Резерв найден. Минэк придумал, как утолить кадровый голод

| статьи | печать

На инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!» министр экономического развития Максим Решетников заявил о наличии в стране больших трудовых резервов и пообещал представить предложения по их вовлечению. Выступление главы ведомства было посвящено мерам, необходимым для достижения запланированного роста экономики в 2025 г. На чем акцентировал внимание чиновник — в материале.

Отвечая на вопрос о потенциале роста экономики и расхождении в прогнозах министерства и Банка России, М. Решетников подчеркнул, что над потенциалом роста надо постоянно работать. В частности, по словам министра, нужно продолжать заниматься вопросами улучшения инвестиционного климата, поддержкой инвестиций, внедрением новых технологий, регулированием платформенной экономики и т.д. «К потенциалу роста не надо относиться как к некой константе, а надо, скорее, концентрироваться на тех мерах, которые способны этот потенциал увеличить. И мы этим занимаемся», — отметил он.

Разницу в прогнозах глава ведомства объяснил тем, что они формировались в разные моменты времени и исходя из разных предпосылок. В частности, прогноз Минэкономразвития формировался, когда был более мягкий прогноз Банка России относительно денежно-кредитных условий. В то же время разработанный базовый сценарий развития экономики в целом соответствует прогнозу, который Центральный банк включил в дезинфляционный сценарий. «Поэтому здесь у нас есть согласованность, хотя понятно, что на предпосылки мы смотрим по-разному», — отметил М. Решетников.

При этом он констатировал, что бизнес очень серьезно относится к тем действиям, которые предпринимает Центральный банк. «И на уровне компаний видим, что идет активный пересмотр инвестиционных программ — они активно сокращаются. Бизнес считает, что период высоких ставок — это среднесрочная перспектива, это не разовая акция и не пик, который был в 2022 г.», — сообщил министр.

В числе приоритетных направлений для взаимодействия с ЦБ М. Решетников выделил регулирование льготных программ, в том числе выдачу новых кредитов, субсидируемых правительством. Речь идет, в частности, о вопросах разделения процентного риска. Также обсуждается масштаб новых заимствований со стороны госкомпаний. Третий значимый фактор, где нужна совместная оценка, — изменение структуры корпоративного долга, включая его переход из иностранных валют в рубли.

Глава Минэка подчеркнул, что российская экономика показала адаптивность, гибкость и способность развиваться, несмотря на все вызовы. «Последние два года мы развиваемся в условиях очень низкой безработицы. Это значит, что рынок труда гибче. Более того, видим там большие запасы, которые можно и нужно вовлечь в экономику. Готовим предложения по этой теме», — поделился он.

На проблемы с кадровым обеспечением на пленарном заседании форума обратил внимание и президент России Владимир Путин. По его словам, о структурных изменениях на рынке труда говорит снижение безработицы в регионах, где она была традиционно высока, а также увеличение занятости среди молодежи до 25 лет. Уровень безработицы в этой группе опустился ниже 9%, хотя в определенное время, и даже совсем недавно, он зашкаливал на 20—25% в некоторых регионах страны.

В целом в России сегодня фиксируется рекордно низкий уровень безработицы — всего 2,3%. На фоне большинства ведущих экономик мира и развивающихся стран этот показатель является минимальным. Для примера глава государства привел следующие цифры: во многих государствах Европы уровень безработицы составляет 7% и выше: в Италии 7,6%, во Франции — 7,3, в Греции — 11, в Бразилии — 8, в Швеции — 7,6%.

По данным группы FinExpertiza, к концу III квартала 2024 г. дефицит кадров в РФ достиг рекордного максимума. На конец сентября российским предприятиям не хватало порядка 2 млн работников. При этом среди обратившихся в органы службы занятости с целью найти работу числилось 391,8 тыс. человек. При теоретическом совпадении спроса и предложения существующий кадровый дефицит мог бы быть закрыт только на одну пятую: соотношение числа «официальных» соискателей и открытых вакансий составило 1 к 5 (или 20 соискателей на 100 вакансий). Это наименьшее значение за весь доступный период наблюдения — с 2005 г.

