Надежды не оправдались. Почему провалилась мусорная реформа

| статьи | печать

Комитет по транспортной логистике «Деловой России» и ассоциация «АвтоГрузЭкс» подвели итоги года в отрасли грузоперевозок. Среди основных обозначенных проблем – рост себестоимости услуг, снижение среднего уровня тарифов на перевозки, резкое увеличение затрат на приобретение техники из-за повышения лизинговых платежей, высокая доля недобросовестных игроков на рынке. Тем временем участники рынка бьют тревогу по поводу острой нехватки водителей и складского персонала и опасаются, что все устойчивые тренды этого года продолжатся.

На заседании Совета законодателей РФ председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с острой критикой реализации мусорной реформы. Проект, который изначально задумывался как прорыв в сфере обращения с отходами, превратился в источник новых проблем. Вместо четкой системы сбора, сортировки и переработки отходов страна получила хаос и фактическую бесконтрольность со стороны региональных операторов, чей доход исчисляется сотнями миллиардов рублей. Почему это произошло — разбираемся с экспертом.

Спикер Совета Федерации В. Матвиенко назвала проблемы ЖКХ и обращения с отходами одними из самых острых, подчеркивая их прямое влияние на качество жизни россиян. По ее словам, сообщения на прямую линию с президентом демонстрируют, что значительная часть жалоб связана именно с этими сферами. Это вопросы, которые копились десятилетиями, но сегодня есть все, чтобы их решить: политическая воля, возможности и мотивация.

Сравнив текущее состояние с «авгиевыми конюшнями», В. Матвиенко выразила уверенность, что страна способна системно навести порядок. Она отметила, что заседание Совета законодателей направлено на то, чтобы услышать регионы и выработать единые подходы, позволяющие оперативно находить решения на федеральном уровне. Главное — не только озвучить проблемы, но и сделать реальные шаги для их устранения.

Говоря о сфере обращения с ТКО, председатель СФ отметила, что большие надежды возлагались на так называемую мусорную реформу. «Предполагалось, что по всей стране будет выстроена четкая система по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов. Однако региональные операторы, получающие сотни миллиардов рублей доходов, оказались фактически никому не подотчетны. И что должно было стать реформой, оказалось больше похоже на регресс», — сказала В. Матвиенко.

При этом она отметила, что мусорная реформа получила новый импульс благодаря поддержке заместителя председателя правительства Дмитрия Патрушева. По ее словам, при Минприроды уже создан Федеральный штаб, а в регионах организованы аналогичные структуры под руководством губернаторов. Но проблемы остаются колоссальными: в стране не хватает 172 тыс. контейнерных площадок, 423 тыс. контейнеров и более 1,5 тыс. единиц спецтехники.

Она подчеркнула, что парламентарии активно включились в работу. Сейчас в Госдуме обсуждаются законопроекты о спецтранспорте, контейнерных площадках и утилизации строительных отходов. Кроме того, разработаны инициативы, направленные на борьбу с несанкционированными свалками и создание инфраструктуры для обращения с отходами. Особую активность демонстрируют региональные законодатели, как, например, в Якутии, где предложили законопроект, учитывающий особенности труднодоступных территорий.

Она призвала выходить с инициативами о внесении поправок в федеральное законодательство. «Нужно продолжать донастройку региональной нормативной базы, если там остаются пробелы», — заключила В. Матвиенко.

Жесткую оценку состоянию реформы обращения с отходами дал и вице-премьер Д. Патрушев, заявив, что, несмотря на шесть лет работы и значительный прогресс, динамика изменений во многих регионах остается неудовлетворительной. По его словам, за это время объемы сортировки отходов выросли в пять раз, появились 280 объектов обработки и утилизации, создано около 180 региональных операторов, а в каждом субъекте страны утверждены территориальные схемы. Однако ключевые проблемы реформы продолжают тормозить ее развитие.

«Отрасль на системной основе фактически создается с нуля. Несмотря на определенные результаты, динамика процессов оставляет желать лучшего. В ряде регионов реформа буксует», — сказал Д. Патрушев. Он отметил, что для выхода из тупика необходимо выстраивать четкую вертикаль управления и формировать проактивную позицию регионов.

