Когда создание филиала не поможет уйти с УСН в середине года

| статьи | печать

Если намечается поступление значительных сумм «входного» НДС, компаниям бывает невыгодно оставаться на УСН. Чтобы потерять право на спецрежим, некоторые компании создают филиалы. Однако не всегда открытие филиала освобождает от применения УСН. Пример тому — рассматриваемое нами дело, выводы в котором будут актуальны для упрощенцев и в следующем году.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 29.10.2024 № Ф08-6979/2024 по делу № А53-30287/2023

Истец

ООО «Вилрус»

Ответчик

Межрайонная инспекция ФНС № 24 по Ростовской области

 

Суть дела

В 2021 г. компания, применяющая УСН, приняла решение о создании филиала. В налоговую было подано заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы. Также компания представила сообщение об утрате с 22 июля 2021 г. права на УСН в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. С этого момента она считала себя находящейся на общей системе налогообложения.

В ходе камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2022 г. налоговики отказали компании в вычетах «входного» НДС и доначислили ей налог и штраф. По мнению налоговиков, компания не утратила в 2021 г. право на УСН, поскольку создание филиала было формальным, не переходила на общую систему налогообложения с 1 января 2022 г., так как не подавала соответствующее сообщение.

Компания направила жалобу в вышестоящий налоговый орган, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд с требованием признать решение налоговиков незаконным.

Решение судов

Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. Они выяснили, что в ходе камеральной проверки представленной компанией декларации по НДС за III квартал 2021 г. налоговики обратились с запросом в инспекцию по месту нахождения филиала компании о проведении осмотра филиала. Осмотр показал, что по указанному адресу компания не располагается и деятельность не осуществляет. Какие-либо вывески, баннеры, почтовый ящик и т.п., свидетельствующие о наличии данной организации, отсутствуют. Расчеты по форме 6-НДФЛ и РСВ по филиалу в налоговый орган не представлялись, подавались только декларации по налогу на прибыль за 9 и 12 месяцев 2021 г. Данные декларации представлены с нулевыми показателями. Филиал расчетного счета не имеет.

Также был проведен допрос руководителя компании. Из него следует, что денежные средства за аренду помещения по адресу филиала не перечислялись, деятельность по адресу филиала никто не осуществляет с момента его открытия, директором никто не назначен. В III и IV кварталах 2021 г. сотрудники в филиале отсутствовали, директор филиала официально не трудоустроен, первичную документацию не подписывал, собеседование не проходил.

Учитывая эти факты, суды согласились с выводом налоговиков о формальном создании филиала с целью изменения режима налогообложения с УСН на общую систему налогообложения.

В декларации по НДC за I квартал 2022 г. компания отразила реализацию по счетам-фактурам. Соответствующие денежные средства поступили на счет компании. Следовательно, как обоснованно указала инспекция, компания в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ обязана исчислить и уплатить НДС, выделенный ей в счетах-фактурах. А вот заявленные в этой декларации вычеты НДС не подтверждены. Компания осуществила формальное открытие филиала с целью перехода на общий режим налогообложения. Необходимые признаки филиала, указанные в ст. 55 ГК РФ, отсутствовали. Создание филиала ограничилось лишь внесением сведений о нем в учредительные документы и ЕГРЮЛ и не сопровождалось реальным намерением осуществлять деятельность через обособленное подразделение. При этом формальное создание филиала позволило компании претендовать на заявление налоговых вычетов по НДС. Указанные факты свидетельствуют о наличии умысла, направленного на получение налоговой выгоды в виде минимизации налоговых отчислений путем неправомерного применения налоговых вычетов.

Суды отклонили довод компании о том, что в соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ она имеет право применять общую систему налогообложения с 1 января 2022 г. независимо от создания филиала. Компания в нарушение положений п. 6 ст. 346.13 НК РФ не уведомила надлежащим образом налоговый орган о переходе с 1 января 2022 г. с УСН на общую систему налогообложения.

Также суды отклонили довод компании о том, что, принимая меры к открытию филиала, она столкнулась с обстоятельствами непреодолимой силы: задержка импортной партии товара, товар поступил в IV квартале 2021 г., а не в середине III квартала 2021 г., как это изначально предполагалось. Суды указали, что к моменту ожидаемого поступления товара у филиала должен был быть сформирован штат, а мероприятиями налогового контроля установлено отсутствие ведения какой-либо финансово-хозяйственной деятельности филиалом.

Был отклонен и довод о том, что компания не обязана повторно направлять уведомление о переходе на УСН с 1 января 2022 г., поскольку подала сообщение об утрате права на УСН с 22 июля 2021 г. и налоговый орган согласился с этим. Суды указали, что при наступлении 2022 г. компании было известно о том, что камеральные налоговые проверки по декларациям по НДС за III и IV квартал 2021 г. еще не завершены и у налогового органа возникли вопросы по открытию филиала в III квартале 2021 г., однако уведомление о намерении применения общей системы налогообложения компания в установленный срок в 2022 г. не направила. Поэтому у нее отсутствовали основания полагать, что налоговый орган признал компанию утратившей право на применение УСН.

Как складывается судебная практика

Анализ судебной практики показывает, что суды в подобных случаях встают на сторону налоговиков. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 04.07.2018, указано, что создание филиала без намерения осуществлять деятельность через это обособленное подразделение не может служить основанием для прекращения применения специального налогового режима до истечения календарного года.

Вывод о том, что формально созданный филиал не является основанием для утраты права на УСН, содержится в постановлениях АС Поволжского округа от 25.05.2023 № Ф06-2927/2023 по делу № А49-8085/2022, Дальневосточного округа от 04.05.2023 № Ф03-1528/2023 по делу № А51-6269/2022, Поволжского округа от 28.03.2019 № Ф06-44945/2019 по делу № А57-10335/2018.

Отметим, что данный вывод будет оставаться актуальным и в 2025 г., когда лица, применяющие УСН, будут признаваться плательщиками НДС. Ведь лица с доходом, не превышающим 60 млн руб., не смогут отказаться от автоматического освобождения от НДС (письмо Минфина России от 02.10.2024 № 03-07-11/95245), а упрощенцы, применяющие специальные ставки НДС 5 и 7%, не могут принять к вычету «входной» НДС и должны применять специальные ставки в течение 12 последовательных кварталов. Следовательно, если у вышеуказанных упрощенцев возникнет желание принимать «входной» НДС к вычету, им для этого нужно будет утратить право на применение УСН.