Новый сбор для участников рекламного рынка. С 1 апреля за распространение рекламы в интернете придется заплатить

| статьи | печать

В преддверии 2025 г. были приняты поправки1 в Закон о рекламе, которые существенно меняют регулирование рекламного рынка. Одна из новаций — введение нового сбора для участников рынка рекламы за распространение интернет-рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ. Однако опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты усмотрели сложности с исчислением базы для расчета нового сбора, критериями такой рекламы и контролем за уплатой сбора. Подробнее об этом читайте в материале.


1 Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ.

Комментарий эксперта

Закон вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Плательщиками, в соответствии с Законом, признаются рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые занимаются распространением в интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ.

Под базой для расчета понимается доход, полученный в течение квартала рекламораспространителями или же операторами рекламных систем. При этом Закон не уточняет, что именно подразумевается под доходом для целей исчисления обязательного платежа — выручка или прибыль. В Законе также не установлен момент признания дохода от распространения рекламы для целей обложения его обязательными отчислениями. Проводя аналогию с налоговым законодательством, можно говорить о том, что неясно, по какому методу (кассовому или же начисления) признавать доход, как и то, будет ли исчисление происходить по аналогии с земельным, имущественным и транспортным налогом для физических лиц, или же плательщики будут самостоятельно осуществлять исчисление платежа.

Особого внимания заслуживает то, что российский рекламодатель (юридическое лицо, ИП, физическое лицо), заключивший договор на распространение рекламы в интернете с иностранным юридическим лицом (иностранным гражданином, лицом без гражданства), признается лицом, на которое возложены обязанности по исчислению и удержанию из денежных средств, выплачиваемых иностранцу, обязательных отчислений. В таком случае у российского рекламодателя возникает обязанность проинформировать иностранца о перечислении в бюджет обязательных отчислений.

Проводя аналогию с налоговым законодательством, можно сделать вывод, что указанная схема по своей сути очень напоминает обязанность налогового агента. Главным отличием является то, что агентом по налогу на прибыль или агентом по НДС не может являться физическое лицо. Это отличается от агентирования при отчислении за распространение рекламы в интернете.

По результатам анализа Закона становится видно, что отчисления за распространение рекламы по своей сути и содержанию очень похожи на налог, так как в нем определены общие условия установления налогов и сборов в соответствии со ст. 17 НК РФ.

Комментарий эксперта

Закон вводит новый обязательный сбор за размещение интернет-рекламы, направленной на российскую аудиторию.

Размер сбора составит 3% от суммы квартального дохода (в расчете с начала календарного года), полученного от реализации услуг по распространению интернет-рекламы, направленной на российскую аудиторию.

Дополнительно постановлением правительства будут установлены критерии, позволяющие относить информацию, распространяемую на отдельных информационных ресурсах, к рекламе. Также будет детализирован порядок исчисления и уплаты платежей, и, вероятнее всего, будут определены критерии «направленности на российскую аудиторию».

Исчисление сбора будет осуществляться Роскомнадзором на основании данных ЕРИР, также он будет осуществлять мониторинг за полнотой и своевременностью уплаты обязательных отчислений всеми обязанными лицами.

Обязанность по уплате сбора с доходов распространяется на всех участников рынка интернет-рекламы, включая рекламораспространителей (площадки, размещающие рекламу), операторов рекламных систем, рекламные агентства и посредников, оказывающих услуги по распространению рекламы.

Кроме того, российские рекламодатели, размещающие рекламу, направленную на российскую аудиторию, у иностранных рекламораспространителей, должны самостоятельно удерживать сбор и уведомлять иностранное лицо об этом. Таким образом, исходя из текста Закона, обязанность уплаты сбора с доходов охватывает всех участников цепочки размещения интернет-рекламы. В целом в настоящее время основной сложностью внедрения нового процесса представляется необходимость дополнительного определения критериев «направленности на российскую аудиторию» во избежание неопределенного толкования, а также отсутствие установленной процедуры администрирования и взимания самого сбора. Вероятнее всего, данные вопросы будут закрыты отдельным постановлением правительства.

