Власти пытаются найти подход к регулированию цифровых платформ. Главная задача — обелить этот сегмент рынка, сделав его более прозрачным, и при этом не навредить экономике. Основная проблема заключается в том, что в случае ужесточения контроля более трети онлайн-продавцов готовы уйти с цифровых платформ, и более четверти покупателей грозят последовать за ними. На это указывают опросы участников рынка. Очевидно, что платформенная экономика, как явление абсолютно новое, нуждается в новых принципах регулирования, которые принято сегодня называть умным регулированием.
Ассоциация цифровых платформ 2 декабря провела круглый стол «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования» — первый в серии мероприятий, посвященных определению подходов к регулированию цифровых платформ.
В круглом столе приняли участие представители Минэкономразвития, Минцифры, Минпромторга, Банка России, Госдумы, Центра стратегических разработок, ТПП, профильных ассоциаций, компаний — участников АЦП, а также представители экспертного и научного сообществ. В ходе мероприятия обсуждалось текущее состояние и предмет регулирования цифровых платформ, планируемые изменения в законодательстве, возможные стратегии регулирования отрасли, а также зарубежный опыт в этой области.
Участники круглого стола согласились, что с учетом актуальных вызовов текущей повестки критически важными, приоритетными для взаимоотношений государства и цифровых платформ являются три направления — налоговое администрирование, занятость и легализация трудовых мигрантов.
В ходе обсуждения стороны сошлись во мнении, что платформенная экономика представляет сложность с точки зрения регулирования. Поэтому от государства поступила инициатива подойти к регулированию новой сферы системно, через законопроект о платформенной экономике, что поддерживается отраслью. На первом этапе регулирование предполагается сделать широким, рамочным, основанным на едином понятийном аппарате, учитывая общие принципы функционирования платформенных рынков.
«В этом законопроекте мы постарались упорядочить те тренды и правила поведения, которые на рынке уже есть, которые добросовестные платформы, безусловно, соблюдают.
Среди этих трендов, например, вовлеченность малых и средних предприятий, которые получили удобный доступ сразу же на рынок всей страны. И первое что, конечно, мы хотели бы сделать, это определить единый понятийный аппарат именно на уровне законодательства», — сказал первый заместитель министра экономического развития РФ Максим Колесников.
Системные настройки
Также в ходе мероприятия поднимался вопрос о необходимости настроить оптимальное сочетание, с одной стороны, общего регулирования всех типов цифровых платформ и экосистем, с другой — отдельного регулирования отраслевых и тематических направлений: деятельности маркетплейсов, платформенной занятости, иных типов цифровых платформ и т.д.
При этом говорилось о важности избежать жестких ограничений и избыточного вмешательства в бизнес-процессы, не сломать бизнес-модель и защитить права участников: продавца, покупателя и оператора платформы. По мнению первого заместителя председателя Банка России Владимира Чистюхина, у саморегулирования есть все перспективы распространиться на сегмент цифровых платформ. «Это (более) понятная модель, чем если вначале закон, потом нормативные акты, потом жесткий надзор. Может, мы и придем к этому в конце концов, но дайте вначале развиться».
«Кроме того, платформенная экономика, как явление абсолютно новое, нуждается в иных принципах регулирования, которые принято сегодня называть „умным“ (smart) регулированием. Это синтез разных регуляторных, контрольных и добровольных механизмов: прямого государственного регулирования, саморегулирования и экспериментального, — сказал председатель Наблюдательного совета АЦП Андрей Шаронов.
Участники также отметили, что цифровые платформы — уникальное явление, которое делает экономику более доступной и открытой, помогает эффективному взаимодействию разных участников экономической деятельности.
Стратегию «обеления» примут не все
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с АНО «Цифровая экономика» провел исследование поведения продавцов и покупателей на цифровых платформах (рынки товаров, услуг, аренды жилья).
В рамках опроса респондентам предлагалось оценить три варианта регулирования: верификация паспортных данных продавцов, налоговое агентирование платформ, привязка транзакций к платформе.
В случае введения этих вариантов регулирования продавцы и арендодатели на цифровых платформах независимо от регистрации в 33—40% случаев сообщили, что уйдут с площадки. Это касается как законопослушных продавцов, так и «серых». Особенно респонденты отметили такие моменты, как возможную верификацию паспортных данных и данных о регистрации предпринимательской деятельности. Налоговое агентирование платформ в случае реализации этой меры станет барьером для выхода на цифровые платформы для 26—39% продавцов. А привязка к платформе транзакций вынудит покинуть эту площадку 43% неофициальных продавцов и 34% официальных из опрошенных.
Также основные выводы исследования:
-
В случае ухода продавца с привычной ему цифровой платформы из-за ужесточения требований 27% покупателей пойдут вслед за ним.
-
26% готовы совершить покупку у «серого» продавца, если товар стоит дешевле 1 тыс. руб.; 31% — если дешевле 5 тыс. руб.
-
Выбирая между официальным и неофициальным продавцом, те, кто в принципе допускает покупку у «серого» продавца, в 28% случаев выберут именно его, если цена на необходимый им товар или услугу будет ниже на 25%.
Как перейти на светлую сторону
Заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, выступая на экспертной дискуссии ВЦИОМ «Перейти на светлую сторону: стратегии „обеления“ продавцов на рынках электронной торговли», рассказал, какие стратегии эффективны в развитии отечественного рынка электронной торговли, а какие могут оказать не очень благоприятный эффект.
Спикер отметил, что цифровые платформы обеспечивают прозрачность продаж, вовлекают миллионы МСП, ИП и самозанятых в качестве продавцов товаров и услуг на рынки по всей России и за рубежом, а также служат важным источником информации для госорганов.
По словам А. Данилова-Данильяна, Россия — один из мировых лидеров в области электронной торговли, развития цифровых платформ и сервисов, однако «всегда есть риск, перегнув палку, обратить процесс вспять». Также он обратил внимание, что в последнее время появляется много законодательных инициатив и «зачастую это результат чьего-то влияния, каких-то конкурентных аспектов, а вовсе не глубокой проработки с участниками рынка». Он подчеркнул, что «очень важно не „зажать“ рынок слишком сильно».
«Когда говорят о цифровых платформах, в первую очередь думают о маркетплейсах, но это могут быть и „доски объявлений“, цифровые платформы для оказания услуг, например, сервисы такси. Очень опасно предъявлять универсальные подходы к сложным и многообразным системам, коим являются современные цифровые платформы. Нам кажется, что тут более правильным было бы развивать отраслевое законодательство», — сказал зампред «Деловой России».
В пример он привел принятый недавно закон о такси, также сейчас готовится закон о гостиничных сервисах и закон о цифровых платформах занятости в качестве закона-спутника «большого» закона о занятости в России.
«В законопроекте о платформенной экономике можно было бы оставить только набор основных определений и механизмов, которые рыночное сообщество признает общими для всех. И не пытаться добавить туда все особенности регулирования быстро трансформирующихся цифровых платформ, которые с каждым днем играют все более важную роль в жизни граждан, в том числе обучая азам торговли продавцов и потребителей. На наш взгляд, лучше все-таки двигаться в сторону отраслевого законодательства. Так быстрее будут обеляться все процессы. Сознательность, добросовестность и грамотность в этом вопросе у миллионов людей также будет повышаться более быстрыми темпами», — отметил А. Данилов-Данильян.