Приманка для инвесторов. Чем бизнес могут заинтересовать проекты ГЧП

| статьи | печать
Приманка для инвесторов. Чем бизнес могут заинтересовать проекты ГЧП

В Минэкономразвития считают, что государственно-частное партнерство (ГЧП) в условиях текущей макроэкономической ситуации остается ключевым механизмом взаимодействия государства и бизнеса. По прогнозу ведомства, к 2030 г. объем законтрактованных инвестиций по проектам ГЧП вырастет на 30%. Сейчас власти думают над тем, как привлечь в проекты больше инвесторов и повысить эффективность таких проектов. Эксперты, опрошенные «ЭЖ», рассказали, какие шаги необходимо сделать, чтобы привлечь к таким проектам не только крупный, но и средний и малый бизнес.

Министр экономического развития Максим Решетников провел рабочее совещание с председателем государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым. Стороны обсудили параметры и механизм обязательного участия ВЭБ.РФ в проектах государственно-частного партнерства в рамках исполнения поручения Президента РФ Владимира Путина.

Для контроля экономической обоснованности распределения рисков между государством и бизнесом в рамках соглашений о ГЧП и стимулирования частных инвестиций в российскую экономику президентом было дано поручение определить объем участия ВЭБ.РФ в проектах ГЧП, критерии соглашений о ГЧП, которые должны заключаться с обязательным участием ВЭБ.РФ, и внести соответствующие изменения в законодательство РФ до 1 марта 2025 г.

«ГЧП в условиях текущей макроэкономической ситуации остается ключевым механизмом взаимодействия государства и бизнеса. Ожидаем, что интерес к механизмам ГЧП сохранится. Минэкономразвития России — ответственный федеральный орган исполнительной власти за подготовку поправок в законодательство о государственно-частном партнерстве. Для оценки проектов ГЧП предлагаем за основу взять существующую методику оценки эффективности проектов ГЧП, утвержденную приказом Минэкономразвития, и донастроить ее с учетом предложений ВЭБ.РФ», — подчеркнул М. Решетников.


К сведению

В 2024 г. для расширения практики применения механизмов ГЧП было принято два закона о развитии ГЧП в космической отрасли и в промышленности. Кроме того, в настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект, позволяющий передавать в концессию объекты культурного наследия. Принятие новых законов, направленных на расширение применения механизмов ГЧП, стимулирует запуск новых инфраструктурных проектов.

На 1 сентября 2024 г. заключено 4,2 тыс. концессий и 57 соглашений о ГЧП, МЧП на 6,8 трлн руб. При этом на федеральном уровне заключено 29 соглашений на 2,8 трлн руб., на региональном уровне — 537 соглашений на 2,7 трлн руб., на муниципальном — 3723 соглашения на 1,3 трлн руб. Из общего количества соглашений: 207 концессий и 6 соглашений о ГЧП объемом инвестиций больше 3 млрд руб. По прогнозу Минэкономразвития, к 2030 г. объем законтрактованных инвестиций по проектам ГЧП вырастет на 30% к уровню 2024 г. и достигнет 10 трлн рублей.

Комментарий эксперта

Почему государство хочет обратиться за помощью к частным компаниям? Государству нужны деньги. Государству не хватает этих денег. Государство хочет привлечь деньги от бизнеса. Что нужно бизнесу? Проблема в том, что бизнесу тоже нужны деньги. Бизнес, в свою очередь, наверное, хочет от государства каких-то дешевых кредитов. А при работе с проектами с государственным участием бизнес видит только риски, за исключением каких-то отдельных ситуаций в виде очень редких проектов, где изначально предполагалось участие государства. Бизнес стоит там в очереди для того, чтобы только заработать как подрядчик. Значит, таким образом у нас есть несоответствие ожиданий, что с одной, что с другой стороны.

При этом бизнес избегает излишней бюрократизации процессов и при работе с государством. Если государство хочет получить партнерство не просто с крупными бизнесами, т.к. с ними у него и так налажены все отношения, а с большим количеством небольших бизнесов, что безусловно поможет собрать больше денег в таких партнерствах, то оно должно минимизировать, сделать безопасным и привлекательным взаимодействие и работу на уровне документооборота. Потому что у небольших бизнесменов крайне слабо организована эта часть и может не быть в штате выделенного человека, который работает с бумагами. У многих этот документооборот, поставлен на номинальном этапе. В итоге мы имеем большую нестыковку и на уровне документооборота, его сложности и бюрократизации, и на уровне взаимных ожиданий.

Что могло бы исправить эту ситуацию? Возможно, создание каких-то институций, которые являются посредником между государством и бизнесом, которые возьмут на себя всю заботу об устранении этих противоречий и ожиданий. Возможно, государству нужно будет пойти на какие-то уступки в вопросах дешевых кредитов или каких-то льгот, или какой-то индульгенции для таких бизнесов, которые решили рискнуть пойти с государством в партнерство. Бизнесу, в свою очередь, конечно же, придется затянуть потуже пояса и не ждать супермаржинальных проектов, быстрых возвратов инвестиций в таких партнерствах и все-таки приготовиться к большей бюрократизации процессов, чем они привыкли работать ранее.

