Сложный вид цифровых прав — цифровая валюта. Она получила налоговое регулирование

| статьи | печать

29 ноября 2024 г. подписан Федеральный закон № 418-ФЗ, определяющий особенности налогообложения цифровой валюты. Это последний из трех основных видов цифровых прав, который получил свое налоговое регулирование. Ранее были установлены правила обращения и регулирования для цифровых финансовых активов (ЦФА) и утилитарных цифровых прав (УЦП).

Цифровая валюта — это наиболее рискованный и сложный вид цифровых прав. В отличие от ЦФА и УЦП, которые обеспечены связанными с ними правами, денежными средствами или обязательствами поставить товары, работы или услуги, цифровая валюта — это просто код (совокупность электронных данных). Обращение такого кода ничем, кроме технических вопросов выпуска, не обусловлено. Кроме прямо установленных случаев, оборот цифровой валюты резидентами РФ запрещен, а сделки с ней выведены из-под судебной защиты в РФ.

При этом правовой режим допустимого использования цифровой валюты активно развивался во второй половине 2024 г.

  • Измененный до редакции 25.10.2024 Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ официально установил правовой режим майнинга («добычи» цифровой валюты через вычисление), разрешив этот вид деятельности при условии, что большинству пользователей необходимо пройти регистрацию через специальный реестр ФНС России.

  • С принятием Федерального закона от 08.08.2024 № 223-ФЗ Центробанком России предоставлено право устанавливать особые режимы обращения цифровой валюты, в том числе для того, чтобы она могла быть платежным инструментом в ВЭД.

Теперь в дополнение к этим законам приняты поправки в Налоговый кодекс РФ. Федеральный закон от 29.11.2024 № 418-ФЗ (далее — Федеральный закон № 418-ФЗ) вводит следующие системообразующие решения:

а) майнинг сам по себе является источником дохода («добытая» валюта облагается как у физического, так и у юридического лица, даже если налогоплательщик ею не торговал);

б) майнеры не имеют права использовать льготные налоговые режимы по доходу, включая УСН, НПД (самозанятость), ПСН (патент) и АУСН — только ОСН (хотя лица на УСН имеют право участвовать в обороте уже «добытой» валюты);

в) при этом майнинг цифровой валюты и операции по ее реализации освобождены от НДС для всех участников (что во многом роднит цифровую валюту другими финансовыми инструментами).

Также установлено, что:

  • цифровая валюта приравнена для целей налогообложения к имуществу (не является имущественным правом, которое в НК РФ имеет другое регулирование);

  • при продаже цифровой валюты физические лица обладают правом на имущественные и профессиональные вычеты, в том числе в размере фактически понесенных ранее на нее расходов;

  • налоговая стоимость валюты определяется по правилам, схожим с правилами, установленными для ценных бумаг (по состоянию рынка на дату фактического получения дохода).

Административное регулирование

Федеральный Закон № 418-ФЗ вводит дополнительную отчетность для профессиональных участников рынка (операторов майнинга). Такие лица обязаны ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, сообщать в налоговый орган сведения об операциях клиентов, которым он оказывает услуги (форма отчета будет установлена ФНС России).

В целом это соответствует международным стандартам «прозрачности» рынка цифровой криптовалюты, которые рекомендованы ОЭСР. В частности, правила о сборе профессиональными участниками рынка данных по операциям своих клиентов и отчетности, уже установлены в ЕС Регламентом (ЕС) 2023/1113 Европейского парламента и Совета от 31.05.2023 «Об информации, сопровождающей переводы денежных средств и некоторых криптоактивов, и о внесении изменений в Директиву (ЕС) 2015/84».

Более того, международное сообщество постепенно переходит к стандартам межстранового обмена данными по обороту крипто (цифровым) активов (стандарт CARF, курируемый ОЭСР). Будет ли Россия участвовать в нем, когда и в каком объеме — пока до конца непонятно.