Все чаще участники ВЭД стали привлекать платежных агентов при оплате импортируемых товаров. Главный вопрос, который возник в связи с этим: подлежат ли данные расходы включению в таможенную стоимость импортируемых товаров? Официальные разъяснения по вопросу включения в таможенную стоимость импортируемых товаров расходов на вознаграждение платежному агенту опубликовал Минфин России (письмо от 01.11.2024 № 27-01-21/106988, далее — письмо, разъяснения). В материале рассмотрим, как этот вопрос рассматривает актуальная судебная практика и какие разъяснения в связи с этим дал Минфин.
Как включаются расходы за агентов в таможенную стоимость товаров?
Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная за эти товары при продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС с учетом положений ст. 40 ТК ЕАЭС и при выполнении условий, указанных в п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС (п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49).
При определении таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок. В стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи, так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров согласно ст. 40 ТК ЕАЭС (п. 3.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283, далее — Правила).
Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, является общей суммой всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному в пользу продавца (п. 3 ст. 39 ТК ЕАЭС).
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств — членов ЕАЭС. Платеж может быть произведен не только посредством перевода денежных средств, но и путем расчетов с использованием финансовых инструментов. Указанные платежи могут осуществляться не только прямо, то есть непосредственно продавцу, но и косвенно, то есть третьему лицу в пользу продавца (п. 5.1 Правил).
В частности, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, добавляются вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории ЕАЭС услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров (подп. 1 «а» п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС).
В целях разъяснения данной нормы Евразийской экономической комиссией на основе Соглашения по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г., включая Пояснительные примечания к нему, а также материалов Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации, утв. решением Коллегии ЕЭК от 15.07.2014 № 112, Положение о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее — Положение).
Согласно п. 2 Положения вознаграждение посредникам (агентам) включается в таможенную стоимость товаров в размере, в котором оно уплачено или подлежит уплате покупателем, но не включено в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары. .Положения законодательства ЕАЭС четко определяют, что вознаграждение за закупку, уплачиваемое покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории ЕАЭС услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров, в таможенную стоимость не включается. Это связано с тем, что оплата такого вознаграждения не является и не может являться затратами продавца и, соответственно, не может включаться продавцом в указанную цену (п. 5 Положения).
В то же время в п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49 отмечено, что таможенная стоимость ввозимых товаров определяется декларантом и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
цитируем документ
При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Пункт 9 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49
Так, например, в одном из дел суд округа установил, что документы, представленные обществом, содержали достаточную информацию для определения таможенной стоимости по методу цены сделки с ввозимыми товарами, цена ввозимого товара была указана в контракте и коммерческих документах без каких-либо условий, являлась фиксированной (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2023 № Ф05-22636/2023 по делу № А40-251721/2022). Таким образом, таможенным органом не была доказана невозможность применения первого метода, а, следовательно, произведенная им корректировка таможенной стоимости была признана неправомерной.
Аналогичные позиции — в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.08.2023 № Ф05-14857/2023 по делу № А40-201042/2022 и пр.
Разъяснения Минфина России: почему они важны?
С целью разрешения проблемы прямых оплат за импортируемые товары российские участники ВЭД стали привлекать так называемых посредников, выполняющих функции платежного агента (далее — платежный агент).
Главный вопрос, который возник у участников ВЭД при этом: подлежат ли данные расходы включению в таможенную стоимость импортируемых товаров (то есть требуется ли уплата таможенных платежей и налогов с этих расходов)?
Как показывает судебная практика, участники ВЭД, исходя из того, что платежные агенты фактически исполняют функции, схожие с банковскими услугами (целью заключения покупателем договора с агентом является техническое обеспечение действий, связанных с приобретением товаров), полагают, что данные расходы на услуги платежных агентов не должны включаться в таможенную стоимость товаров.
Однако в большинстве случаев возникали обоснованные опасения, что деятельность подобных платежных агентов могла быть со стороны таможни отнесена к посредничеству при закупке товара за рубежом, что в силу подп. 1 «а» п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС повлекло бы включение в таможенную стоимость товаров расходов на данных платежных агентов и доначисление таможенных платежей, налогов.
В своем письме Минфин России в первую очередь указал, что платежный агент, как правило, не может рассматриваться в качестве посредника в понимании сущности функций посредника, описанных в Положении, поскольку:
цитируем документ
...функции Платежного агента обычно связаны исключительно с техническим обеспечением перечисления оплаты продавцу товаров, в том числе вызванных трудностями, а в ряде ситуаций — отсутствием возможности перечисления российским покупателем оплаты напрямую продавцу товаров.
В связи с этим, по мнению Минфина России, вопрос включения в таможенную стоимость товаров расходов на вознаграждение платежному агенту должен рассматриваться:
цитируем документ
...в том числе через анализ необходимости включения указанных расходов в состав ЦФУ.
Если товары, приобретаемые в соответствии с внешнеэкономическим договором (товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза), могут быть приобретены независимо от использования услуг платежного агента, то в таком случае расходы на услуги платежных агентов не включаются в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.
Но если товары не могут быть приобретены без заключения договора с платежным агентом, выбранным поставщиком (то есть договор поставки и договор с платежным агентом взаимозависимы), то данные расходы на услуги платежных агентов должны включаться в таможенную стоимость товаров.
Таким образом, ключевым фактором, влияющим на необходимость включения в таможенную стоимость товаров вознаграждения, выплаченного платежному агенту, является то, в чьих интересах действует платежный агент: российского декларанта или иностранного поставщика.
Что говорит об этом судебная практика?
