Триллионные потери. Во сколько обходятся российскому бизнесу неэффективные коммуникации

| статьи | печать

Эффективность коммуникаций внутри компании напрямую отражается на ее конкурентоспособности, финансовых показателях и устойчивости на рынке. Недавнее исследование Центра коммуникаций и цифровых решений Московской школы управления СКОЛКОВО выявило, что российский бизнес ежегодно теряет до 8,7 трлн руб. из-за плохих коммуникаций. О том, как влияет качество взаимодействия на бизнес-процессы и издержки компаний, а также что нужно для устранения негативных последствий — в этой статье.

Для оценки состояния корпоративных коммуникаций исследователи определили восемь ключевых факторов, требующих внимания управленцев. Среди них: уровень цифровой и технологической зрелости, качество менеджмента и культура лидерства, организационная структура и число управленческих уровней, масштаб компании, особенности корпоративной культуры, наличие формализованных бизнес-процессов, а также культурное и поколенческое разнообразие коллектива.

Опрос, организованный Центром совместно с изданием «Большие идеи», показал, что некачественные коммуникации оказывают прямое влияние на экономические показатели компаний. Они способствуют утрате сделок, провалу переговоров и другим критически важным последствиям. На основе международных данных было сделано предположение, что российский бизнес ежегодно теряет от 7,8 до 8,7 трлн руб. из-за подобных проблем.

В последние три года объем рабочих коммуникаций заметно вырос, что подтвердили две трети респондентов. Несмотря на улучшение взаимодействия в командах и ускорение обмена информацией, общее качество коммуникаций остается низким: руководители и сотрудники оценивают их на «тройку» по пятибалльной шкале.

Половина участников опроса указали, что ежедневно тратят до двух часов на лишние коммуникации, тогда как четверть респондентов сообщили о потерях до пяти часов в день. Руководители отмечают, что ежемесячно вынуждены уделять до 50 часов ненужным совещаниям, перепискам и звонкам. Кроме того, четверть сотрудников считают, что рабочие встречи часто инициируются по незначительным поводам.

Проблемы с коммуникациями — это не просто дефект функциональной системы, а следствие неэффективных процессов и недооценки роли групповой динамики и межличностных отношений. Исследование показало, что на всех уровнях управления происходит утрата ценной информации, а на высших уровнях менеджеры часто не обладают навыками мотивации и выстраивания командной работы, что сказывается на достижении стратегических целей компании.

Неразвитость внутренних коммуникаций также приводит к сложностям в реализации изменений и выполнении стратегических планов. Каждый второй сотрудник признался, что не понимает общую цель компании, не видит плана действий и своего места в нем.

Данные исследования говорят о том, что российские компании, находясь в условиях ограниченной конкуренции, зачастую не уделяют должного внимания оптимизации внутренних коммуникаций. Однако игнорирование этих вопросов в долгосрочной перспективе может привести к снижению операционной эффективности, проблемам с персоналом и репутационным рискам.

Несмотря на масштабы проблемы, потери от неэффективных коммуникаций можно не только подсчитать, но и исправить. Как отмечают авторы исследования, недопонимание неизбежно, особенно в крупных коллективах, однако работа в этом направлении может стать конкурентным преимуществом, обеспечив компании измеримый финансовый результат.


К сведению

Международные исследования: неэффективные коммуникации стоят бизнесу до 13% ВВП

Международные исследования показывают, что неэффективное взаимодействие между сотрудниками и руководством может привести к значительным убыткам.

По данным компании Mitel, потери национальных экономик от плохих коммуникаций варьируются от 7,3 до 13,2% ВВП. Основные потери обусловлены снижением эффективности сотрудников, ошибками в выполнении задач, увеличением времени на поиск информации и конфликтами.

Согласно McKinsey, компании, занимающие последние позиции по эффективности управления, тратят на административные нужды до 11% своей выручки.

Кроме прямых экономических потерь аналитики отмечают косвенные. Так, выгорание снижает вовлеченность, увеличивает текучесть кадров и подрывает производительность. В глобальном масштабе, по оценкам Gallup, это обходится бизнесу в 322 млрд долл. ежегодно.

Комментарий эксперта

Количество коммуникаций закономерно растет — вместе с ростом объема поступающей информации, а ее становится все больше с каждым днем. Свое влияние оказывают и новые форматы работы: многие члены команды теперь работают на удаленке, в гибридном формате или с гибким графиком. Наконец, и проекты, которые инициируют компании, становятся все более сложными и технологичными — потому требуют более тесного и частого взаимодействия. Благо, для этого сейчас есть множество онлайн-инструментов, которые делают коммуникации доступными.

Ошибки менеджмента

Среди ошибок менеджмента, которые приводят к «поломке» коммуникаций, прежде всего стоит выделить непрозрачность общения с подчиненными. Часто руководители думают, что делиться деталями стратегии или трудностями, через которые проходит компания, излишне. В итоге команде приходится довольствоваться слухами и догадками — а это значит, что в коллективе может сложиться искаженная картина о положении дел.

Кроме того, если сотрудники не знают подробностей стратегии развития своей компании и не понимают, куда она движется, они не могут понять, куда двигаться им самим. Как показало исследование, половина опрошенных сотрудников признают, что не видят общей цели, плана действий — и своего места в нем.

Многим членам команды может не хватать обратной связи: они не понимают, как улучшить свою работу, какие усилия стоит приложить и в какой области. А значит, продолжают двигаться по инерции, не получают отдачи и, вероятно, приближаются к выгоранию.

Чтобы вовремя выявлять проблемы в коммуникации и боли сотрудников, стоит сделать взаимодействие с ними регулярным. Назначать индивидуальные встречи, на которых они могут поделиться своими тревогами, задать вопросы и получить обратную связь по проделанной работе. Также руководителю стоит постоянно анализировать качество внутреннего взаимодействия: насколько быстро и эффективно передается информация внутри компании, есть ли узкие места. Важно и работать над своими навыками коммуникации с подчиненными.

Шаги к оптимизации

Чтобы оценить и улучшить качество коммуникаций, первым делом стоит обратить внимание на бизнес-процессы. Именно из-за их плохой организации чаще всего и «ломается» взаимодействие в компании. Улучшить его только при помощи коммуникационных техник вряд ли возможно.

Кроме того, сегодня многие российские компании не считают нужным улучшать рабочие коммуникации и устранять проблемы в них. Они думают, что затраты на исправление ситуации будут выше, чем потери от плохого взаимодействия сотрудников. Такой подход может выглядеть разумным в краткосрочной перспективе, но в будущем компании столкнутся с трудностями в привлечении талантов, снижением эффективности работы и проблемами с персоналом. Так что стоит также обратить внимание, не игнорируете ли вы уже возникшие проблемы.