышение эффективности признаний — один из целевых показателей Межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2024—2028 гг. По данным ФАС, на сентябрь 2024 г. по 60% рассматриваемых дел антимонопольная служба зафиксировала такие заявления.

Специалисты считают, что механизм признаний действительно является эффективным инструментом борьбы с картелями, но его использование должно быть частью комплексного подхода. «Необходимо сочетание правовых, организационных и экономических мер для достижения устойчивого результата в противодействии картельным соглашениям. Важно также учитывать международный опыт и современные технологические возможности для повышения эффективности антикартельной политики», — сказал «ЭЖ» Андрей Жолудев, член коллегии адвокатов «Московский юридический центр».

На что предлагают обратить внимание эксперты — в комментариях.

Комментарий эксперта

Борьба с нарушением антимонопольного законодательства, картельными сговорами осложняется проблемой сбора доказательной базы. И если сегодня на службе сотрудников ФАС уже есть инструменты работы с большими данными и искусственный интеллект, который из массы конкурсов на закупки и коммерческих сделок позволяет вычленить подозрительные операции, то дальнейшая работа по подготовке документов в суд для исполнения антимонопольных законов часто занимает много времени и сил.

Сложность сбора доказательств и достаточно мягкое наказание за нарушение закона ведет к тому, что картельные сговоры, коррупционные схемы приводят к росту цен, нецелевому использованию государственных средств и созданию социальной напряженности. По данным экспертов, только нарушения антимонопольного законодательства в государственных закупках ведут к потере около 2% ВВП. Ужесточение антимонопольного законодательства позволяет повысить риски для участников картельных сговоров, однако данная мера требует от преступников осмотрительности, что влияет на раскрываемость сговора. Именно для повышения уровня раскрываемости преступлений для участника картельного сговора, первого заявившего о данном сговоре, теперь в законодательстве предусмотрено послабление наказания.

Данная мера основана на форме неоптимального устойчивого выбора теории Джона Нэша и уже начала приносить плоды. То есть эти две стратегии: ужесточение наказания за преступление и послабление за сотрудничество — позволяют, с одной стороны, собрать доказательную базу, а с другой, с учетом, что наказание для участника сговора все же остается, снизить вероятность ложных доносов.

Однако сегодня в условиях высоких информационных шумов в поведенческой экономике для получения сверхприбыли на потребительских рынках уже достаточно не организовывать картельное соглашение с конкурентами, а просто запустить информацию о подорожании или сокращении объектов продаж определенного вида товаров. Ажиотаж, возникающий в СМИ по поводу роста цен, и неконтролируемое тиражирование данной информации создают эффект картельного сговора, ведут к росту цен и получению сверхприбыли компаниями отрасли. Мы периодически можем наблюдать этот эффект последнее время.

Комментарий эксперта

В целом запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения установлен ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Есть некоторые исключения по заключению антиконкурентных соглашений, но они относятся к лицам, которые ведут один бизнес (участникам/акционерам общества), к франшизе или для сторон «вертикальных» соглашений (при условии соблюдения дополнительных ограничений по роли в производственной цепочке и по обороту компании).

В остальных случаях нарушение антимонопольного законодательства может привести к административной ответственности (в том числе к значительным материальным санкциям) и даже —к уголовной (ст. 178 УК РФ).

Рассматриваемые меры начали обсуждаться еще в 2012 г., сам законопроект был внесен в Государственную Думу на рассмотрение в 2019 г., а нормы, фактически императивно устанавливающие освобождение от ответственности и четкий порядок для этого, вступили в действие в 2022 г. (в части торгов —с текущего года). Так, если лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством), добровольно заявившее в ФАС о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения либо об осуществлении недопустимых согласованных действий, освобождается от ответственности за правонарушения, если на такой момент антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном правонарушении, заявитель отказался от дальнейшего участия в соглашении либо от дальнейшего осуществления согласованных действий, представленные сведения и документы являются достаточными для установления события правонарушения. При этом освобождению подлежит лицо, первым выполнившее все вышеуказанные условия, а второе и третье лица, исполнившие данные условия, наказываются минимальным размером штрафа в соответствии с определенной частью ст. 14.32 КоАП РФ (схожие условия закреплены и для смягчения/освобождения от уголовной ответственности). Исходя и базы решений ФАС, после принятия механизма о смягчении ответственности количество признания уполномоченным органом картелей снизилось примерно в два раза. Таким образом, меры можно считать достаточно действенными.

