Динамика роста экономики в текущем году в решающей степени опирается на внутренний спрос — как инвестиционный, так и потребительский, говорится в новом отчете ИНП РАН. Последний, по мнению аналитиков, будет вносить наибольший вклад в формирование экономической динамики в ближайшие три года. При этом, согласно исследованию, действия ЦБ никак не повлияют на планы россиян, которые в равной степени готовы к снятию средств, покупке дорогостоящих товаров и услуг, инвестициям. По оценке экспертов, это свидетельствует о пессимизме в отношении роста цен.
В ИНП РАН подготовили традиционное исследование — выпуск квартального прогноза совместно с Институтом психологии РАН и АННИО «Институт психолого-экономических исследований» (ИПЭИ). На этот раз традиционные разделы бюллетеня дополнены анализом психологического состояния общества и прогнозом его динамики.
Авторы исследования констатируют, что предварительные итоги года свидетельствуют о том, что текущая оценка роста российской экономики по итогам 2024 г. составляет 3,9%. Несмотря на определенное замедление экономической динамики во второй половине года, темпы экономического роста в текущем году превысят показатели 2023 г., когда экономика выросла на 3,6%. Динамика роста экономики в текущем году в решающей степени опирается на внутренний спрос — как потребительский, так и инвестиционный. По оценкам экспертов, рост потребления домашних хозяйств в 2024 г. составит 5,2%, а инвестиций (валового накопления основного капитала) — 6,7%. Совокупный вклад этих двух элементов конечного спроса в формирование ВВП составит 4,2 п.п.
Трехлетний горизонт событий
Основные изменения экономической динамики в 2025 г. будут связаны с существенным снижением вклада инвестиций в формирование ВВП. На фоне жесткой денежно-кредитной политики и общего замедления экономической динамики в наибольшей степени будут сокращаться инвестиции частного сектора. Что касается государственных инвестиций, то они продолжат расти, однако их объема будет недостаточно для того, чтобы обеспечить в 2025 г. совокупный рост инвестиций более чем на 0,3%. В дальнейшем разворачивание цикла национальных проектов и смягчение денежно-кредитной политики должно позволить обеспечить в 2026—2027 гг. рост инвестиций с темпами 2,6—3,7%. В результате совокупный рост инвестиций в 2024—2027 гг. составит 13,9%, а среднегодовые темпы роста — 3,3%.
Больше всего на формирование экономической динамики на всем прогнозном периоде окажет потребительский спрос. В 2024—2027 гг. его вклад в формирование динамики ВВП будет составлять от 1,7 до 2,7 п.п. В 2024 г. рост потребления домашних хозяйств оценивается в 5,2%. При этом рост реальных располагаемых денежных доходов населения составит 6,8%, а реальной заработной платы — 9,2%. В 2025—2027 гг. совокупный рост потребления домашних хозяйств составит 17,2%, а среднегодовые темпы роста — 4,0%.
Наибольший вклад государственного потребления в формирование ВВП прогнозируется в первый год начала реализации нового этапа национальных проектов — в 2025 г. он составит 0,4 п.п. При этом совокупный рост государственного потребления в 2024—2027 гг. составит 6,3%, а среднегодовые темпы роста в этот период — 1,5%.
Фактором снижения экономической активности в 2024 г. становится изменение запасов на фоне ограничений на кредитование оборотного капитала. Отрицательный вклад этого фактора в формирование экономической динамики оценивается в 2024 г. в 0,1 п.п. В последующие годы будет отмечаться восстановление запасов и положительный вклад этого фактора в динамику ВВП.
Экспорт продолжит оставаться под давлением внешних ограничений, и его динамика на всем прогнозном периоде будет сохраняться ниже итоговой динамики ВВП. Это определит относительно слабый положительный вклад экспорта в формирование ВВП в 2024— 2027 гг. на уровне 0,2—0,4 п.п. Среднегодовые темпы роста экспорта составят только 1,6%.
Согласно прогнозу, среднегодовые темпы роста импорта в 2024—2027 гг. составят 3,3%, а его совокупный рост в этот период 14,1%. Таким образом, вклад чистого экспорта в динамику ВВП в 2025—2027 гг. будет отрицательным.
В будущее — с чувством неопределенности
По данным экономико-психологического мониторинга АННИО «Институт психолого-экономических исследований» (ИПЭИ), воспринимаемую неопределенность будущего российской экономики усиливают три фактора:
В ИПЭИ выделяют три фактора, мешающих россиянам сохранять оптимизм и усиливающих чувство неопределенности относительно будущего российской экономики:
-
Представления о недостаточно согласованной политике властей.
-
Нехватка информации о системных целях развития России в экономической и финансовой сферах.
-
Разнящиеся сведения по поводу состояния экономики, идущих от президента страны и политики и комментариев представителей ЦБ.
В целом консервативные финансовые установки определяются пессимистическими инфляционными ожиданиями, а не информацией о действиях регулятора. Лишь 10% участников исследования верят в то, что повышение ключевой ставки Банка России способно снизить инфляцию, а с утверждением о том, что повышение ключевой ставки ЦБ позволяет избежать экономического кризиса, согласились лишь 16%.
Относительно новым фактором психологического состояния общества выступает снижение доверия к информации от Центрального банка (которое в предыдущие периоды было средним) до негативных характеристик при росте общего доверия к правительству и сохранению высокого уровня доверия к президенту. Низкое доверие к регулятору приводит к тому, что публичное обсуждение роста ключевой ставки рассматривается как признак кризиса, оно еще больше усиливает инфляционные ожидания и снижает экономический оптимизм.
Что повышение, что понижение
В исследовании аналитиков РАН описывается проведенный в первой половине декабря этого года онлайн-эксперимент. Его участникам показывали новость с тремя вариантами планов действий регулятора в декабре — повышение ставки до 23%, сохранение на текущем уровне и обещание снизить ее уже в январе без указания конкретных цифр. Как оказалось, никакой разницы в планируемых действиях у представителей трех групп не было.
Все они показали равный уровень готовности к снятию средств, покупке дорогостоящих товаров и услуг, инвестициям в акции, облигации, золото, недвижимость, валюту, криптовалюту и свое дело. По оценке авторов исследования, такое поведение в вопросах, которые должны быть связаны со ставкой, свидетельствует о пессимизме в отношении роста цен, а информация о действиях и намерениях ЦБ ни на что не влияет.