Уголь не сказал последнего слова. Отрасль нуждается в переосмыслении

| статьи | печать
Уголь не сказал последнего слова. Отрасль нуждается в переосмыслении

Владимир Путин провел совещание с правительством, на котором поручил в кратчайшие сроки разработать меры по поддержке угольной отрасли. Ранее стало известно, что Кузбасс в очередной раз сократит добычу угля по итогам этого года. На фоне этого эксперты-экономисты предложили план по выводу угольной отрасли из кризиса. Они призвали пересмотреть неэффективное субсидирование угольного сектора, которое осуществляется в ущерб высокодоходным отраслям промышленности.

Президент РФ Владимир Путин поручил в кратчайшие сроки разработать меры по поддержке угольной отрасли. Об этом сообщил министр энергетики Сергей Цивилев (экс-губернатор Кузбасса) по итогам совещания президента с правительством, которое состоялось 11 декабря. Эта тема была заявлена в качестве заглавной на встрече с кабинетом министров, и ее обсуждение прошло в закрытом режиме.

С. Цивилев рассказал, что в ходе совещания обсуждалась программа социально-экономического развития Кузбасса, ее продление до 2030 г. По его словам, она будет в кратчайшие сроки доработана и утверждена.

Также 11 декабря прошла прямая линия губернатора Кузбасса Ильи Середюка на которой глава региона заявил, что шахтеры Кузбасса по итогам 2024 г. добудут 196 млн т против 214 млн т в 2023 г., и 240 млн т — в 2018-м. Снижение добычи, по его словам, связано с переориентацией рынков сбыта продукции на восток из-за «недружественных действий западных партнеров». При этом российский уголь востребован в Китае и Индии. И. Середюк отметил, что ритмичность поставок угля на восток сдерживает пропускная способность железной дороги.

«В летние месяцы у нас доходило до 200 составов уже готовой угольной продукции, стояло на железнодорожных путях, мы не могли выйти на Транссиб. Сегодня ситуация улучшается, но вместе с тем мы не выходим на те параметры, которые готовы выдать наши угольщики», — сказал губернатор.

Из-за падения объемов добычи региональный бюджет, по словам губернатора, уже недополучил 56 млрд руб. доходов по налогу на прибыль. По итогам года эта цифра достигнет 65 млрд руб. «Это колоссальные деньги для нашего региона. И то, что мы их лишились, сдерживает наши возможности по развитию», — подчеркнул И. Середюк.

При этом в Кузбассе добывается около половины всего угля страны, а по особо ценным коксующимся маркам — 65%. Власти региона предоставили лицензии на добычу 21 млрд т угля. При существующих темпах освоения месторождений этого ресурса хватит на 90—100 лет, заключил губернатор Кузбасса.

Отрицательный перекос и антикризисный план

Также 11 декабря в Москве прошла экспертная дискуссия Столыпинского клуба. В этот раз темой обсуждения стали перспективы энергетической отрасли в разрезе угольного сектора.

Участники клуба призвали пересмотреть неэффективное субсидирование угольного сектора, которое осуществляется в ущерб высокодоходным отраслям промышленности, не соответствует его вкладу в российский ВВП. Вместо этого они предложили план, который поможет преодолеть кризис и одновременно повысить экспортный потенциал страны.

Проблемы экспорта угля

Основатель проекта N. Trans Lab и эксперт клуба по транспорту и грузоперевозкам Мария Никитина представила доклад «Highway to hell. Перспективы развития российской угольной отрасли». В нем она отметила, что многолетняя практика субсидирования экспорта угля заводит экономику России в тупик. Угольная отрасль, по ее словам, многие годы выступает основным бенефициаром тарифной политики, правил недискриминационного доступа и самой инвестиционной программы РЖД.

«Ключевой причиной такого перераспределения благ внутри российской экономики считается отчаянное социальное положение дел в угольной отрасли. Оно якобы не поддается корректировке нормальными экономическими средствами и бесконечно нуждается в спасении через субсидирование. В первую очередь — за счет транспортной отрасли, железной дороги в частности. Мы хотим развеять миф о социальном тупике в угольной отрасли и предлагаем решение угольной проблемы, которое не ущемляет права других участников рынка грузоперевозок», — отметила М. Никитина.

По ее словам, сейчас заметен существенный дисбаланс между объемами, занимающими транспортную инфраструктуру, и экспортной выручкой, которую приносит уголь. Существующие объемы экспорта угля занимают 25% всех транспортных мощностей России и 44% железнодорожно-транспортных мощностей. При этом вклад угольной отрасли в ВВП составляет всего 0,4%. В то же время в отношении других отраслей — нефтепродуктов, металлов, рынка удобрений — действуют ограничения по вывозу грузов, несмотря на то, что их вклад в ВВП гораздо выше. Для сравнения, нефть занимает 41% экспорта в объемном выражении, в среднем ее вклад в ВВП составляет 44%. Похожая ситуация в секторе черных и цветных металлов: 6% по объему экспорта и 12% по вкладу в ВВП.

