Обязанности участников рекламного рынка по маркировке рекламы в интернете будут пересмотрены

| статьи | печать

Правительство подготовило поправки1 в правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных (постановление от 28.05.2022 № 974) и в состав информации, передаваемой в РКН (распоряжение от 30.05.2022 № 1362-р). В частности, предлагается ограничить отчетность по «вечной» рекламе одним годом, уточнить положения о рассылках по электронной почте и в мессенджерах, внести изменения в состав сведений об исполнении договора и пр. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов дать свою оценку проекту.


1 Проект постановления правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ID проекта: 152690).

Комментарий эксперта

Представляется, что внесение изменений обусловлено сложностями в структурных схемах взаимодействий между субъектами правоотношений в части распространения рекламы в интернете, так как в них участвует множество посредников.

Сейчас согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 информация о рекламе должна передаваться участниками рекламной цепочки в ОРД в течение 30 дней после окончания календарного месяца, в котором распространялась реклама. Это требует ежемесячного отчета по каждому рекламному креативу до момента прекращения его распространения в сети Интернет. Изменения предполагают ограничение срока для предоставления отчетности: в течение года с момента исполнения договора, в соответствии с которым были опубликованы рекламные креативы.

Таким образом, положение разрешает проблему «бесконечной» отчетности, устанавливая момент исполнения договора как отправную точку для истечения годового срока по подаче отчетности, — без удаления этого креатива с платформы, где он размещен. Это станет важным изменением для тех, кто использует каналы, группы в соцсетях и другие инструменты, при использовании которых опубликованная реклама не удаляется. Правило предусматривает исключение для рекламы в составе авторских произведений в форме видеоролика.

Изменения, предлагаемые для внесения в распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р, ориентированы на состав информации, которая не требует маркировки и не подлежит учету в уполномоченных органах. Из него хотят исключить рекламу о любых товарах и услугах рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, которая распространяется посредством ее направления по адресам электронной почты, а также в виде электронных сообщений, направляемых с использованием интернета группам пользователей.

В случае рекламы, которая распространяется в интернете в рамках вещания телеканала, радиоканала, а равно телепрограммы, радиопрограммы в составе телеканала, радиоканала соответственно, внимание законодателя сосредоточено на цифровых копиях (без внесения каких-либо изменений), распространение которых не будет подпадать под требования о маркировке рекламы.

Кроме того, предлагаемые предложения затрагивают следующие вопросы:

  • закрепляется невозможность обращения участников рекламной цепочки в ЕРИР напрямую, без участия ОРД;

  • уточняется обязанность подачи сведений о дате начала и окончания размещения рекламы для всех видов рекламных кампаний. Под действующую редакцию не попадают, например, стримы;

  • в случае если информация о рекламе передается иными рекламораспространителями, операторами рекламной системы, их представителями и посредниками, действующими на основании последующих договоров, то в состав такой информации в обязательном порядке включаются сведения о первоначальном договоре, заключенном между рекламодателем и рекламораспространителем.

Таким образом, предлагаемые изменения в правила маркировки интернет-рекламы представляют собой шаг к повышению прозрачности и улучшению контроля за рекламной деятельностью. Нововведения уточняют обязанности участников рекламной цепочки, расширяют состав подаваемой информации для усиления налогового контроля. Однако новые требования могут привести к увеличению административной нагрузки на бизнес. Введение дополнительных параметров и раскрытие финансовой информации (НДС) повышает риски, связанные с защитой этих данных.

Тем не менее изменения создают как возможности для оптимизации, так и трудности для рекламного рынка, требующие гибкой адаптации от его участников.

Комментарий эксперта

Некоторые из предлагаемых изменений создают дополнительные обязательства для рекламодателей и рекламораспространителей. Так, например, участников рекламного рынка хотят обязать передавать операторам рекламных данных (ОРД) новый параметр — «дату исполнения обязательств по договору». Указано, что передаваемые сведения об исполнении договора должны включать в себя дату и номер договора, наименование и организационно-правовую форму юридического лица (или ФИО предпринимателя либо физического лица), а также идентификатор рекламы.

Также уточняется, что в Роскомнадзор в рамках сведений о размещенной рекламе обязательно предоставляется информация о договорах, заключенных между рекламодателем и рекламораспространителем в отношении соответствующей рекламы.

Ранее, если информация размещалась в составе «авторских произведений», например видеоблогерами, то у рекламораспространителей не возникало обязанности по передаче в ОРД информации об объемах показов рекламы пользователям сети. Если изменения будут приняты, такая обязанность не будет зависеть от формата размещения интернет-рекламы и будет возникать у всех участников рекламного рынка.

