Комитет по транспортной логистике «Деловой России» и ассоциация «АвтоГрузЭкс» подвели итоги года в отрасли грузоперевозок. Среди основных обозначенных проблем — рост себестоимости услуг, снижение среднего уровня тарифов на перевозки, резкое увеличение затрат на приобретение техники из-за повышения лизинговых платежей, высокая доля недобросовестных игроков на рынке. Тем временем участники рынка бьют тревогу по поводу острой нехватки водителей и складского персонала и опасаются, что все устойчивые тренды этого года продолжатся.
В Москве прошло расширенное заседание комитета по транспортной логистике «Деловой России» и ассоциации «АвтоГрузЭкс», посвященное итогам года в отрасли грузоперевозок. На мероприятии встретились представители логистической отрасли и ведущих отечественных СМИ. Участники обсудили обострение дефицита кадров в грузоперевозках и логистике, влияние ключевой ставки и последствия повышения утильсбора, в том числе рост цен на технику и устаревание автопарков, а также меры поддержки перевозчиков.
Председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России» и президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов отметил, что по итогам прошлого года себестоимость грузоперевозок увеличилась на 30%, за январь — ноябрь 2024 г. — еще на 10%. Среди причин он назвал повышение затрат на закупку техники из-за роста лизинговых ставок и утильсбора, удорожание техобслуживания, ремонта транспортных средств, а также рост зарплат сотрудников, особенно — водителей грузовиков. Вместе с тем средний уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки (FTL) с начала года снизился на 8,8% и в ноябре составил 66,4 руб. за километр.
«Не менее острая проблема — высокая доля недобросовестных игроков на рынке: их более 60%. Такие компании демпингуют, предоставляя сниженные тарифы за счет оптимизации налогов, сборов, и тем самым создают неравные конкурентные условия на рынке. Увеличение себестоимости перевозок, затрат на закупку техники, снижение рентабельности компаний может привести к уходу с рынка игроков с наименее устойчивым финансовым положением в 2025 г. В результате Россия столкнется с нехваткой техники для доставки грузов по всей стране и резким ростом тарифов на грузоперевозки», — сказал В. Филатов.
Финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский подчеркнул, что одна из основных сложностей, с которыми столкнулись перевозчики в этом году, — резкий рост затрат на приобретение техники из-за повышения лизинговых платежей. Помимо увеличения ключевой ставки ЦБ, это также связано с ростом уровня надбавок, которые устанавливают лизинговые компании более чем в два раза год к году — до 5—6%. В результате средняя ставка лизинга увеличилась на четверть год к году, до 26—27%, и продолжит расти. Так, в 2023 г. средний лизинговый платеж за магистральный тягач грузоподъемностью до 20 т составлял 190 тыс. руб., а в 2025 г. показатель приблизится к 370 тыс. руб. По его словам, в таких условиях компании будут вынуждены приостанавливать обновление автопарков и приобретение новой техники, и уже в 2-м полугодии 2025 г. российский рынок может столкнуться с нехваткой транспортных средств для доставки грузов по всей стране.
Стоит отметить, что сфера логистики по росту зарплат в 2024 г. уступила только энергетической отрасли. Руководитель сектора «Логистика» HH.ru Елена Кашкарова привела данные, согласно которым медианные зарплаты персонала, занятого в перевозках, логистике, складской и внешнеэкономической деятельности, в январе — ноябре этого года выросли на 49% год к году и составили почти 111 тыс. руб. В лидирующей по этому показателю энергетике медианные зарплаты увеличились на 53%, практически до 93 тыс. руб.