Комитет по транспортной логистике «Деловой России» и ассоциация «АвтоГрузЭкс» подвели итоги года в отрасли грузоперевозок. Среди основных обозначенных проблем – рост себестоимости услуг, снижение среднего уровня тарифов на перевозки, резкое увеличение затрат на приобретение техники из-за повышения лизинговых платежей, высокая доля недобросовестных игроков на рынке. Тем временем участники рынка бьют тревогу по поводу острой нехватки водителей и складского персонала и опасаются, что все устойчивые тренды этого года продолжатся.
На заседании Совета законодателей РФ председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с острой критикой реализации мусорной реформы. Проект, который изначально задумывался как прорыв в сфере обращения с отходами, превратился в источник новых проблем. Вместо четкой системы сбора, сортировки и переработки отходов страна получила хаос и фактическую бесконтрольность со стороны региональных операторов, чей доход исчисляется сотнями миллиардов рублей. Почему это произошло — разбираемся с экспертом.
Спикер Совета Федерации В. Матвиенко назвала проблемы ЖКХ и обращения с отходами одними из самых острых, подчеркивая их прямое влияние на качество жизни россиян. По ее словам, сообщения на прямую линию с президентом демонстрируют, что значительная часть жалоб связана именно с этими сферами. Это вопросы, которые копились десятилетиями, но сегодня есть все, чтобы их решить: политическая воля, возможности и мотивация.
Сравнив текущее состояние с «авгиевыми конюшнями», В. Матвиенко выразила уверенность, что страна способна системно навести порядок. Она отметила, что заседание Совета законодателей направлено на то, чтобы услышать регионы и выработать единые подходы, позволяющие оперативно находить решения на федеральном уровне. Главное — не только озвучить проблемы, но и сделать реальные шаги для их устранения.
Говоря о сфере обращения с ТКО, председатель СФ отметила, что большие надежды возлагались на так называемую мусорную реформу. «Предполагалось, что по всей стране будет выстроена четкая система по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов. Однако региональные операторы, получающие сотни миллиардов рублей доходов, оказались фактически никому не подотчетны. И что должно было стать реформой, оказалось больше похоже на регресс», — сказала В. Матвиенко.
При этом она отметила, что мусорная реформа получила новый импульс благодаря поддержке заместителя председателя правительства Дмитрия Патрушева. По ее словам, при Минприроды уже создан Федеральный штаб, а в регионах организованы аналогичные структуры под руководством губернаторов. Но проблемы остаются колоссальными: в стране не хватает 172 тыс. контейнерных площадок, 423 тыс. контейнеров и более 1,5 тыс. единиц спецтехники.
Она подчеркнула, что парламентарии активно включились в работу. Сейчас в Госдуме обсуждаются законопроекты о спецтранспорте, контейнерных площадках и утилизации строительных отходов. Кроме того, разработаны инициативы, направленные на борьбу с несанкционированными свалками и создание инфраструктуры для обращения с отходами. Особую активность демонстрируют региональные законодатели, как, например, в Якутии, где предложили законопроект, учитывающий особенности труднодоступных территорий.
Она призвала выходить с инициативами о внесении поправок в федеральное законодательство. «Нужно продолжать донастройку региональной нормативной базы, если там остаются пробелы», — заключила В. Матвиенко.
Жесткую оценку состоянию реформы обращения с отходами дал и вице-премьер Д. Патрушев, заявив, что, несмотря на шесть лет работы и значительный прогресс, динамика изменений во многих регионах остается неудовлетворительной. По его словам, за это время объемы сортировки отходов выросли в пять раз, появились 280 объектов обработки и утилизации, создано около 180 региональных операторов, а в каждом субъекте страны утверждены территориальные схемы. Однако ключевые проблемы реформы продолжают тормозить ее развитие.
«Отрасль на системной основе фактически создается с нуля. Несмотря на определенные результаты, динамика процессов оставляет желать лучшего. В ряде регионов реформа буксует», — сказал Д. Патрушев. Он отметил, что для выхода из тупика необходимо выстраивать четкую вертикаль управления и формировать проактивную позицию регионов.
Одной из приоритетных задач, по мнению вице-премьера, остается цифровизация отрасли. Доработка законопроектов и внедрение новых технологий, по его словам, помогут не только улучшить управление процессами, но и ускорить реализацию ключевых инициатив. Он призвал регионы активнее включаться в работу, чтобы не допустить превращения масштабной реформы в бесконечный процесс. О том, что мешает реформе и какие шаги необходимо предпринять, «ЭЖ» попросила рассказать эксперта.