Есть и ряд положительных изменений. В частности, обязанность по передаче «вечной» отчетности о размещенных рекламных публикациях может быть ограничена сроком в один год с даты исполнения договора. Речь идет о такой категории данных, как «Информация о рекламе, распространяемой в сети „Интернет“, после исполнения обязательств по договору (договорам)». При этом новое условие не распространяется на рекламу, которая размещена «в составе авторских произведений в форме видеоролика» (то есть в материалах блогеров для социальных сетей).

Согласно предлагаемым изменениям, рассылки по электронной почте и в мессенджерах могут быть посвящены любым товарам или услугам отправителя. При этом, однако, послабления не будут распространяться на товары или услуги других компаний в группе лиц отправителя рассылки.

Ранее из-под ведения Роскомнадзора были выведены публикации через интернет записей теле- и радиопрограмм, если такие записи размещаются в неизменном виде. Теперь к этому перечню отнесены также цифровые копии периодических печатных изданий.

Комментарий эксперта

На данный момент отчитываться о рекламе, в том числе передавать статистику о показах, нужно все время, пока рекламный материал размещен на ресурсе. Удаление рекламного материала позволяет избежать «вечной» отчетности, но для рекламы, которая «встроена» в контент, это в большинстве случае невозможно. Кроме того, ситуация усложняется тем, что правила предписывают ОРД хранить присвоенные рекламе идентификаторы в течение одного года со дня их присвоения.

Правительство предлагает ограничить срок передачи информации о размещенной рекламе одним годом с даты исполнения договора. При этом дата исполнения договора будет указываться в составе отчетной информации. А исполнение договора — подтверждаться актом сдачи-приемки оказанных услуг или иными документами.

Закон о рекламе признает рассылки по электронной почте, СМС, push-уведомления рекламой по сетям электросвязи, на которые не распространяются правила, касающиеся интернет-рекламы, а именно маркировка и подача отчетности. Для таких рассылок основное требование — предварительное согласие адресата на ее получение. В проекте постановления предлагается исключить упоминание собственных товаров, а также лиц, входящих в одну группу с рекламодателем или рекламораспространителем, подлежащую учету Роскомнадзора.

Полагаем, что изменения нужно толковать с учетом исходного тезиса о том, что рассылки не являются интернет-рекламой и по ним не нужно отчитываться вне зависимости от того, кому принадлежит объект рекламирования.

Также предлагается закрепить, что при подаче отчетности реквизиты первоначального договора с рекламодателем должны указывать любые иные рекламораспространители, их представители и посредники, действующие на основании последующих договоров. Участники цепочки и на данный момент должны указывать реквизиты первоначального договора при подаче отчетности, поскольку это позволяет отследить всю рекламную цепочку. Полагаем, что нововведение дополнительно уточняет существующий подход. Когда в распространении рекламы участвует множество посредников, которые отчитываются самостоятельно, они должны знать и указывать реквизиты первоначального договора.

Полагаем, что указанное положение направлено на регулирование рекламных репостов и сопутствующих ситуаций, когда при возбуждении дела не удается установить рекламодателя. В ситуации с многократными последовательными репостами договор между первоначальным рекламодателем и конечным рекламораспространителем зачастую отсутствует.

Наконец, предлагается добавить в состав отчетной информации размер и сумму НДС (при наличии). Это уточнение вполне закономерно, поскольку введение маркировки интернет-рекламы обосновывалось в том числе контролем над правильным исчислением и уплатой налогов в сфере рекламных услуг. Таким образом налоговые органы смогут получать информацию о суммах НДС из ЕРИР.

Комментарий эксперта

Стремительные изменения законодательства о рекламе, вызванные ужесточением контроля за распространением рекламы и налагающие все новые ограничения, в особенности на рекламу в интернете, создают объективную необходимость закрепления четкого порядка взаимодействия органов власти с операторами рекламных систем, чтобы обеспечение соблюдения введенных (и постоянно вводимых) ограничений осуществлялось наиболее эффективно.

Наконец, потенциальные изменения дошли и до процедурных полномочий органов власти, уполномоченных на осуществление контроля за рекламой. Так, проект постановления Правительства РФ предусматривает изменение правил взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных.

Планируемые изменения коснутся, в частности, правил взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных, в частности порядка, формата и сроков предоставления информации в Роскомнадзор о распространенной в интернете рекламе, а также перечня информации о распространенной интернет-рекламе, которая подлежит учету, хранению и обработке контролирующим органом.

Инициатива предполагает наложение обязанности по предоставлению информации о рекламе оператору рекламных данных на рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем. Также изменениями планируется закрепить обязанность по предоставлению оператору рекламных данных информации об интернет-рекламе, распространяемой после исполнения договоров между рекламодателем и (или) рекламораспространителем, и (или) оператором рекламной системы, и (или) их представителями или посредниками, на распространение рекламы в интернете с использованием рекламной системы, в течение одного года с даты исполнения договора.

В настоящее время инициатива проходит этап оценки регулирующего воздействия.