![Михаил Божор](/upload/iblock/498/ppe2gdws9my6dvre0v362hffj2xsb1mv/Bozhor_Mikhail.jpg)
Михаил Божор,
генеральный директор юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры»
Изменения в Закон о рекламе можно условно разделить на три категории: (1) распространение социальной рекламы агрегаторами и сервисами размещения объявлений, (2) введение дополнительного сбора за распространение рекламы и (3) новые требования к рекламе кредитных продуктов.
В рамках первой категории изменений (вступают в силу с 1 марта 2025 г.) на владельца агрегатора товаров и услуг, а также на владельцев информационных ресурсов возложена обязанность по распространению социальной рекламы даже в тех случаях, когда они в принципе не распространяют рекламу.
Соответственно, оператор социальной рекламы теперь сможет требовать от указанных лиц предоставления отчетности об объеме рекламы и количестве посетителей, а также в обязательном порядке заключать с ними договоры на распространение социальной рекламы в указанном количестве. Потребуется также установить определенную Роскомнадзором программу для подсчета количества посетителей. При этом, однако, смягчены требования по предоставлению отчетности в адрес оператора социальной рекламы. Теперь должны отчитываться ресурсы с количеством посетителей не менее 200 тыс.
Таким образом, от действия закона в значительной степени могут пострадать площадки, которые не размещают рекламу (или размещают небольшой объем рекламы), но должны будут создать функционал, позволяющий размещение значительного объема социальной рекламы. За счет необходимости отведения пространства под социальную рекламу, соответственно, вырастет стоимость размещения коммерческой рекламы на таких платформах.
Вторая категория изменений касается участников рекламного рынка. Для рекламораспространителей и операторов рекламных систем вводится дополнительный сбор в бюджет в размере 3% от суммы дохода, полученного от распространения рекламы, направленной на потребителей в РФ.
При этом стоит отметить, что текущая редакция Закона не содержит в себе пояснения, уплачивается ли налог со стоимости «конечного» размещения рекламы в сети или же с каждой транзакции с участием рекламораспространителей и рекламных систем (соответственно, увеличивая общую сумму сбора на каждом этапе). Второй подход может спровоцировать значительное увеличение стоимости распространения рекламы, и, соответственно, усилить рост цен на рекламируемые товары и услуги.
Законом предусмотрено, что полученные средства пойдут на поддержку правообладателей программ из реестра российского ПО и поддержку функционирования информационных ресурсов, определенных правительством. Таким образом, конкретный порядок расходования средств не утвержден, и широкие формулировки позволят направить деньги на финансирование фактически любых информационных систем.