Франчайзинг продолжает играть ключевую роль в экономике страны, предоставляя предпринимателям уникальные возможности для роста и расширения. Но несмотря на преимущества, франчайзинг сталкивается с рядом проблем, требующих внимания и обсуждения. Об этом заявил директор Департамента цифровых технологий ТПП РФ Владимир Маслов на конференции «Франчайзинг сегодня: достижения, проблемы, перспективы», организованной Союзом «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата».
В ходе своего выступления В. Маслов указал на важность обсуждения ключевых аспектов франчайзинга, современных достижений в этой области, а также проблем, с которыми сталкиваются как франчайзеры, так и франчайзи. Он подчеркнул, что франчайзинг — эффективный инструмент развития малого и среднего бизнеса.
По словам представителя ТПП, бизнесы, открытые по франшизе, зачастую быстрее окупаются и работают эффективнее, чем предприятия, запущенные с нуля. Спикер также отметил, что работающая франшиза представляет собой проверенную бизнес-модель, однако предостерег от возможных рисков обмана при покупке франшизы, а также рекомендовал предпринимателям тщательно оценивать риски или обращаться за помощью к экспертам.
В завершение своего выступления В. Маслов подчеркнул необходимость комплексной работы по решению разноплановых проблем в области права, финансов и законодательства для повышения эффективности франчайзинга в России. Он также отметил, что Торгово-промышленная палата РФ понимает важность сосредоточения усилий на развитии малого и среднего бизнеса, чтобы помочь начинающим предпринимателям избежать ошибок и потерь.
Несмотря на экономические вызовы, рынок франчайзинга в России продолжает развиваться. По словам руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Юрия Зубова, с января по сентябрь 2024 г. представители российского бизнеса зарегистрировали в Роспатенте 6276 распоряжений правом по договорам коммерческой концессии в отношении товарных знаков. Это, по данным ведомства, на 19% превышает аналогичный показатель прошлого года. Тогда было 5258 таких регистраций.
Как уточнили в службе, инициаторы регистраций — отечественные предприниматели, которые решили тиражировать эффективные бизнес-проекты — «арендовать» успешные бренды. «Франшиза — это эффективная модель развития успешного бизнеса и стандартов качества. Бизнес готов легально использовать известный товарный знак, зная, что рынок ему доверяет. Потребители охотнее покупают товары или пользуются услугами бренда с высокой репутацией, не сомневаясь в их качестве», — пояснил Ю. Зубов.
По его оценке, активность отечественного бизнеса на рынке франчайзинга за пять лет выросла в полтора раза. В 2019 г. российские предприниматели зарегистрировали в Роспатенте более 4,5 тыс. распоряжений правом по договорам коммерческой концессии в отношении товарных знаков, а в 2023 г. их количество составило около 7 тыс.