Фокус на высокомаржинальность

Как отметила М. Никитина, сегодня Россия остро нуждается в наращивании объемов экспорта, и в первую очередь — экспорта высокомаржинальных грузов, то есть товаров с большой добавленной стоимостью, поскольку их продажа за рубеж способна внести значимый вклад в ВВП страны.

Эксперты клуба предложили отменить беспрецедентное субсидирование экспорта угля через железнодорожный тариф и утвердить приоритет проезда для вывоза высокодоходной промышленной продукции. По их мнению, сокращение квот на вывоз угля по Восточному полигону даже на 10 млн т даст эквивалентный рост перевозок нефтяных грузов, металлов и других высокодоходных грузов с суммарным эффектом для экономики около 444 млрд руб. в год в противовес 56 млрд руб. ВДС от добычи угля. Сейчас же на Восточном полигоне доля угля достигает 70% и продолжает расти, ограничивая экспортный потенциал экономики.

Переориентация и софинансирование

Помимо уменьшения объемов перевозимого угля, участники Столыпинского клуба предложили и меры поддержки угольной отрасли. В числе основных предложений: фокус на развитие углехимической промышленности.

Из угля можно производить практически все продукты, которые можно получать из нефти. В том числе благодаря технологии сжижения угля можно производить топливо — из угля возможно производство углеводородов, метанола и диметилового эфира. Из всего этого можно получать бензин, такая технология доступна и известна с 70-х гг. прошлого века.

Эксперты клуба полагают, что развитие и интенсификация углехимических производств потребуют серьезного стимулирования внутреннего потребления угля за счет глубокой переработки. Однако отмена мер поддержки экспорта помогла бы и насытить предложение угля на внутреннем рынке, что снизило бы цену на уголь и сделало бы более привлекательным развитие углехимии.

Вместе с тем в докладе N. Trans Lab выдвинуто предложение по переносу потенциальных рисков снижения мирового спроса на уголь на непосредственно бенефициаров угольной отрасли. Кроме того, эксперты предлагают повысить порог стоимости вхождения в угольный бизнес.

«Никто не призывает рубить с плеча. Но, возможно, именно сейчас наступил тот подходящий момент, когда нужно вынуть голову из песка, не ожидая, что угольная пирамида обрушится на нас со всей мощью своего драматизма. Нужно встряхнуться и сказать: угольная проблема в России действительно есть. Нужно наконец начать ее решать, а не продолжать работать в условиях из 90-х, не принимая, что ситуация принципиально изменилась во всех аспектах — и в экономическом, и в социальном», — подытожила М. Никитина.


К сведению

По данным Росстата, добыча угля в РФ в январе — октябре 2024 г. снизилась на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 347 млн т. Сальдированный убыток угольных компаний РФ в январе — сентябре 2024 г. составил 91,3 млрд руб. против 380,4 млрд руб. прибыли годом ранее.

В начале мая правительство с целью поддержки предприятий угольной отрасли приняло решение об отмене экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г. В конце августа отмена пошлины была продлена до декабря 2024 г., а в ноябре — до конца 2024 г. Также с декабря 2024 г. отменена пошлина на коксующийся уголь.

С 1 января 2025 г. пошлины на антрацит, коксующийся и энергетический уголь перестанут действовать.

Комментарий эксперта

В настоящее время в разработку введено менее пятой части всех разведанных запасов российского угля, тем не менее этого хватает, чтобы закрывать внутренний спрос и обеспечивать экспорт. В отличие от нефти, для которой негативные эффекты от санкционных ограничений накладываются на устойчивое ухудшение минерально-сырьевой базы: рост доли трудноизвлекаемых запасов, высокая обводненность скважинной продукции и отсутствие большого количества крупных открытий, вызовы угольной отрасли имеют, скорее, транспортно-логистическую природу.

Ключевой логистической сложностью для угледобывающей отрасли является дисбаланс портовых и провозных мощностей. С одной стороны, мы видим профицит портовых мощностей, но обеспечить их 100% загрузку невозможно из-за инфраструктурных ограничений железных дорог: прежде всего перегруженности железнодорожной инфраструктуры на Востоке страны. Растут и затраты на транспортировку угля, причиной тому индексация железнодорожного тарифа и отмена понижающих коэффициентов на экспортные железнодорожные перевозки угля. Одновременно с этим наблюдается увеличение временных затрат на транспортировку морским транспортом и рост расходов на фрахт.

Не стоит забывать и о ценовых вызовах. В этом году экспортные цены на наш энергетический уголь упали до минимума с 2021 г. Одним из основных, если не главным, драйверов этого стало падение спроса на ключевых для нас в настоящее время рынках Индии и Китая. Известно, что в последние годы КНР активно проводит политику поддержки внутренних, локальных, добывающих компаний для стимулирования собственной добычи энергетических углей — сужающийся круг возможностей для зарубежных поставщиков приводит к усилению конкуренции между ними, и у нас, к сожалению, не так много возможностей для маневра. С другой стороны, китайский рынок коксующихся углей сохраняет высокую степень зависимости от зарубежных поставок.

Не менее важен с точки зрения цен и тот факт, что российский уголь продается с дисконтом к мировым сортам; в отличие от нефти, механизм предельной цены на российский уголь не вводился, но сам факт того же европейского эмбарго оказывает существенное давление на цены.