Индикаторы инфляционных ожиданий россиян — фактор, который ЦБ РФ учитывает при принятии решения о ключевой ставке, — остались в ноябре на повышенном уровне. В целом представления населения об инфляции в 1,8 раза выше, чем зафиксированный годовой прирост индекса потребительских цен. Вместе с тем индекс потребительских настроений несколько уменьшился, а ценовые ожидания предприятий вновь возросли.
Инфляционные ожидания россиян остаются повышенными, следует из традиционного опроса, который компания «инФОМ» провела по заказу Банка России. При этом респонденты не верят, что инфляция сможет опуститься ниже двузначных показателей на горизонте пяти лет. Так, в ноябре средняя оценка ожидаемой населением инфляции на ближайшие 12 месяцев осталась на уровне октября — 13,4%. Медиана долгосрочных ожиданий на пять лет уменьшилась и составила 11,7%. Наблюдаемая населением годовая инфляция осталась без изменений, на уровне 15,3%. При этом индекс потребительских настроений снизился, однако остался выше, чем годом ранее.
Повышенные инфляционные ожидания
По данным опроса ООО «инФОМ», в ноябре 2024 г. сводная медианная оценка инфляционных ожиданий на годовом горизонте не изменилась по сравнению с октябрем и осталась на высоком уровне, составив 13,4%. При этом если разделять респондентов по подгруппам, то медиана несколько снизилась — до 11,8% у респондентов со сбережениями и до 14,4% у опрошенных без сбережений. То, что общее среднее значение осталось без изменений, связано с тем, что доля респондентов без сбережений, у которых инфляционные ожидания выше, в выборке ноября стала больше, чем в предыдущем опросе.
Кроме того, значительно выросли инфляционные ожидания у тех респондентов, которые не ответили на вопрос о наличии сбережений, но оценили ожидаемую инфляцию (хотя их доля в выборке традиционно невелика — менее 3%). При этом изменение инфляционных ожиданий по подгруппам более информативно, чем изменение общей медианы (с учетом колебаний состава выборки), и в ноябре оно указывает на некоторое снижение ожидаемой гражданами инфляции.
Наблюдаемая населением инфляция (представления об изменении цен за предыдущий период) в ноябре осталась прежней, сохранив среднее значение на уровне 15,3%. Оценки наблюдаемой инфляции увеличились у респондентов со сбережениями и снизились у опрошенных без сбережений. Разрыв между оценкой наблюдаемой инфляции и годовым приростом индекса потребительских цен (ИПЦ) остался почти таким же, как и месяцем ранее, — 6,8 п.п. (таким образом, наблюдаемая инфляция в 1,8 раза больше, чем годовой прирост ИПЦ).
Отвечая на вопрос о росте цен на отдельные товары и услуги, респонденты в ноябре чаще, чем в октябре, отмечали удорожание молока и молочной продукции, а также рыбы и морепродуктов, фруктов и овощей, яиц, сыра и колбас. При этом опрошенные стали реже сообщать о повышении цен на мясо и птицу, чай и кофе, непродовольственные товары (лекарства, бензин, одежду и обувь, стройматериалы, бытовую химию), медицинские услуги, а также об увеличении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
В целом качественные оценки ожидаемой инфляции (используются разные методы подсчета, что позволяет достичь большей точности) на месяц и год вперед в ноябре повысились. Как и качественные оценки наблюдаемой инфляции за прошедшие месяц и год. Долгосрочные инфляционные ожидания на пять лет вперед в ноябре снизились до 11,7%. Причем они уменьшились у респондентов как со сбережениями, так и без них. Доля респондентов, считающих, что через три года рост цен будет заметно выше 4%, в ноябре составила 51%.
Индекс потребительских настроений снизился
Индекс потребительских настроений в ноябре незначительно уменьшился в сравнении с октябрем, оставаясь выше, чем годом ранее, и вблизи максимумов 2016—2023 гг. Его значение составило 104,0 п. Снизились оценки текущего состояния, а ожидания респондентов, наоборот, улучшились.
Индекс текущего состояния в ноябре был равен 91,4 п. (–3,1 п. м/м, +2,5 п. г/г). Уменьшились входящие в него оценки изменения личного материального положения за последний год и благоприятности текущего момента для совершения крупных покупок.
