Ветер перемен дует страховому рынку в спину

| статьи | печать

Страховой рынок в России продолжает демонстрировать значительный рост: за девять месяцев 2024 г. он вырос в 1,5 раза, а в III квартале — почти в два раза год к году. Лидерами роста стали инвестиционное и накопительное страхование жизни. При этом чистая прибыль страхового рынка по итогам девяти месяцев 2024 г. сократилась. Вместе с тем рост процентных ставок в экономике по итогам девяти месяцев 2024 г. способствовал увеличению процентных доходов и ограничивал снижение финансового результата страховщиков.

В III квартале 2024 г. объем страховых премий вырос почти в два раза относительно III квартала предыдущего года, а по итогам девяти месяцев 2024 г. рынок увеличился почти в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 2,4 трлн рублей. Такие данные приводит Центробанк в новом обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков.

Мощным драйвером страхового рынка стали сегменты инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ), которые выросли до рекордных значений. В III квартале 2024 г. совокупные сборы в сегменте некредитного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ) увеличились более чем в 4,5 раза г/г, до 651,6 млрд руб., — максимального значения за всю историю наблюдений. Быстрый рост продемонстрировали оба сегмента, при этом темпы роста НСЖ были выше темпов роста ­ИСЖ. По итогам девяти месяцев 2024 г. объем взносов по некредитному страхованию жизни составил 1,1 трлн руб., что почти в три раза выше значения за девять месяцев 2023 г.

Существенный вклад в динамику рынка внес высокий спрос на программы со сроком до одного года с фиксированной доходностью, которая была сопоставима со ставками по банковским вкладам, а также заключение договоров с очень высокой премией. Росла популярность программ со сроком от трех до пяти лет.

В страховании ином, чем страхование жизни, основной рост пришелся на ДМС, автокаско и корпоративные виды страхования. Увеличение сборов ДМС было частично обусловлено переклассификацией части премий в ДМС из другой учетной группы и ростом объемов взносов по страхованию работодателями своих сотрудников. Переклассификация затронула договоры с недорогим покрытием, проданные физическим лицам через банковский канал. Рост популярности ДМС для сотрудников среди работодателей объясняется желанием повысить свою привлекательность в условиях дефицита кадров. В то же время при увеличении числа застрахованных работодатели стремились ограничить свои издержки на ДМС за счет сужения включенного в программы набора рисков.

Заметное снижение взносов показали сегменты кредитного страхования жизни и страхования от несчастных случаев и болезней. Это связано с переходом на коллективные схемы страхования, отказом отдельных банков-партнеров от страхования потребительских кредитов в пользу аналогов, переклассификацией части премий в другие учетные группы, а также снижением объемов выдачи ипотечных кредитов на фоне роста ставок и завершения действия льготной ипотечной программы.

При этом, согласно данным ЦБ, чистая прибыль страхового рынка по итогам девяти месяцев 2024 г. сократилась. Это произошло в связи с уменьшением доходов от инвестиционной деятельности на фоне снижения прибыли от переоценки активов, номинированных в иностранной валюте, и убытков от операций с финансовыми инструментами, полученных из-за снижения цен на долговом рынке и рынке акций. Вместе с тем рост процентных ставок в экономике по итогам девяти месяцев 2024 г. относительно девяти месяцев 2023 г. способствовал увеличению процентных доходов и ограничивал снижение финансового результата страховщиков.

Комментарий эксперта

Период высоких ставок и доходностей в экономике поддерживает рост страхования жизни, так как люди переключаются с потребления на защиту, сбережение и приумножение своих средств, в том числе и на продукты по страхованию жизни. Поэтому страховой рынок растет именно за счет накопительного и инвестиционного страхования жизни (НСЖ и ИСЖ). Сборы по страхованию заемщиков сокращаются вместе со снижением выдачи кредитов на фоне высоких ставок, в том числе это касается ипотеки, где произошло завершение либо ужесточение условий льготных программ. Прогнозируем, что НСЖ останется драйвером роста рынка в следующем году: ожидание постепенного снижения ключевой ставки может стать хорошим инструментом, чтобы зафиксировать высокую доходность на длительный срок. Кроме того, отрасль может поддержать долевое страхование жизни (ДСЖ) — новый инструмент для частных инвесторов, готовых к самостоятельному инвестированию.

