Новые горизонты. Как развивается внешняя торговля России под гнетом санкций

| статьи | печать

В материалах Счетной палаты говорится, что в январе — сентябре 2024 г. сокращение экспорта и импорта товаров стало ключевым фактором, сдерживающим экономическое развитие. Уменьшение товарного экспорта и недостаточное поступление валюты на внутренний рынок способствовали ослаблению курсу рубля, что, в свою очередь, сузило возможности импортеров. Глобальные изменения и ограничительные меры вынуждают Россию адаптировать свою внешнеторговую стратегию. Ситуацию в сфере внешнеэкономических отношений «ЭЖ» обсудила с экспертами.

В текущем году, несмотря на неблагоприятные внешние условия, России удалось стабилизировать показатели внешней торговли. Анатолий Вожов, заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк», считает, что официальные данные говорят о том, что ничего критического в торговле с другими странами не происходит, можно говорить, скорее, о стагнации внешней торговли. По данным ФТС, экспорт товаров из РФ за первые 10 месяцев этого года вырос на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Импорт сократился на 2,7%. Снижение общего показателя внешней торговли составило 0,5%.

«Мировая торговля, несмотря на продолжающиеся торговые войны, чувствует себя неожиданно уверенно. Свежий прогноз Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) сулит торговле рост на 1 трлн долл., или на 3,2% к показателю 2023 г. При этом такой рост наполовину обеспечен ростом экспорта-импорта услуг», — отметил А. Вожов. По его словам, в сравнении с мировыми тенденциями ситуация с внешней торговлей России выглядит несколько хуже.

Вместе с тем текущее отставание в основном связано со снижением импорта, которое вкупе с ростом экспорта приводит к увеличению такого показателя, как «чистый экспорт», — разницы между экспортом и импортом. «Именно этот показатель включается в ВВП. По сравнению с 2023 г. он вырос на 8,3%. Поэтому, несмотря на некоторое снижение объемов внешней торговли за первые 10 месяцев года, ее вклад в рост ВВП увеличился», — уточнил эксперт.

Кроме того, он указал, что в условиях жесточайших и беспрецедентных санкций в отношении нашей страны, достигнутые результаты во внешней торговле можно смело назвать выдающимися. «Конечно, хотелось бы опережающей мировые показатели динамики, хотя бы на уровне общего темпа роста экономики России в 4%. Однако, по мнению Банка России, отечественная экономика находится в стадии перегрева — внутреннее производство не справляется с внутренним спросом. Это означает, что и резервов увеличения товарного экспорта на сегодняшний день у нас нет», — заключил А. Вожов.

Переориентация на новые рынки

«В 2024 г. Россия продолжает испытывать сложности в области внешнеэкономических отношений из-за глобальных экономических и политических изменений. Влияние на экспорт и импорт оказывают такие факторы, как ситуация на мировых рынках, введенные санкции и изменения в торговых потоках», — сказала «ЭЖ» Анастасия Маслова, руководитель отдела развития, Информационные Таможенные Технологии. Она остановилась на том, что в условиях высокой волатильности на рынках и изменяющихся приоритетов Россия активно адаптирует свою стратегию, чтобы сохранять конкурентные позиции.

Так, в I квартале 2024 г. экспорт в страны Европы снизился на 44,3%, до 15,4 млрд долл., тогда как поставки в Азию увеличились на 11,3%, до 76,4 млрд долл. Эти изменения свидетельствуют о переформатировании внешнеэкономических связей России и смещении акцента на азиатские рынки. «Такие данные подчеркивают необходимость новой адаптации внешнеэкономической стратегии России для эффективного управления торговыми потоками и поддержания экономической стабильности», — полагает А. Маслова.

Эксперт также обратила внимание на заметную трансформацию импорта в текущем году под влиянием геополитических условий и санкций со стороны Запада. Россия активно развивает сотрудничество с азиатскими странами, такими как Китай и Индия. В 2024 г. Китай стал крупнейшим поставщиком для России, тогда как импорт из Индии увеличился на 20%, в основном за счет роста закупок фармацевтической продукции и продовольствия.

Особую роль в импорте России играют технологические товары. «В условиях ограничения доступа к западным технологиям страна ищет новые рынки для приобретения оборудования и электроники, развивая партнерство с производителями из Юго-Восточной Азии. Тем не менее на стоимость и доступность импортируемых товаров влияют также логистические факторы и колебания валютных курсов», — отметила А. Маслова.

