В поисках крыльев. Как повысить эффективность нефтедобычи в условиях ограничений по ОПЕК+

| статьи | печать

Для вовлечения в разработку запасов, которые в настоящее время по тем или иным причинам не разрабатываются, необходимо развитие как экономической, так и технологической составляющей. Об этом рассказал директор Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина России Денис Борисов. Он назвал эти два элемента крыльями, которые отрасли нужны для развития.

Энергетическую стратегию и механизмы стимулирования нефтедобычи обсудили на энергетической конференции отраслевых экспертов «Стратегия развития ТЭК России: новые точки роста и ответы на вызовы». В своем выступлении Д. Борисов отметил, что для повышения эффективности сектора нужно совершенствовать экономику и технологии. «Это два крыла одного элемента. Только развитие обеих составляющих приведет к решению задач по последовательному замещению запасов, вовлеченных сейчас в разработку», — отметил он.

Представитель ведомства считает, что налоговая система в «нефтянке» является калькой состояния ресурсной базы. Для поддержания добычи на текущем уровне в условиях существующих ограничений по сделке ОПЕК+, по его словам, недропользователям необходимо обеспечивать достаточную «экономику».

Минфин старается найти золотую середину между доходами недропользователей и государства, предоставляя стимулы для поддержания нефтедобычи. «Так, из порядка 10 трлн руб. налоговых расходов бюджета, которые включают в себя в том числе и расходы, имеющие социальную направленность, около 3 трлн руб. приходится на инвестиционные налоговые льготы во всех отраслях экономики. В свою очередь, порядка 2 трлн руб. из этих 3 трлн руб. приходится на „нефтянку“», — привел данные чиновник.

Также он посетовал на то, что в условиях разнородности геологии и географии страны невозможно найти некое единое совершенное решение для обеспечения заданного уровня добычи. Тем не менее Минфин совместно с Минэнерго, другими органами власти и парламентариями работает над этим. При этом в условиях дефицитного бюджета и действия сделки ОПЕК+ важным становится решение вопроса по приоритизации стимулов отраслевого развития.

«Нам, как Минфину, важно слышать от отраслевого сообщества наиболее интересные предложения, как в части увеличения КИН (коэффициента извлечения нефти), так и в части динамики темпов отбора, которые могли бы быть интересными для недропользователей, одновременно с этим обеспечивая бюджетную эффективность в условиях действия сделки ОПЕК+», — сказал Д. Борисов.

Минфин также внимательно следит за экспериментом по трудноизвлекаемым запасам, который действует в рамках постановления правительства, и надеется на поиск технологических решений в этом вопросе. «Если рассматривать, например, тот же „Бажен“, НДПИ по нему околонулевой. При этом мы пока не видим бурного роста добычи там. Очевидно, что в данном случае технологии отстают от экономики. Поэтому еще раз подчеркну важность сбалансированности между экономикой и технологиями для реализации поставленных целей и задач по добыче», — подытожил директор департамента.

По данным Минфина, нефтегазовые доходы в январе — октябре составили 9 539 млрд руб., превысив показатели аналогичного периода предыдущего года (+32,3% г/г) преимущественно из-за роста цен на российскую нефть. Поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы министерство также ожидает устойчивого превышения поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем.

27 ноября зампредседателя Правительства РФ Александр Новак провел в Казахстане трехсторонние переговоры с сопредседателем группы ОПЕК+, министром энергетики Королевства Саудовская Аравия принцем Абдель Азизом бен Сальманом Аль Саудом (в режиме телефонной связи) и министром энергетики Республики Казахстан Алмасадамом Саткалиевым. Участники подчеркнули важность поддержания стабильности и баланса на мировых нефтяных рынках и выразили намерение компенсировать любые ранее допущенные перепроизводства нефти в рамках своих квот.

Для эффективной адаптации к условиям, определяемым ОПЕК+, необходимо развитие диалога между государственными органами и бизнесом. Открытое обсуждение стратегий и предложений поможет выработать сбалансированный подход, который обеспечит долгосрочный рост нефтедобычи и стабильность на рынке. О том, что поможет сектору нефтедобычи работать более продуктивно, — в комментарии.

Комментарий эксперта

С точки зрения государства, для эффективного развития отрасли нефтедобычи в нашей стране необходимо создать следующие условия:

1. Прежде всего разработать долгосрочную комплексную стратегию на государственном уровне. Она позволит грамотно снизить общие издержки нефтедобычи и повысить эффективность всех производственных процессов нефтяных компаний, адаптируя их под существующие рыночные условия.

2. Активно внедрять современные технологии. Ни для кого не секрет, что основная индустриальная база нефтедобычи создана еще в прошлом веке. Новые технологии помогут более результативно сбывать готовую продукцию, грамотно перераспределять ресурсы компаний, оптимизировать логистику.

3. Снижать общую статью расходов и издержек, обновляя оборудование на местах нефтедобычи и на нефтеперерабатывающих заводах.

4. Оптимизировать систему государственного налогообложения нефтедобывающих предприятий. Цель — ориентир на прибыльность проекта нефтедобычи, а не на валовые показатели извлекаемых запасов (как сейчас), а это не согласуется с внедрением отдельных технологий.

5. Увеличивать финансирование работ геологоразведки. Общие запасы нефти должны пополняться не только за счет открытия новых месторождений, которые требуют серьезных затрат на логистику, но и за счет переоценки уже действующих.

6. Повышать квалификацию кадрового состава предприятий. Этот пункт подразумевает повышение эффективности работы каждого сотрудника компании за счет дополнительной учебы в связи с появлением новых технологий, так как неквалифицированный сотрудник создает проблемы прежде всего себе, потом — предприятию, и, в конечном итоге, вносит свою негативную лепту в развитие всей отрасли.

Для общего улучшения ситуации в нефтяной отрасли России в связи с санкционными ограничениями западных стран нужно предпринять следующие шаги:

1. Провести диверсификацию нефтяных рынков сбыта. Эта мера позволит расширить экспортную статью доходов государства за счет географического увеличения покупателей в странах Азии с одновременным увеличением перевалочных пунктов российской нефти в портах нейтральных государств.

2. Внедрять новые технологии и модернизировать уже существующие информационные системы на всех стадиях нефтяной отрасли. Эта мера позволит увеличить потоки нефтедобычи, переработки, продажи, и, соответственно, увеличатся экспортные доходы в соответствующую статью бюджета государства.

3. Развивать и укреплять сотрудничество с международными нефтегазовыми компаниями, которые находятся в дружественных России странах (и прежде всего ОПЕК+), для общего обмена опытом во внедрении новых технологий и оптимизации логистических решений.