Комментарий эксперта

Основными драйверами роста рынка корпоративного страхования стали ДМС и автострахование, а также страхование грузов. Причина роста ДМС — борьба за кадры, уровень безработицы находится на минимуме. Кроме традиционных клиентов — крупного бизнеса, — ДМС становится востребовано у малых и средних предприятий, так как именно ДМС является наиболее востребованной частью соцпакетов. Темп роста рынка ДМС также поддерживает рост расценок медучреждений, хотя зависимость и не линейная. Последняя опубликованная статистика ЦБ показала рост добровольного медицинского страхования работодателем своих работников по итогам девяти месяцев на 13%.

Рынок страхования грузов находится в стадии активного роста как по количеству застрахованных грузоперевозок, так и в части совершенствования самого страхового продукта. Это один из самых быстрорастущих сегментов рынка. Сборы по страхованию грузов по итогам III квартала выросли на 32%. Причин такого быстрого роста несколько: это рост объема грузоперевозок, усложнение логистических цепочек, использование новых маршрутов, в том числе с применением логистической инфраструктуры стран глобального Юга, и, как следствие, рост спроса на страховую защиту грузоперевозок.

Каско показывает двузначные темпы роста в том числе благодаря существенному повышению стоимости автотранспорта и внимательному отношению компаний к финансовой защите автопарков. Отдельно страхование каско юрлиц в статистике ЦБ не выделяется, но в целом рынок каско вырос за девять месяцев на 22,7%. Рынок также поддерживает рост стоимости запчастей, по нашим прогнозам, их удорожание составит в следующем году от 15 до 35% (в зависимости от сценария изменения курса валют и санкционных ограничений).

Комментарий эксперта

Страхование жизни в России — это довольно специфическое направление. В основном оно банкоориентировано. То есть связано с так называемым «вмененным страхованием», когда при взятии кредита банк обязывает вас купить полис страхования. В неопределенные моменты жизни и у физических, и у юридических лиц возникает желание воспользоваться кредитными средствами: чтобы протянуть до зарплаты или сохранить бизнес; запустить потенциально прибыльный проект; успеть купить что-либо до изменения цен и т.д. Поэтому и рост страхования жизни часто связан с изменениями потребительских предпочтений, ожиданиями, а в некоторой степени и страхом.

Кроме того, насколько мне известно, существует определенные недоработки в части ведения статистики. Часто короткие полисы в течение года учитываются несколько раз. И всегда есть возможности по манипулированию статистикой для получения красивой картинки перед хозяевами страховых компаний.

Также не стоит забывать и о том, что с недавнего времени страхование жизни стало более привлекательным продуктом с точки зрения накопления средств. Ведь со вкладов необходимо платить налоги, тогда как с дохода от инвестиционного страхования — нет. Поэтому лично я не считаю, что произошел какой-то коренной перелом или сдвиг в страховании жизни в России. С 2018 г. рынок страхования жизни более-менее находится на одном уровне, демонстрируя в целом умеренный рост.

О ДМС от работодателей также стоит сказать, что значительных изменений нет с 2014 г. Этот вид страхования растет более-менее равномерно, без сильных скачков. Хотя, конечно, конкуренция за удержание сотрудников вносит свои коррективы, разогревая рынок.

В целом я ожидаю сохранение тренда прошлых 5—10 лет, когда эти виды демонстрировали умеренный рост. Ключевая ставка тут будет играть против рынка, снижая объемы кредитования как населения, так и юридических лиц. Современные экономические реалии вносят свои коррективы в корпоративные продажи страховых услуг. Пока это не столь заметно, однако уже проявляются первые жалобы на недоступность кредитных средств (из-за ключевой ставки). Тем не менее я ожидаю, что в 2025 г. мы увидим все тот же небольшой рост корпоративного страхования, как и многие годы назад.

К сожалению, из-за несовершенства статистики ЦБ РФ, а также определенных изменений в ее ведении мы не видим полноценной картины рынка.