Комментарий эксперта

Новые правила могут серьезно повлиять на деятельность многих участников рекламного рынка. Круг лиц, которые признаются рекламораспространителями, широк: в него входят сайты в интернете, страницы в социальных сетях, блогеры и т.д. Также обязанными лицами являются и рекламные агенты.

По своему характеру такие отчисления являются неналоговыми платежами, так как их уплата носит обязательный характер, но нормативно они закреплены вне НК РФ.

В изменениях не раскрывается, что считается доходом для целей исчисления обязательных платежей. Это имеет ключевой характер для определения размера платежей. Вместе с тем закон пока не предусматривает прямых исключений в отношении распространения платной рекламы на маркетплейсах. Вероятно, этот момент будет учтен Правительством РФ при издании акта, устанавливающего критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных ресурсах. При этом Закон о рекламе содержит перечень некоторых видов информации, которые к рекламе не относятся. Есть и разъяснения ФАС относительно понятия рекламы и идентификации рекламы на маркетплейсах (например, утвержденные приказом ФАС России от 14.11.2023 № 821/23).

Примечательно, что доходы с собранных отчислений будут направляться не на финансовое обслуживание государственной инфраструктуры в сфере учета интернет-рекламы, а на меры господдержки для иных сфер.

Закон не устанавливает специальную ответственность за нарушение порядка уплаты отчислений. Как отмечал КС РФ в постановлении от 17.07.98 № 22-П, последствием неуплаты обязательных неналоговых платежей является не принудительное изъятие налоговой недоимки, а иная форма ответственности. По всей видимости, в случае неуплаты отчислений рекламораспространители будут привлекаться к общей административной ответственности за нарушение рекламного законодательства, установленной ст. 14.3 КоАП РФ.

Комментарий эксперта

Изменения в Закон о рекламе можно условно разделить на три категории: (1) распространение социальной рекламы агрегаторами и сервисами размещения объявлений, (2) введение дополнительного сбора за распространение рекламы и (3) новые требования к рекламе кредитных продуктов.

В рамках первой категории изменений (вступают в силу с 1 марта 2025 г.) на владельца агрегатора товаров и услуг, а также на владельцев информационных ресурсов возложена обязанность по распространению социальной рекламы даже в тех случаях, когда они в принципе не распространяют рекламу.

Соответственно, оператор социальной рекламы теперь сможет требовать от указанных лиц предоставления отчетности об объеме рекламы и количестве посетителей, а также в обязательном порядке заключать с ними договоры на распространение социальной рекламы в указанном количестве. Потребуется также установить определенную Роскомнадзором программу для подсчета количества посетителей. При этом, однако, смягчены требования по предоставлению отчетности в адрес оператора социальной рекламы. Теперь должны отчитываться ресурсы с количеством посетителей не менее 200 тыс.

Таким образом, от действия закона в значительной степени могут пострадать площадки, которые не размещают рекламу (или размещают небольшой объем рекламы), но должны будут создать функционал, позволяющий размещение значительного объема социальной рекламы. За счет необходимости отведения пространства под социальную рекламу, соответственно, вырастет стоимость размещения коммерческой рекламы на таких платформах.

Вторая категория изменений касается участников рекламного рынка. Для рекламораспространителей и операторов рекламных систем вводится дополнительный сбор в бюджет в размере 3% от суммы дохода, полученного от распространения рекламы, направленной на потребителей в РФ.

При этом стоит отметить, что текущая редакция Закона не содержит в себе пояснения, уплачивается ли налог со стоимости «конечного» размещения рекламы в сети или же с каждой транзакции с участием рекламораспространителей и рекламных систем (соответственно, увеличивая общую сумму сбора на каждом этапе). Второй подход может спровоцировать значительное увеличение стоимости распространения рекламы, и, соответственно, усилить рост цен на рекламируемые товары и услуги.

