Эффективность коммуникаций внутри компании напрямую отражается на ее конкурентоспособности, финансовых показателях и устойчивости на рынке. Недавнее исследование Центра коммуникаций и цифровых решений Московской школы управления СКОЛКОВО выявило, что российский бизнес ежегодно теряет до 8,7 трлн руб. из-за плохих коммуникаций. О том, как влияет качество взаимодействия на бизнес-процессы и издержки компаний, а также что нужно для устранения негативных последствий — в этой статье.
Для оценки состояния корпоративных коммуникаций исследователи определили восемь ключевых факторов, требующих внимания управленцев. Среди них: уровень цифровой и технологической зрелости, качество менеджмента и культура лидерства, организационная структура и число управленческих уровней, масштаб компании, особенности корпоративной культуры, наличие формализованных бизнес-процессов, а также культурное и поколенческое разнообразие коллектива.
Опрос, организованный Центром совместно с изданием «Большие идеи», показал, что некачественные коммуникации оказывают прямое влияние на экономические показатели компаний. Они способствуют утрате сделок, провалу переговоров и другим критически важным последствиям. На основе международных данных было сделано предположение, что российский бизнес ежегодно теряет от 7,8 до 8,7 трлн руб. из-за подобных проблем.
В последние три года объем рабочих коммуникаций заметно вырос, что подтвердили две трети респондентов. Несмотря на улучшение взаимодействия в командах и ускорение обмена информацией, общее качество коммуникаций остается низким: руководители и сотрудники оценивают их на «тройку» по пятибалльной шкале.
Половина участников опроса указали, что ежедневно тратят до двух часов на лишние коммуникации, тогда как четверть респондентов сообщили о потерях до пяти часов в день. Руководители отмечают, что ежемесячно вынуждены уделять до 50 часов ненужным совещаниям, перепискам и звонкам. Кроме того, четверть сотрудников считают, что рабочие встречи часто инициируются по незначительным поводам.
Проблемы с коммуникациями — это не просто дефект функциональной системы, а следствие неэффективных процессов и недооценки роли групповой динамики и межличностных отношений. Исследование показало, что на всех уровнях управления происходит утрата ценной информации, а на высших уровнях менеджеры часто не обладают навыками мотивации и выстраивания командной работы, что сказывается на достижении стратегических целей компании.
Неразвитость внутренних коммуникаций также приводит к сложностям в реализации изменений и выполнении стратегических планов. Каждый второй сотрудник признался, что не понимает общую цель компании, не видит плана действий и своего места в нем.
Данные исследования говорят о том, что российские компании, находясь в условиях ограниченной конкуренции, зачастую не уделяют должного внимания оптимизации внутренних коммуникаций. Однако игнорирование этих вопросов в долгосрочной перспективе может привести к снижению операционной эффективности, проблемам с персоналом и репутационным рискам.
Несмотря на масштабы проблемы, потери от неэффективных коммуникаций можно не только подсчитать, но и исправить. Как отмечают авторы исследования, недопонимание неизбежно, особенно в крупных коллективах, однако работа в этом направлении может стать конкурентным преимуществом, обеспечив компании измеримый финансовый результат.
К сведению
Международные исследования: неэффективные коммуникации стоят бизнесу до 13% ВВП
Международные исследования показывают, что неэффективное взаимодействие между сотрудниками и руководством может привести к значительным убыткам.
По данным компании Mitel, потери национальных экономик от плохих коммуникаций варьируются от 7,3 до 13,2% ВВП. Основные потери обусловлены снижением эффективности сотрудников, ошибками в выполнении задач, увеличением времени на поиск информации и конфликтами.
Согласно McKinsey, компании, занимающие последние позиции по эффективности управления, тратят на административные нужды до 11% своей выручки.
Кроме прямых экономических потерь аналитики отмечают косвенные. Так, выгорание снижает вовлеченность, увеличивает текучесть кадров и подрывает производительность. В глобальном масштабе, по оценкам Gallup, это обходится бизнесу в 322 млрд долл. ежегодно.