Для вовлечения в разработку запасов, которые в настоящее время по тем или иным причинам не разрабатываются, необходимо развитие как экономической, так и технологической составляющей. Об этом рассказал директор Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина России Денис Борисов. Он назвал эти два элемента крыльями, которые отрасли нужны для развития.
Энергетическую стратегию и механизмы стимулирования нефтедобычи обсудили на энергетической конференции отраслевых экспертов «Стратегия развития ТЭК России: новые точки роста и ответы на вызовы». В своем выступлении Д. Борисов отметил, что для повышения эффективности сектора нужно совершенствовать экономику и технологии. «Это два крыла одного элемента. Только развитие обеих составляющих приведет к решению задач по последовательному замещению запасов, вовлеченных сейчас в разработку», — отметил он.
Представитель ведомства считает, что налоговая система в «нефтянке» является калькой состояния ресурсной базы. Для поддержания добычи на текущем уровне в условиях существующих ограничений по сделке ОПЕК+, по его словам, недропользователям необходимо обеспечивать достаточную «экономику».
Минфин старается найти золотую середину между доходами недропользователей и государства, предоставляя стимулы для поддержания нефтедобычи. «Так, из порядка 10 трлн руб. налоговых расходов бюджета, которые включают в себя в том числе и расходы, имеющие социальную направленность, около 3 трлн руб. приходится на инвестиционные налоговые льготы во всех отраслях экономики. В свою очередь, порядка 2 трлн руб. из этих 3 трлн руб. приходится на „нефтянку“», — привел данные чиновник.
Также он посетовал на то, что в условиях разнородности геологии и географии страны невозможно найти некое единое совершенное решение для обеспечения заданного уровня добычи. Тем не менее Минфин совместно с Минэнерго, другими органами власти и парламентариями работает над этим. При этом в условиях дефицитного бюджета и действия сделки ОПЕК+ важным становится решение вопроса по приоритизации стимулов отраслевого развития.
«Нам, как Минфину, важно слышать от отраслевого сообщества наиболее интересные предложения, как в части увеличения КИН (коэффициента извлечения нефти), так и в части динамики темпов отбора, которые могли бы быть интересными для недропользователей, одновременно с этим обеспечивая бюджетную эффективность в условиях действия сделки ОПЕК+», — сказал Д. Борисов.
Минфин также внимательно следит за экспериментом по трудноизвлекаемым запасам, который действует в рамках постановления правительства, и надеется на поиск технологических решений в этом вопросе. «Если рассматривать, например, тот же „Бажен“, НДПИ по нему околонулевой. При этом мы пока не видим бурного роста добычи там. Очевидно, что в данном случае технологии отстают от экономики. Поэтому еще раз подчеркну важность сбалансированности между экономикой и технологиями для реализации поставленных целей и задач по добыче», — подытожил директор департамента.
По данным Минфина, нефтегазовые доходы в январе — октябре составили 9 539 млрд руб., превысив показатели аналогичного периода предыдущего года (+32,3% г/г) преимущественно из-за роста цен на российскую нефть. Поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы министерство также ожидает устойчивого превышения поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем.
27 ноября зампредседателя Правительства РФ Александр Новак провел в Казахстане трехсторонние переговоры с сопредседателем группы ОПЕК+, министром энергетики Королевства Саудовская Аравия принцем Абдель Азизом бен Сальманом Аль Саудом (в режиме телефонной связи) и министром энергетики Республики Казахстан Алмасадамом Саткалиевым. Участники подчеркнули важность поддержания стабильности и баланса на мировых нефтяных рынках и выразили намерение компенсировать любые ранее допущенные перепроизводства нефти в рамках своих квот.
Для эффективной адаптации к условиям, определяемым ОПЕК+, необходимо развитие диалога между государственными органами и бизнесом. Открытое обсуждение стратегий и предложений поможет выработать сбалансированный подход, который обеспечит долгосрочный рост нефтедобычи и стабильность на рынке. О том, что поможет сектору нефтедобычи работать более продуктивно, — в комментарии.