Комментарий эксперта

Дело не в необходимости донастройки методики оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства, которую Минэк может бесконечно актуализировать, а в создании понятных и прозрачных условия для эффективных предпринимателей и инвесторов при работе на российском рынке. До тех пор, пока регуляторные и судебно-юрисдикционные механизмы применяются избирательно, а предприниматели от такого партнерства могут получить весь спектр ощущений, от личного уголовного преследования до отжимания всего бизнеса, механизм ГЧП будет оставаться инструментом ограниченного применения при выполнении определенных договоренностей. То есть не инструментом поиска наиболее эффективного решения, но сговорчивого поставщика. С другой стороны, крайне важно развития реального, а не аффилированного с госкорпорациями, сегмента малого и среднего предпринимательства.

Комментарий эксперта

Первое, что нужно сделать – создать привлекательные условия для бизнеса в виде налоговых льгот, уменьшения бюрократических препятствий и упрощения процедур согласования проектов.

Основным шагом здесь будет субсидирование ключевой ставки для участников проектов ГЧП. С учетом ставки ЦБ в 21%, высокие расходы на финансирование остаются серьезным ограничением. Субсидии на кредиты или льготные условия в рамках проектов позволяют частным компаниям снизить экономические риски и увеличить заинтересованность в долгосрочных инвестициях.

Расширение применения ГЧП в высокоприоритетных секторах, таких как промышленность и логистика, может стать мощным драйвером. Если текущая динамика будет поддерживаться, то прогнозы Минэкономразвития о размере инвестиций в ГЧП до 10 трлн руб. к 2030 г. реальными. Использование ГЧП для импортозамещения и технологического суверенитета привлечет бизнес для локализации производства и запустит механизм стабилизации экономики.

Одной из ключевых сложностей ГЧП-партнерства — несправедливое распределение рисков между государством и бизнесом. Частные компании несут основную нагрузку на этапе реализации проектов, сталкиваясь с непредвиденными финансовыми и макроэкономическими трудностями. Например, скачок ставки и риск инфляции.

Необходимо закрепить в методике оценок динамическое распределение рисков. Тогда на стадии проектирования и строительства, где риск превышения бюджета и сроков наиболее высок, большая часть ответственности перейдет государству. Так, оно сможет покрыть дополнительные расходы при изменении цен на материалы или оборудование. А эксплуатационные расходы могут передаваться частному партнеру, который лучше адаптирован к рыночным условиям.

Оценка эффективности проектов не учитывает их влияние на экономику и социальную среду в долгосрочной перспективе. Например, проекты, направленные на развитие инфраструктуры или технологий, могут окупаться десятилетиями. Методика фокусируется на краткосрочных показателях: окупаемость в течение 3-7 лет, что создает дисбаланс и ограничивает реализацию высокотехнологичных и масштабных инициатив, таких как проекты в сфере энергетики и здравоохранения.

Нужно внедрить критерии социально-экономической эффективности, которые оценивают влияние проектов на развитие регионов, улучшают качество жизни населения, создают рабочие места и увеличивают налоговые поступления.

Это может быть важно для крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство железных дорог, мостов или современных объектов здравоохранения, которые имеют срок окупаемости от 10-15 лет, но могут значительно повысить общий уровень жизни и стимулировать экономическое развитие в долгосрочной перспективе.

Также проблема заключается в отсутствии единых стандартов и прозрачных критериев для всех участников. Методики варьируются между регионами или секторами, что приводит к правовой и экономической неопределенности. Из-за неоптимального распределения рисков и неопределенности — проекты ГЧП в регионах долго простаивают и рискуют потерять свою актуальность.

Разработка типовых договоров и стандартов для проектов ГЧП, которые будут определять распределение рисков, финансовые и технологические требования, — ускорят процесс согласования, смогут минимизировать юридические разногласия и повысят доверие между бизнесом и государством.

Комментарий эксперта

Использование механизмов ГЧП планируется расширять за счет, в т.ч. реализации развития концепций и программ социально-экономического развития (мастер-планов) в регионах Дальнего Востока. Основная задачи таких мастер-планов, которые уже утверждены в 22 административных центрах Дальнего Востока – повышение качества жизни населения. На выполнение этих проектов предполагается дополнительное выделение 100 млрд рублей, работа которых нацелена на развитие потенциала каждого города на индивидуальной программе: строительство школ, мостов, транспортной инфраструктуры.

При выполнении проектов будет активно задействоваться инструментарий ГЧП, при этом более 50% мастер-планов реализуется за счет бизнеса. Такие компании получат компенсации и налоговые льготы от правительства. В дальнейшем практику подобных мастер-планов планируется масштабировать на 200 населенных пунктов по всей стране.