Хотя вопрос достаточно новый, однако в судебной практике уже появились прецеденты, в которых оценивались решения таможенных органов, касающихся необходимости включения вознаграждения агентов (в том числе платежных агентов) в таможенную стоимость товаров.
В деле № А40-19213/2023 суды рассматривали заявление о признании незаконным решения таможенного органа (постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2024 № Ф05-16438/2024 по делу № А40-19213/2023).
В ходе проверки было установлено, что контракт, заключенный между обществом и иностранной компанией, является агентским договором. А следовательно, любые платежи по договору подлежат включению в таможенную стоимость товаров, заявленных в таможенные декларации, поименованных в оспариваемом решении.
Таможенный орган установил, что иностранная компания фактически не является агентом по закупке. Агент действовал не в интересах покупателя, а в интересах продавца. В свою очередь, продавец и иностранная компания являются одним юридическим лицом, следовательно, обществом осуществляется перевод денежных средств в качестве агентских вознаграждений и за поставку товаров в адрес одного и того же юридического лица.
В результате суды пришли к выводу, что вознаграждение агента подлежит включению в таможенную стоимость ввезенных товаров:
цитируем документ
Соответственно, платежи по договору подлежат включению в таможенную стоимость товаров, как если бы это были платежи за поставку товаров.
В то же время в рассмотренных ниже примерах из судебной практики в делах об оспаривании решений таможенных органов суды, установив, что целью заключения договора покупателя товаров с агентом является техническое обеспечение действий, связанных с приобретением товаров (в том числе перечислением платежей в качестве оплаты товаров продавцу товаров), сделали вывод о том, что данные расходы на агентов не является затратами продавца на поставку товара, а потому не должны включаться в таможенную стоимость товаров. Решения таможенных органов признаны недействительными.
Так, в деле № А40-21745/2023 покупатель заключил с иностранной компанией внешнеторговый контракт (постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2023 № Ф0524572/2023 по делу № А4021745/2023).
Во исполнение договора на основании заявки покупателя заявитель на условиях СРТ Москва (Инкотермс 2010) приобрел товары. При ввозе товара на Таможенную территорию Евразийского экономического союза заявитель, выступив в качестве декларанта, подал декларацию на товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и определил таможенную стоимость товара по методу стоимости сделки с ввозимым товаром (метод 1), предусмотренному ст. 39 ТК ЕАЭС.
Однако таможенный орган принял решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров в части определения размера таможенной стоимости товара и определил в соответствии со ст. 45 ТК ЕАЭС и с учетом ст. 42 ТК ЕАЭС по резервному методу (метод 6) определения таможенной стоимости товаров на базе метода по стоимости сделки с однородным товаром.
Общество, не согласившись с выводами органа таможенного контроля, обратилось в суд с заявлением.
Суд округа отметил, что:
цитируем документ
Представленные обществом в таможенный орган документы позволяют идентифицировать ввезенный товар по количеству и с определенностью подтверждают достоверность заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара, которая декларантом определена по 1 методу — стоимость сделки с ввозимыми товарами.
Кроме того, суд установил, что стороны сделки подписали приложения к контракту и ввели тем самым в сделку третье лицо, выступающее в качестве посредника (агента) при переводе денежных средств от покупателя к продавцу. Вознаграждение агента составило 1,3% от стоимости, указанной в инвойсе, и не является затратами продавца на поставку товара. Таким образом, стороны согласовали условия сделки и исполнили, что подтверждается документами, которые заявителем представлены таможенному органу.
В другом деле № А4169101/2023 Арбитражный суд Московского округа в своем постановлении от 18.04.2024 пришел к выводу о том, что расходы продавца на платежного агента по закупке товара за пределами ЕАЭС относятся к исключениям, не подлежащим включению в таможенную стоимость ввозимых товаров в соответствии с положениями п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС и Положением.
цитируем документ
Тем самым расходы на агента по закупке товара за пределами ЕАЭС относятся к исключениям, не подлежащим включению в таможенную стоимость. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 № 112 «Об утверждении Положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» подробнейшим образом рассмотрен данный вопрос и сделан вывод о невключении в таможенную стоимость расходов по оплате услуг посредника (агента), что связано с тем, что оплата такого вознаграждения не является и не может являться затратами продавца и, соответственно, не может включаться продавцом в указанную цену (п. 5 Решения Коллегии ЕЭК).
Суд округа заключил, что вывод судов о занижении таможенной стоимости на 6,62 евро не соответствует подп. 1 «а» п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС и фактическим обстоятельствам дела
В целом можно отметить, что вопрос включения вознаграждения агентов (в том числе платежных агентов) в таможенную стоимость товаров разрешался судами исходя из подходов, впоследствии описанных в разъяснениях Минфина России от 01.11.2024 № 27-01-21/106988.
Вывод
Конечно, данные разъяснения Минфина России обнадеживают российских импортеров в части минимальных рисков доначисления таможенных платежей, налогов за расходы, связанные с вынужденным привлечением платежных агентов, осуществлявших оплату импортируемого товара.
Однако, представляется, следует ожидать, что в ближайшее время на этапе таможенного оформления товаров в ходе проверки достоверности заявленной таможенной стоимости товаров могут дополнительно запрашиваться сведения и документы по оплатам и взаимоотношениям с платежными агентами, а именно как структурированы и формализованы соответствующие условия в агентском договоре и договоре поставки.
Не установив однозначно, действует ли агент в интересах покупателя или продавца, скорее всего, могут появиться решения, касающиеся корректировки таможенной стоимости, которыми таможенную стоимость будут определять в соответствии с 6-м методом определения таможенной стоимости (ст. 45 ТК ЕАЭС)