Если в целом по стране на каждого нетрудоустроенного приходилось по пять вакансий, то в зависимости от региона эта пропорция могла меняться. Максимальный дефицит работников на конец III квартала фиксировался в Амурской области — там на одного незанятого приходилось 28,6 вакансии. Далее следуют Ленинградская область (25 вакансий), Нижегородская область (22,3 вакансии), Тульская область (20,3 вакансии), Орловская область (13,1 вакансии), Татарстан (12,4 вакансии), Белгородская область (10,9 вакансии), Ямало-Ненецкий автономный округ (10,7 вакансии), Московская область (10,6 вакансии) и Калужская область (10,5 вакансии).

Интересно, что в четырех регионах ситуация на рынке труда противоположна общему тренду, то есть фиксируется, наоборот, избыток незанятых граждан. Это Ингушетия (всего 0,01 вакансии на каждого потенциального соискателя), Чечня (0,1 вакансии), а также Тыва и Дагестан (по 0,5 вакансии). Объяснение феномену авторы исследования видят в том, что значительная часть трудоспособного населения в этих регионах работает в неформальном секторе.

Есть ли в России большие кадровые резервы? На этот вопрос ответят эксперты в комментариях.

Комментарий эксперта

Проблема рынка труда России в том, что существует большое количество сфер деятельности с низкими зарплатами и незаполняемыми вакансиями, превращаемыми в дефицит рабочей силы.

Например, хорошо известна проблема дефицита учителей в подмосковных школах, особенно в ближайшем Подмосковье, так как из-за огромной разницы в оплате одинакового труда подмосковные учителя предпочитают найти более оплачиваемую работу в Москве.

С другой стороны, в Москве и прочих крупных городах проживает огромное количество квалифицированных работников с социально-гуманитарными компетенциями, которые с трудом находят работу из-за неудовлетворительных условий труда — низкие зарплаты, плохой социальный климат, зачастую просто обман со стороны работодателей.

Добавим сюда катастрофически низкий уровень автоматизации и роботизации производства на многих предприятиях, включая строительство, столь любимое иммигрантами.

Так что резервы действительно огромные, но для их задействования требуется разворот экономической политики. Пока у нас получается замкнутый круг. Низкий технологический и организационный уровень производства формирует низкую производительность труда. В результате предприниматели не могут платить высокую заработную плату рядовым работникам. Низкие ставки оплаты труда не мотивируют к легальной занятости значительные массы населения. Дефицит рабочей силы не позволяет предпринимателям расширять объемы выпуска и накапливать ресурсы для инвестиций в рост производительности труда.

Эту общую картину подмораживает сверхжесткая денежно-кредитная политика ЦБ, которая лишает компании всяких возможностей для долгосрочных инвестиций в рост производительности труда. Общий вывод: проблема кадров не количественная, а качественная, структурная, институциональная и политико-экономическая.

Комментарий эксперта

Когда ключевые показатели эффективности реализуемых под патронажем Минэка проектов имеют положительные значения только номинально, регулятор переходит на терминологию с непонятной смысловой нагрузкой. Вместо конкретных количественных производственных показателей конкретных предприятий и отраслей появляется производственная культура; вместо дефицитного рынка труда появляются гибкость и резервы, которые можно вовлечь; вместо сверхнизкой производительности труда появляется перенастройка бизнес-процессов и т.д.

Разумеется, никаких реальных проблем экономики данная риторика не решает и не может решать. Рынок труда остается дефицитным, к резервам можно отнести расширение географии хантинга мигрантов с соответствующим повышением стоимости услуг. В целом вполне приемлемая практика при условии эффективного регулирования и наличия работающих механизмов адаптации мигрантов.