Индекс ожиданий в ноябре составил 112,4 п. (+1,4 п. м/м; +1,2 п. г/г). Повысились оценки перспектив развития страны на год и пять лет вперед, а вот ожидания изменения личного материального положения на ближайший год снизились.
Склонность респондентов к сбережению в ноябре повысилась. Доля опрошенных, предпочитающих откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров, возросла до 53,0% (+1,5 п.п. м/м; +1,7 п.п. г/г). При этом она оставалась ниже среднего значения за период с начала 2016 г. (54,1%). Доля тех, кто предпочитает тратить, составила 30,1% (–0,7 п.п. м/м; –0,5 п.п. г/г).
Ответы респондентов на вопрос о предпочитаемых формах хранения сбережений в ноябре почти не изменились. Доля тех, кто считает, что деньги сейчас лучше хранить на счете в банке, составила 43%. Доля респондентов, предпочитающих хранить деньги в наличной форме, была равна 28%.
Ценовые ожидания предприятий выросли
По данным мониторинга предприятий Банка России за ноябрь 2024 г., ценовые ожидания предприятий на три месяца вновь повысились. Это сопровождалось ускорением роста издержек. В большинстве отраслей, за исключением добычи полезных ископаемых, энергетики и розничной торговли, где наблюдалось снижение ценовых ожиданий, они росли. Наиболее значительно — в обрабатывающей промышленности. По оценкам предприятий этой отрасли, ускорение роста издержек продолжается седьмой месяц подряд. В качестве основной причины ожидаемого увеличения цен компании указывали изменение цен на сырье, комплектующие и материалы.
Второй месяц подряд наблюдается существенный рост ценовых ожиданий в торговле автотранспортом, где на них по-прежнему влияет поэтапное повышение утилизационного сбора — с 1 октября 2024 г. и с 1 января 2025 г.
Ускорение роста издержек привело к повышению ценовых ожиданий в строительстве, где в то же время продолжили снижаться оценки текущего и будущего спроса.
В сельском хозяйстве рост ценовых ожиданий сопровождался и ускорением роста издержек, и улучшением оценок текущего спроса. Для более чем половины респондентов, планирующих поднять цены на свою продукцию, причинами этого стали удорожание сырья, комплектующих и материалов, а также изменение цен у конкурентов. В розничной торговле ожидания немного снизились при ослаблении оптимизма респондентов в отношении будущего спроса.
Годовая инфляция; инфляция, наблюдаемая и ожидаемая населением (медианная оценка), % (за 2024 г.)
Показатель |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Ожидаемая населением инфляция |
12,7 |
11,9 |
11,5 |
11,0 |
11,7 |
11,9 |
12,4 |
12,9 |
12,5 |
13,4 |
13,4 |
Наблюдаемая населением инфляция |
16,3 |
15,2 |
14,8 |
14,4 |
14,0 |
14,4 |
14,2 |
15,0 |
14,4 |
15,3 |
15,3 |
Годовая инфляция |
7,4 |
7,7 |
7,7 |
7,8 |
8,3 |
8,6 |
9,1 |
9,1 |
8,6 |
8,5 |
— |
Источники: ООО «инФОМ», Росстат
Ценовые ожидания предприятий по основным отраслям (баланс ответов, с сезонной корректировкой), пунктов (за 2024 г.)
Показатель |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Хозяйство, всего |
21,9 |
19,3 |
18,8 |
19,8 |
20,0 |
21,6 |
21,8 |
21,7 |
22,0 |
23,4 |
26,0 |
Промышленность |
19,4 |
17,7 |
16,4 |
18,0 |
18,0 |
19,4 |
20,2 |
17,2 |
17,7 |
19,9 |
21,4 |
Сельское хозяйство |
12,7 |
12,7 |
11,9 |
14,9 |
15,8 |
21,4 |
18,5 |
19,9 |
21,5 |
23,3 |
24,6 |
Строительство |
22,8 |
19,2 |
20,1 |
21,6 |
21,8 |
24,7 |
21,7 |
24,3 |
23,9 |
23,1 |
27,3 |
Розничная торговля |
37,3 |
34,0 |
36,2 |
37,0 |
38,1 |
40,3 |
41,0 |
44,8 |
45,9 |
45,5 |
45,0 |
Услуги |
20,4 |
17,3 |
16,8 |
17,1 |
17,0 |
17,8 |
18,4 |
19,1 |
18,8 |
20,0 |
23,3 |
Источник: Банк России