Представляется, что внесение изменений обусловлено сложностями в структурных схемах взаимодействий между субъектами правоотношений в части распространения рекламы в интернете, так как в них участвует множество посредников.
Сейчас согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 информация о рекламе должна передаваться участниками рекламной цепочки в ОРД в течение 30 дней после окончания календарного месяца, в котором распространялась реклама. Это требует ежемесячного отчета по каждому рекламному креативу до момента прекращения его распространения в сети Интернет. Изменения предполагают ограничение срока для предоставления отчетности: в течение года с момента исполнения договора, в соответствии с которым были опубликованы рекламные креативы.
Таким образом, положение разрешает проблему «бесконечной» отчетности, устанавливая момент исполнения договора как отправную точку для истечения годового срока по подаче отчетности, — без удаления этого креатива с платформы, где он размещен. Это станет важным изменением для тех, кто использует каналы, группы в соцсетях и другие инструменты, при использовании которых опубликованная реклама не удаляется. Правило предусматривает исключение для рекламы в составе авторских произведений в форме видеоролика.
Изменения, предлагаемые для внесения в распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р, ориентированы на состав информации, которая не требует маркировки и не подлежит учету в уполномоченных органах. Из него хотят исключить рекламу о любых товарах и услугах рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, которая распространяется посредством ее направления по адресам электронной почты, а также в виде электронных сообщений, направляемых с использованием интернета группам пользователей.
В случае рекламы, которая распространяется в интернете в рамках вещания телеканала, радиоканала, а равно телепрограммы, радиопрограммы в составе телеканала, радиоканала соответственно, внимание законодателя сосредоточено на цифровых копиях (без внесения каких-либо изменений), распространение которых не будет подпадать под требования о маркировке рекламы.
Кроме того, предлагаемые предложения затрагивают следующие вопросы:
-
закрепляется невозможность обращения участников рекламной цепочки в ЕРИР напрямую, без участия ОРД;
-
уточняется обязанность подачи сведений о дате начала и окончания размещения рекламы для всех видов рекламных кампаний. Под действующую редакцию не попадают, например, стримы;
-
в случае если информация о рекламе передается иными рекламораспространителями, операторами рекламной системы, их представителями и посредниками, действующими на основании последующих договоров, то в состав такой информации в обязательном порядке включаются сведения о первоначальном договоре, заключенном между рекламодателем и рекламораспространителем.
Таким образом, предлагаемые изменения в правила маркировки интернет-рекламы представляют собой шаг к повышению прозрачности и улучшению контроля за рекламной деятельностью. Нововведения уточняют обязанности участников рекламной цепочки, расширяют состав подаваемой информации для усиления налогового контроля. Однако новые требования могут привести к увеличению административной нагрузки на бизнес. Введение дополнительных параметров и раскрытие финансовой информации (НДС) повышает риски, связанные с защитой этих данных.
Тем не менее изменения создают как возможности для оптимизации, так и трудности для рекламного рынка, требующие гибкой адаптации от его участников.