Тем не менее исходя из практики отметим, что предприниматели часто заключают соглашения о неконкуренции не с целью установления монополии на определенном товарном рынке или установления монопольных цен. Часто заключение соглашения о неконкуренции рассматривается сторонами как инструмент, который обеспечит быстрый запуск бизнеса или запуск бизнеса на непродолжительный период (то есть когда траты на создание общества, полное ведение его деятельности или организация совместной деятельности без образования юридического лица нерентабельны) либо где бенефициарам важно обеспечить сохранность конфиденциальных сведений о бизнес-модели, о партнерах (в силу трудности доказывания неправомерного разглашения таких сведений, даже при надлежащем внедрении коммерческой тайны компании) —в этих случаях действительно соглашение могло бы быть простым и эффективным инструментом. Поэтому, по-нашему мнению, важно установить порядок для заключения таких соглашений с указанными выше целями, определить, что будет являться подтверждением преследования сторонами такой цели, чтобы исключить применение санкций как для недобросовестных участников рынка по формальным признакам.

Комментарий эксперта

Картели представляют собой одну из самых серьезных угроз для конкурентной среды. Они могут значительно искажать рынок, увеличивать цены и снижать качество товаров и услуг. В последние годы в России был предпринят ряд мер, направленных на борьбу с антиконкурентными соглашениями, включая внедрение механизма признаний для тех, кто участвует в картельных сговорах.

Согласно данным, представленным Федеральной антимонопольной службой (ФАС), с 2021 г. количество поданных признаний об участии в картелях значительно увеличилось. Это свидетельствует о том, что механизмы смягчения ответственности, введенные в Закон о защите конкуренции, действуют как стимул для участников картелей раскрывать информацию о сговорах. Программа смягчения административной ответственности позволяет лицам, признавшим свое участие в картеле, избежать серьезных штрафов или получить более мягкие санкции. Это создает определенные стимулы для компаний и индивидуумов, чтобы сотрудничать с антимонопольными органами. Такие меры могут привести к более активному выявлению картелей и, соответственно, к снижению их влияния на рынок.

Анализ международного опыта показывает, что механизмы признаний, такие как программы whistleblower, успешно функционируют в других странах. Например, в США и ЕС такие программы способствовали выявлению множества картелей и антиконкурентных соглашений. Российская практика, судя по всему, идет в том же направлении.

Несмотря на положительные изменения, важно понимать, что точные данные о снижении общего числа картелей в России могут быть трудноизмеримыми. Некоторые факторы, которые следует учитывать:

  • Статистика. Общее число зарегистрированных картелей может изменяться в зависимости от ряда факторов, включая экономическую ситуацию, активность антимонопольных органов и уровень информированности бизнеса о последствиях антиконкурентного поведения.

  • Период наблюдения. Программа смягчения ответственности действует относительно недавно, и для получения более точных данных нужно больше времени для анализа долгосрочных тенденций.

Для более эффективной борьбы с картелями и сокращения их количества в России можно предпринять следующие шаги:

  • Улучшение информированности. Необходимы активные информационные кампании для повышения осведомленности бизнеса о последствиях участия в картелях и о механизмах признаний. Компании должны понимать, что сотрудничество с антимонопольными органами может быть более выгодным, чем участие в сговорах.

  • Разработка новых инструментов. Важно развивать и внедрять новые инструменты, направленные на выявление и пресечение картелей, такие как анализ больших данных и использование технологий для мониторинга цен и рыночных структур.

  • Ужесточение санкций. В случае выявления картелей следует рассмотреть возможность ужесточения санкций для участников, не воспользовавшихся механизмами признаний. Это может стать дополнительным стимулом для раскрытия информации.

  • Сотрудничество с международными организациями. Укрепление сотрудничества с международными антимонопольными органами может привести к обмену опытом и лучшими практиками в борьбе с картелями.

  • Анализ и оценка результатов. Регулярная оценка эффективности действующих механизмов и программ позволит своевременно вносить изменения и адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Механизм признаний действительно показывает свою эффективность в борьбе с картелями в России. Статистика по увеличению поданных признаний свидетельствует о том, что изменения в законодательстве способствуют более активному сотрудничеству между бизнесом и антимонопольными органами. Тем не менее, для достижения более значительных результатов необходимо продолжать работу в этом направлении, улучшая информированность, разрабатывая новые инструменты и ужесточая санкции для нарушителей. Только комплексный подход позволит существенно снизить количество картелей и создать здоровую конкурентную среду в стране.