КС РФ вновь позаботился о работниках. На этот раз в случае их сокращения

| статьи | печать

Несмотря на то, что жалоба в КС РФ касалась работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выводы, к которым пришел суд, важны для всех. О том, какие гарантии КС РФ1 закрепил за работниками, читайте в комментариях экспертов.


1 Постановление КС РФ от 22.11.2024 № 54-П.

Комментарий эксперта

КС РФ рассмотрел спор об отказе заявителю, уволенному по сокращению штата, во взыскании среднего месячного заработка за второй — шестой месяцы со дня увольнения и о компенсации морального вреда.

Суды пришли к выводу, что заявитель не имеет прав на гарантии, предусмотренные ч. 2, 3 ст. 318 ТК РФ, так как работал на момент увольнения (и продолжил работать) по совместительству у другого работодателя. В рассматриваемом случае суды не усмотрели совокупности факторов для признания истца социально незащищенным (наличие работы по совместительству, продолжение этой работы после увольнения с основного места работы).

КС РФ с данными доводами не согласился и указал, что трудовой договор о работе по совместительству при отсутствии соглашения сторон об изменении его условий не может быть признан трансформированным в договор об основной работе, поскольку в формально-юридическом смысле он сохраняет свое прежнее правовое значение. Работа по совместительству не исключает того, что специалисту нужно искать новое основное место из-за утраты части дохода, на поиск новой работы требуется время, в течение которого пособие по безработице не платят. Такой работник нуждается в материальной поддержке, ему положены гарантии в виде выплаты среднего заработка за период трудоустройства.

Таким образом, нельзя только из-за того, что у сотрудника есть работа по совместительству, лишать его выплат на основном месте при сокращении или ликвидации организации. Гарантии должны обеспечивать материальную поддержку всем работникам, которых уволили по одинаковым основаниям (ликвидация организации, сокращение штата или численности).

КС РФ разъяснил, что законодатель вправе уточнить условия выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства работникам, которые после увольнения продолжают выполнять иную оплачиваемую работу у другого работодателя, являвшуюся для них работой по совместительству, включая сопоставимость размера трудового дохода, сохраняющегося у работника после его увольнения с основной работы, с утраченным вследствие увольнения заработком, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Комментарий эксперта

Вопрос, поднятый КС РФ, крайне важен с точки зрения соблюдения социальной справедливости. Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях очевидно связана с определенными сложностями и ограничениями для работников. Именно по этой причине для них установлены специальные гарантии в виде соответствующих выплат.

Проверяя конституционность положений ч. 2 и ч. 3 ст. 318 ТК РФ, КС РФ неоднократно указывает на то, что российское государство является социальным государством, которое признает, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина как высшую ценность. Именно поэтому для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и установлены повышенные гарантии.

КС РФ особо подчеркивает тот факт, что единообразная практика по вопросу сохранения за уволенным работником права на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства для тех лиц, которые на момент увольнения работали по совместительству, неединообразна. Именно данный факт, с моей точки зрения, и предопределил позицию, которая была высказана в постановлении.

Совершенно обоснованно КС РФ указал, что само по себе наличие работы по совместительству не преобразует такую работу в случае увольнения с основного места работы в работу по основному месту. Очевидно, что уровень дохода, получаемого на работе по совместительству, не соответствует уровню дохода по основному месту. Более того, работа по совместительству в рассматриваемой ситуации не может признаваться для работника в существующем правовом регулировании работой по основному месту.

Целью выплат, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 318 ТК РФ, является предоставление работнику на период поиска работы материальной поддержки (фактически сохранение уровня дохода в условиях, когда инициатором расторжения трудовых отношений он не являлся), которая по уровню является сопоставимой с заработком, получаемым в период осуществления трудовой деятельности.

Также в постановлении обращается внимание на то, что в условиях Крайнего Севера и приравненных местностей поиск работы представляет определенную сложность. И именно предусмотренная законом выплата нивелирует для работника на период поиска работы негативные последствия, связанные с утратой заработка по основному месту работы.

Заслуживает внимания и то, что КС РФ неоднократно указывает на наличие у законодателя соответствующей дискреции на установление специального порядка выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства в той ситуации, когда у работника имеется работа по совместительству.

Комментарий эксперта

В данном постановлении КС РФ рассматриваются положения ст. 178 и ст. 318 ТК РФ, согласно которым, в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, за работниками сохраняется право на получение от работодателя среднего месячного заработка за период трудоустройства. По общему правилу речь идет о среднем месячном заработке за второй и третий месяц трудоустройства, а в случае работников, уволенных из организации, расположенной в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, — за второй — шестой месяцы трудоустройства.

КС РФ пришел к заключению о неконституционности ст. 178 и ст. 318 ТК РФ в той мере, в которой они лишают уволенного работника права на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства лишь по причине того, что этот работник продолжает выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства.

КС РФ мотивировал свою позицию тем, что после увольнения с основного места работы трудовой договор о работе по совместительству автоматически не трансформируется в трудовой договор об основной работе, даже если он является для работника единственным. Соответственно, уровень совокупного дохода работника после его увольнения с основного места работы существенно снижается, что влечет за собой необходимость для работника поиска иной основной работы.

Поиск такой работы может занимать длительное время, в течение которого уровень материального обеспечения работника и его семьи снижается, и поэтому работник нуждается в материальной поддержке в виде сохранения за ним права на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства по основному месту работы. Только в случае сохранения за работником такой гарантии он сможет реализовать свое конституционное право на выбор работы, максимально соответствующей его образованию, профессии, квалификации и приобретенным навыкам, и не будет вынужден соглашаться на первое предложение о работе.

Данным постановлением КС РФ снимает правовую неопределенность, что должно привести к единообразию практики судов общей юрисдикции и исключению принятия судами прямо противоположных решений на основании разного понимания законоположений.

Кроме того, КС РФ говорит о необходимости внесения соответствующих изменений в ТК РФ. При этом КС РФ отмечает, что такие изменения могут предусматривать дополнительные условия выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства, включая, например, сопоставление размера трудового дохода работника по его работе по совместительству с его утраченным заработком по основному месту работы.

Иными словами, в будущем нас могут ждать существенные изменения в установленный ТК РФ порядок выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников.