Острый кадровый дефицит. В грузоперевозках наметился опасный прогрессирующий тренд

| статьи | печать

Комитет по транспортной логистике «Деловой России» и ассоциация «АвтоГрузЭкс» подвели итоги года в отрасли грузоперевозок. Среди основных обозначенных проблем — рост себестоимости услуг, снижение среднего уровня тарифов на перевозки, резкое увеличение затрат на приобретение техники из-за повышения лизинговых платежей, высокая доля недобросовестных игроков на рынке. Тем временем участники рынка бьют тревогу по поводу острой нехватки водителей и складского персонала и опасаются, что все устойчивые тренды этого года продолжатся.

В Москве прошло расширенное заседание комитета по транспортной логистике «Деловой России» и ассоциации «АвтоГрузЭкс», посвященное итогам года в отрасли грузоперевозок. На мероприятии встретились представители логистической отрасли и ведущих отечественных СМИ. Участники обсудили обострение дефицита кадров в грузоперевозках и логистике, влияние ключевой ставки и последствия повышения утильсбора, в том числе рост цен на технику и устаревание автопарков, а также меры поддержки перевозчиков.

Председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России» и президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов отметил, что по итогам прошлого года себестоимость грузоперевозок увеличилась на 30%, за январь — ноябрь 2024 г. — еще на 10%. Среди причин он назвал повышение затрат на закупку техники из-за роста лизинговых ставок и утильсбора, удорожание техобслуживания, ремонта транспортных средств, а также рост зарплат сотрудников, особенно — водителей грузовиков. Вместе с тем средний уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки (FTL) с начала года снизился на 8,8% и в ноябре составил 66,4 руб. за километр.

«Не менее острая проблема — высокая доля недобросовестных игроков на рынке: их более 60%. Такие компании демпингуют, предоставляя сниженные тарифы за счет оптимизации налогов, сборов, и тем самым создают неравные конкурентные условия на рынке. Увеличение себестоимости перевозок, затрат на закупку техники, снижение рентабельности компаний может привести к уходу с рынка игроков с наименее устойчивым финансовым положением в 2025 г. В результате Россия столкнется с нехваткой техники для доставки грузов по всей стране и резким ростом тарифов на грузоперевозки», — сказал В. Филатов.

Финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский подчеркнул, что одна из основных сложностей, с которыми столкнулись перевозчики в этом году, — резкий рост затрат на приобретение техники из-за повышения лизинговых платежей. Помимо увеличения ключевой ставки ЦБ, это также связано с ростом уровня надбавок, которые устанавливают лизинговые компании более чем в два раза год к году — до 5—6%. В результате средняя ставка лизинга увеличилась на четверть год к году, до 26—27%, и продолжит расти. Так, в 2023 г. средний лизинговый платеж за магистральный тягач грузоподъемностью до 20 т составлял 190 тыс. руб., а в 2025 г. показатель приблизится к 370 тыс. руб. По его словам, в таких условиях компании будут вынуждены приостанавливать обновление автопарков и приобретение новой техники, и уже в 2-м полугодии 2025 г. российский рынок может столкнуться с нехваткой транспортных средств для доставки грузов по всей стране.

Стоит отметить, что сфера логистики по росту зарплат в 2024 г. уступила только энергетической отрасли. Руководитель сектора «Логистика» HH.ru Елена Кашкарова привела данные, согласно которым медианные зарплаты персонала, занятого в перевозках, логистике, складской и внешнеэкономической деятельности, в январе — ноябре этого года выросли на 49% год к году и составили почти 111 тыс. руб. В лидирующей по этому показателю энергетике медианные зарплаты увеличились на 53%, практически до 93 тыс. руб.

Комментарий эксперта

Несмотря на рост ВВП, рынок логистики стагнировал. Сложилась совершенно уникальная ситуация: есть два взаимоисключающих фактора — рост объемов перевозок, с одной стороны, и физическая нехватка персонала, транспорта и складских помещений — с другой. Расходы на обслуживание подвижного состава нашей компании за последние 1,5 года выросли на 30%, и связано это, прежде всего, с инфляцией и падением курса рубля.

Еще один барьер для отрасли — нехватка складских площадей. Во многом их недостаток продиктован непрекращающимся ростом сегмента e-commerce и вынужденным созданием глубины складских запасов, связанным с санкциями. В текущем году рост арендных ставок составил 30%, и в настоящий момент ситуация достигла плато. Цены на рынке аренды в ключевых городах настолько высоки, что арендаторы перестали выдерживать текущие условия. Это по-настоящему серьезный вызов.

Да, по всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит. Особенно остро ощущается нехватка водителей большегрузного транспорта (категории «CE»). В дефиците также складской персонал всех уровней, прежде всего линейного — водители погрузчиков, приемосдатчики, грузчики и т.д.

В результате сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании по России выросли на 30—40%, в Москве в среднем этот показатель вырос с пяти рабочих дней до десяти, а порой и более. Увеличились на 30—40% и зарплатные ожидания кандидатов. Закономерно сегодня фокус в работе с персоналом сместился с привлечения сотрудников на их удержание. И мы, как работодатели, сегодня должны приложить все усилия, чтобы наши сотрудники, приходя в компанию, захотели остаться в ней надолго.

Если говорить про рынок в целом, в прошлом году автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30—40%, и в ближайшее время этот тренд продолжится. По-прежнему будет ощущаться острый кадровый дефицит водителей и складского персонала, большегрузного транспорта, а также свободных современных складских площадей. Одним словом, все устойчивые тренды прошлого года продолжатся.

Комментарий эксперта

Действительно, одной из острых проблем логистической отрасли остается дефицит кадров. За 11 месяцев 2024 г. потребность в работниках склада выросла на 28,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а спрос на водителей категории E увеличился на 41,8%, на водителей категорий В, С — на 41,8% соответственно.

В 2024 г. на фоне инфляции выросла стоимость доставки сборных грузов, в итоге основной проблемой рынка стало повышение тарифов. Снижать цены перевозчики стараются за счет построения оптимальных маршрутов, минимизации простоев машин, увеличения количества загружаемого в транспорт груза. Еще одним вызовом стало повышение утилизационного сбора на импортную технику и рост ключевой ставки на лизинг. Данные факторы могут влиять на снижение продаж грузовиков, а также на увеличение срока эксплуатации транспорта, который уже есть в собственности бизнеса.

Не все компании смогут брать технику по новым ценам и под высокий процент. В то же время это может привести к росту спроса на отечественные автомобили.

Комментарий эксперта

За 2024 г. рынок грузоперевозок претерпел ряд изменений. Изменения вызваны трудностями, с которыми столкнулись компании из-за ряда экономических и политических факторов, а также новых трендов на рынке грузоперевозок. Один из заметных трендов — снижение спроса на услуги грузоперевозок. Тренд обусловлен зачастую ненадежностью работы с компаниями, предоставляющими грузовой транспорт логистическим компаниям без собственного автопарка, в связи с проблемами с персоналом (нехватка персонала, сбои графика выхода сотрудников, большое влияние человеческого фактора) — основная часть персонала в данных компаниях — это мигранты, водители грузовых автомобилей. На данную ситуацию большое влияние оказало ужесточение миграционной политики в стране. В связи с этим часть мигрантов покинула страну, другая часть из них перешла работать в прочие сферы, такие как курьерские службы, склады маркетплейсов.

Второй заметный тренд — переход многих крупных компаний — сетевых ретейлеров от заключения договоров на грузоперевозку с транспортными компаниями к инвестированию в приобретение собственного парка грузовых автомобилей и выполнения грузоперевозок собственными силами.

По нашим прогнозам, в следующем году количество игроков на рынке грузоперевозок сократится, так как большую долю данного рынка представляют компании малого бизнеса, экономика которых не выдержит роста налогов, роста стоимости ГСМ и ряда других факторов.