Одной из приоритетных задач, по мнению вице-премьера, остается цифровизация отрасли. Доработка законопроектов и внедрение новых технологий, по его словам, помогут не только улучшить управление процессами, но и ускорить реализацию ключевых инициатив. Он призвал регионы активнее включаться в работу, чтобы не допустить превращения масштабной реформы в бесконечный процесс. О том, что мешает реформе и какие шаги необходимо предпринять, «ЭЖ» попросила рассказать эксперта.


Комментарий эксперта

По своему масштабу мусорная реформа сопоставима с построением в России углеродного рынка. Обе инициативы — глобальные проекты на стыке экономики и экологии. Но в случае с выбросами парниковых газов государство, бизнес и эксперты сработали в своем союзе на «пятерку», тогда как обращение с ТКО получает неудовлетворительную оценку. «Инструментальные» причины понятны — развитие инфраструктуры не поспевало за амбициозными KPI, надзорные органы на практике не смогли добиться желанного уровня контроля за частными игроками в индустрии, не отличающейся прозрачностью. Сюда же добавим и недостаток технологических решений для перерабатывающих заводов, возникший из-за санкций и ситуации на валютном рынке. Но выше «инструментального» провала находятся «экзистенциальные» причины. Да, все участники процесса — государство, бизнес и эксперты — преследуют свои цели, это нормально. Однако у таких целей нет общего знаменателя, который привел бы все заинтересованные стороны к единому результату, но со своими «выигрышами» по пути. Опять сравню мусорную реформу с «углеродным» законодательством: номинальная цель — сокращение выбросов СО2 — устраивает всех. Государство стремится выполнить свои обязательства перед планетой в целом и своими гражданами в частности, снижая углеродный след своей экономики. Бизнес, хоть и тратит огромные деньги на проекты сокращения выбросов, получает имидж и репутацию, которая монетизируется даже без специализированных финансовых институтов. А у экспертов развязаны руки в пилотировании новых подходов и проектов, ведь они нужны всем.

А что с мусорной реформой? Государство стоит на привычной позиции, стараясь выполнить долг по обеспечению экологического благополучия населения. Но бизнес, который является адресатом государственного посыла, не понимает своей выгоды. Весьма теневая сфера работала по своим правилам, когда федеральный центр пришел в отрасль с новыми порядками, и идти навстречу вполсилы — самая ожидаемая реакция от операторов. Сам мусор не монетизируется ни в прямые деньги, ни хотя бы в имидж и репутацию. Превращать горы ТКО в ценный ресурс не получается из-за отсутствия перерабатывающих мощностей, а общее понимание всей реформации размыто, что затрудняет правильную и выгодную упаковку своих достижений. Увы, но одним из самых очевидных решений при таких раскладах остается жесткая рука — и в контроле, и в разъяснительной работе, и при создании инфраструктуры…

С 2020 по 2023 г. — количество перерабатываемых отходов увеличилось с 7 до 11,9%. В 2024-м — уже 13%.

Фиксируем какую-никакую положительную динамику, но среднегодовой темп роста — чуть более одного процента. Это даже забавно. Более интересные цифры — постройка 280 объектов для обработки и утилизации ­ТКО. Цифры звучат убедительнее, но KPI был в два раза больше. К тому же регулярность вывоза и уровень ответственности операторов проседают куда существеннее, чем в два раза. Большинство инициатив по установлению прозрачности региональных процессов с ТКО не были реализованы по самым разным причинам.

Жесткие штрафы кажутся самым очевидным решением, но внезапное разорение единственных носителей компетенции и инфраструктуры по вывозу отходов может стать шокирующим последствием для всех нас. Задать еще переходный период для подготовки к кратному ужесточению ответственности, привлечь структуры, имеющие опыт в построении систем цифрового мониторинга, обеспечить экспертов возможностью публично делиться своими предложениями по модернизации системы с гарантированным обсуждением перспектив решения — наиболее мягкие треки для движения вперед к обозначенному светлому будущему.