Федеральная антимонопольная служба считает, что российская программа смягчения административной ответственности для лиц, заключивших антиконкурентные соглашения, показывает хорошие результаты. Эксперты отмечают, что так называемый механизм признаний — один из самых действенных инструментов в мире. Он особенно эффективен в сочетании с увеличением штрафов за создание картелей, но пока еще нуждается в доработке.
Об эффективности реализации российской программы смягчения административной ответственности для лиц, заключивших антиконкурентные соглашения заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Клара Батанова заявила в рамках IX Международной научнопрактической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование», где состоялось заседание рабочей группы БРИКС по картелям. Так, по статистике центрального аппарата службы, с 2021 по 2023 г. количество поданных признаний об участии в картеле увеличилось в несколько раз. Как пояснили в ведомстве, этому способствовало внесение изменений в Закон о защите конкуренции. Речь идет об упорядочивании процедуры подачи таких признаний в ФАС России и освобождении от административной ответственности на этапе комиссионного рассмотрения дела.
Спикер также отметила, что антимонопольная служба уделяет большое внимание публичному освещению вопросов освобождения от административной ответственности, что способствует дальнейшему отказу от участия в антиконкурентном соглашении.
Своим опытом по пресечению картелей поделились и иностранные коллеги. Директор департамента Комиссии по конкуренции Индии Нандан Кумар сообщил, что в стране также действует программа смягчения наказания за заключение антиконкурентных соглашений для заявителей. Она предусматривает частичное снижение штрафов. Подобная мера стимулирует нарушителей предоставлять информацию в обмен на смягчение наказания.
Представитель Главного государственного управления по надзору за рынком КНР Хэ Чичжи подчеркнул, что в Китае особое внимание уделяется просветительской работе. Важным инструментом профилактики картельных сговоров являются встречи сотрудников ведомства с руководителями компаний.
Руководитель отдела конкуренции ЮНКТАД Тереза Морейра и ведущий эксперт Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Джан Марко Солас обратили внимание на важность международного сотрудничества конкурентных ведомств в борьбе с картельными сговорами, в том числе для повышения эффективности выявления и расследования трансграничных картелей. В частности, Т. Морейра отметила, что для этого важна разработка рекомендаций по выработке методов борьбы с трансграничными картелями на площадках таких международных организаций, как ЮНКТАД, а также в рамках региональных объединений.
Благоприятная почва для сговоров
Ранее, подводя итоги антикартельной деятельности за 1-е полугодие 2024 г., российское антимонопольное ведомство сообщило, что лидерами по количеству ограничивающих конкуренцию соглашений по-прежнему являются отрасли строительства и дорожного хозяйства, а также поставка лекарственных препаратов и медицинских изделий. Нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемый период установлены при реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Здравоохранение», «Демография», «Образование».
За шесть месяцев служба возбудила 170 дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности. 85% картельных сговоров выявляется на госзакупках. Сговоры на торгах выявлены в 61 регионе. В качестве ответчиков по делам ведомство привлекло 229 хозяйствующих субъектов и 65 заказчиков. Ограничивающие конкуренцию соглашения охватили 887 закупок с общей суммой НМЦК 64,2 млрд руб.
Как рассказал на тематической сессии в рамках III Всероссийской конференции в сфере закупок замначальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Олег Дубков, за заключение антиконкурентных соглашений на торгах предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. По данным антимонопольной службы, за 1 полугодие 2024 г. по таким нарушениям в бюджет было взыскано порядка 554 млн руб.
Новые меры борьбы с нарушениями
Представитель ведомства подчеркнул, что ФАС постоянно работает над совершенствованием инструментов борьбы с картелями. Так, в августе текущего года президент России подписал закон, увеличивающий штрафы за воспрепятствование антикартельным проверкам. Ранее максимальный штраф для юридических лиц за такие нарушения составлял 10 тыс. руб., а если это приводило к невозможности проведения или завершения ревизии — 50 тыс. руб. Эти суммы не сдерживали противоправное поведение проверяемых компаний, в результате чего специалисты ФАС России не могли собирать необходимые для расследования доказательства.
Принятый закон ужесточил штрафы за воспрепятствование проведению проверок на предмет признаков заключения антиконкурентных соглашений для юридических лиц с дифференциацией по выручке. Теперь размер штрафов составит:
-
при выручке до 120 млн рублей — штраф в размере 100 тысяч рублей;
-
от 120 млн до 800 млн руб. — 500 тыс. руб.;
-
от 800 млн до 2 млрд руб. — 1 млн руб.;
-
от 2 млрд руб. — штраф 2 млн руб.
Комментируя новый нормативный акт, антимонопольная служба отметила, что речь идет об усилении санкций за совершение противоправных действий, которое не затронет добросовестных предпринимателей и не увеличит административную нагрузку на них. Закон вступил в силу с 18 августа 2024 г.
Как уже говорилось выше, помимо жестких мер, ведомство делает ставку на реализацию норм «мягкого» права, предусматривающую добровольную подачу признаний с целью освобождения от ответственности. Повышение эффективности признаний — один из целевых показателей Межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2024—2028 гг. По данным ФАС, на сентябрь 2024 г. по 60% рассматриваемых дел антимонопольная служба зафиксировала такие заявления.
Специалисты считают, что механизм признаний действительно является эффективным инструментом борьбы с картелями, но его использование должно быть частью комплексного подхода. «Необходимо сочетание правовых, организационных и экономических мер для достижения устойчивого результата в противодействии картельным соглашениям. Важно также учитывать международный опыт и современные технологические возможности для повышения эффективности антикартельной политики», — сказал «ЭЖ» Андрей Жолудев, член коллегии адвокатов «Московский юридический центр».
На что предлагают обратить внимание эксперты — в комментариях.