Евгений Школьный, директор по логистике ГК «ЕТЕ», обратил внимание на то, что в первой половине 2024 г. уменьшение внешнеторгового оборота фиксировалось на уровне 5—6%, и к концу года тенденция к сокращению данного показателя имеет все шансы сохраниться. «Снижение экспортных потоков в первую очередь наблюдается на европейском и западном направлениях (вплоть до 50%), что обусловлено геополитической ситуацией. При этом объемы сотрудничества с азиатскими странами увеличиваются. Перераспределение объемов вывоза товаров за рубеж в восточном направлении — ключевая тенденция текущего года, которая продолжит свое развитие в 2025 г.», — поведал «ЭЖ» эксперт.

Он также отметил, что перераспределение объемов на азиатское и индийское направления наблюдается и в показателях импорта. В текущем году участники рынка наблюдали серьезное сокращение поставок из ЕС и США, при этом увеличение грузопотоков из Китая и Индии фиксировалось вплоть до 20%.

Дмитрий Морковкин, доцент кафедры экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ, сделал акцент на том, что на фоне продолжающегося сокращения экспорта и импорта товаров в России, существенный рост показывает внешнеторговое сальдо. Так, по данным ФТС России, положительное сальдо внешней торговли РФ за январь — сентябрь 2024 г. выросло по сравнению с аналогичным показателем 2023 г. на 11,5%, до 114,9 млрд долл.

Также ученый уделил внимание тому, что волатильность курса рубля к основным мировым валютам — доллару, евро и юаню (так, например, за осень 2024 г. курс рубля к доллару снизился более чем на 20%) пропорционально оказывает влияние на повышение стоимости импортных поставок. «Это ограничивает возможности импортеров, увеличивая их затраты и стоимость импортных компонентов, в том числе для производства товаров для внутреннего рынка. Вместе с тем данное обстоятельство „играет на руку” экспортерам и благоприятно сказывается на показателях бюджетной обеспеченности России», — подытожил Д. Морковкин.

Прогнозы на 2025 г.

Отвечая на вопрос «ЭЖ» о том, как будет развиваться внешняя торговля в будущем году, А. Вожов отметил, что без внутренних резервов увеличения товарного экспорта положительно повлиять на размер нашей внешней торговли в следующем году может только ценовая конъюнктура на основные экспортные товары, прежде всего нефтегазового сектора.

В этом году цены на эти товары находились вблизи уровней 2023 г. «В следующем году такой стабильности может и не наблюдаться. Приход в Белый дом новой администрации высоковероятно обострит торговые отношения США со своими партнерами. Причем это может коснуться не только Китая, но и других стран, имеющих с США положительное сальдо в торговле: Канады, Мексики, Индии, стран ЕС и др.», — полагает А. Вожов.

По мнению эксперта, новые санкционные войны, очевидно, не пойдут на пользу росту мировой экономики, которая и без этого находится не в лучшей форме. Возможное снижение темпов мирового экономического роста в 2025 г. снизит спрос на сырье, что может негативно отразиться на показателях экспорта России.

В ходе опроса «ЭЖ» эксперты отмечали, что то, как будет развиваться ситуация в 2025 г., во многом зависит от политического курса США при Трампе, какой курс выберет его президиум, пока не понятно. «Однако в 2025 г. Россия продолжит процесс диверсификации экономических партнеров и поиск новых рынков для экспорта и импорта. В условиях санкций против России и ограничений поставок из ряда западных стран, я думаю, акцент будет сделан на развитие торговли с Азией, Африкой и Латинской Америкой», — сказала А. Маслова.

Специалисты отмечают, что ситуация остается неопределенной, однако существует надежда на позитивные сдвиги. «Думаю, что все будет во многом зависеть от политики США. У многих людей ощущается надежда, что нас ждут серьезные положительные изменения, и бизнес — не исключение. Если все продолжится в том же ключе, то мы продолжим наблюдать тотальное перетекание объемов в (из) Китай и азиатские страны. Если лед тронется, то я уверен, что в кратчайшие сроки ограничения начнут снимать и бизнес будет реанимировать старые цепочки поставок», — озвучил свой прогноз Е. Школьный.

Если подвести итог, опрос «ЭЖ» показал, что будущее внешней торговли России в 2025 г. остается неясным, однако существуют ожидания улучшения ситуации. Важным фактором останется ценовая конъюнктура на экспортные товары, прежде всего нефть и газ. Эксперты считают, что политическая ситуация в США и возможные торговые напряженности могут оказать влияние на мировую экономику и спрос на сырье. В то же время Россия продолжит диверсификацию внешней торговли, ориентируясь на расширение партнерства с Азией, Африкой и Латинской Америкой, что может компенсировать возможные потери от нестабильности на западных рынках.