Законом предусмотрено, что полученные средства пойдут на поддержку правообладателей программ из реестра российского ПО и поддержку функционирования информационных ресурсов, определенных правительством. Таким образом, конкретный порядок расходования средств не утвержден, и широкие формулировки позволят направить деньги на финансирование фактически любых информационных систем.

Комментарий эксперта

Одна из новелл рекламного закона касается обязательных отчислений за распространение рекламы в интернете. Именно эта новость стала самой обсуждаемой в рекламном сообществе, так как рынок ожидал принятие разработанного ФАС законопроекта (ID проекта: 142728) об уточнении понятия рекламы и некоторых оснований, выводящих информацию на сайтах из-под действия Закона о рекламе.

Согласно новому закону рекламораспространители, операторы рекламных систем, а также их посредники будут отчислять от ежеквартальной суммы дохода 3%! Сбор будет направляться в федеральный бюджет и использоваться для государственной поддержки отечественных правообладателей программного обеспечения.

От оплаты сбора освобождены сайты, которыми владеют: теле‑, радиовещатели; информационные агентства; некоторые сетевые издания с государственным или муниципальным участием, субсидируемые, а также если редакция одновременно с сетевой деятельностью издает большими тиражами печатные издания.

Пока не установлена ответственность за неуплату или просрочку перечисления сбора. Возможно, это будут общие положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие начисление штрафа.

Комментарий эксперта

В Законе также уточняются требования к распространению социальной рекламы. Они вступают в силу с 1 марта 2025 года.

Теперь заключение договоров на распространение социальной рекламы является обязательным для следующих лиц: владельца информационного ресурса, владельца агрегатора информации о товарах (услугах), иных рекламораспространителей

Также повышается критерий посещаемости сайта (с 100 тыс. до 200 тыс. пользователей в день), влекущий обязанность владельца сайта направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, способах, формах, средствах распространения рекламы на своих ресурсах, а также прогнозные значения объемов социальной рекламы.

Владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах) также будут обязаны установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети Интернет.

В Законе вводятся отчисления за распространение рекламы в интернете (вступает в силу с 1 апреля 2025 года). Непосредственное исчисление и мониторинг отчислений будет осуществляться Роскомнадзором.

Плательщиком отчислений являются:

— рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые размещают рекламу в Интернете, направленную на российских потребителей

— лица, осуществляющие распространение рекламы по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя

— лица, осуществляющие распространение рекламы в интересах рекламодателя и (или) рекламораспространителя

— российские рекламодатели, заключившие договор на распространение рекламы интернете с иностранным лицом. При этом рекламодатель должен будет известить иностранное лицо об удержании и перечислении в федеральный бюджет обязательных отчислений.

Отчисления рассчитываются исходя из дохода, полученного за один квартал, и составляют 3% от суммы дохода, полученного рекламораспространителем от реализации соответствующих услуг.

Комментарий эксперта

Не исключено, что обязанность уплаты отчислений будет возложена на каждого участника рекламной цепочки, кроме рекламодателя, поскольку, вводя соответствующее требование, Закон не детализирует, что внесение платежа одним из лиц освобождает от соответствующего обязательства других.

Как следствие, одно рекламное размещение может несколько раз облагаться 3%-сбором («каскад»). Например, представляется, в цепочке: «рекламодатель — рекламное агентство №1 — рекламное агентство №2 — 10 блогеров-рекламораспространителей» уплатить 3% от дохода будут обязаны и оба рекламных агентства, и все привлеченные блогеры. Это увеличит затраты рекламодателя, что, в свою очередь, может повлечь рост конечных цен товаров и услуг и/или перераспределение рекламного контента на неконтролируемые ресурсы.

Исчисление сумм и мониторинг их уплаты будет осуществлять Роскомнадзор. Порядок установит Правительство, на данном этапе разъяснения отсутствуют. Возможно, подзаконное регулирование устранит проблему «каскада», а также установит технические особенностей уплаты. Ожидаются и поправки в КоАП РФ в части определения ответственности за неуплату.