Аудиторы Счетной палаты выявили потенциал для совершенствования госрегулирования цен на лекарства. По мнению контролеров, несмотря на то, что текущая система обеспечивает доступность медикаментов для пациентов и медицинских учреждений, она все же содержит резервы для оптимизации, способные сократить бюджетные расходы. Анализ, проведенный ведомством, подтвердил необходимость внедрения более эффективных подходов к закупкам и контролю за обращением лекарств.
Счетная палата провела проверку, чтобы оценить, насколько эффективно государство регулирует цены на лекарства, включая их регистрацию, и насколько рационально используются бюджетные средства на их закупку. Из отчета ведомства следует, что в России за 2021—2023 гг. основные производители лекарств (за исключением субъектов малого предпринимательства) выпустили продукции на сумму 2 364,9 млрд руб.
Анализ показал, что порядок формирования перечней медикаментов, включая перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), является заявительным. Механизм системного обновления перечней отсутствует, что приводит к неэффективности: в 2023 г. 6,9% препаратов из перечня ЖНВЛП не были закуплены заказчиками.
Импортные лекарства и проблемы ценообразования
Еще один аспект, на который обратили внимание аудиторы, — высокая доля импортных лекарств в закупках. За 2021—2023 гг. объем закупок отечественных препаратов составил лишь 41,1% (594,1 млрд руб.), тогда как доля иностранных медикаментов оставалась значительно выше: 56,0% в 2021 г., 60,9% в 2022 г. и 59,6% в 2023 г.
Одним из ключевых инструментов обеспечения доступности жизненно важных лекарств является госрегулирование цен. Для препаратов из перечня ЖНВЛП оно осуществляется через утверждение методики расчета предельных отпускных цен, их государственную регистрацию и ведение специального реестра. Однако аудиторы выявили, что механизм регулирования имеет серьезные недостатки.
В частности, при регистрации цен производители нередко завышают расчетную стоимость, включая в обоснование необоснованные расходы. При этом нормативные акты не предусматривают контроля за достоверностью представленных данных.
Также проверка счетного ведомства выявила, что в ряде случаев предельные цены на лекарства из перечня ЖНВЛП были завышены. Это подтверждается закупками по ценам ниже предельных, а также существующей практикой предоставления производителями бонусов (премий) дистрибьюторам.
Централизация закупок как способ сокращения расходов
На эффективность регулирования цен на лекарства напрямую влияет качество работы информационных ресурсов Минздрава России, которые связаны с единой системой закупок. На данный момент недостатки в размещении информации о препаратах, ограниченный функционал и слабая синхронизация с другими базами данных серьезно мешают внедрению механизма референтных цен для лекарств с взаимозаменяемостью, что негативно отражается на общем уровне прозрачности закупок.
Одной из серьезных проблем рынка закупок препаратов из перечня ЖНВЛП продолжает оставаться низкий уровень конкуренции: в 2023 г. доля закупок у единственного поставщика достигла 86,4%, что свидетельствует о недостаточной эффективности текущих механизмов.
Централизованные закупки лекарств из перечня ЖНВЛП проводятся в 44 регионах, и в 32 из них удалось достичь положительного экономического эффекта: стоимость закупаемых препаратов оказалась на 4,2% ниже, чем при самостоятельных закупках.
Кроме того, доработки требует методика измерения уровня розничных цен на лекарства. Также аудиторы выявили, что существуют серьезные недостатки в текущем механизме регулирования расчета предельных отпускных цен: отсутствует процедура проверки достоверности данных о затратах на производство, которые производители предоставляют в уполномоченные органы. По результатам проверки госаудиторы пришли к выводу, что закупки лекарственных препаратов федеральные учреждения в настоящее время проводят недостаточно эффективно, что приводит к значительным дополнительным расходам бюджета. Решением, по их мнению, может стать централизация закупок для федеральных учреждений, которая позволит оптимизировать процесс, снизить издержки и сократить расходы, связанные с закупками.
Механизм централизованных закупок в 37 субъектах РФ планируется к внедрению, основываясь на успешной практике регионов, уже использующих этот подход. По мнению экспертов, внедрение централизованных закупок на федеральном уровне способно сократить ежегодные затраты на закупку лекарств, повысить прозрачность сделок и сделать систему закупок более эффективной.
Предлагаемые реформы в закупках лекарств
По результатам анализа Счетная палата разработала рекомендации по улучшению ситуации. Так, правительству предлагается поручить Минздраву России совместно с федеральными органами исполнительной власти выполнить ряд мероприятий для улучшения работы с лекарственными препаратами и их закупками.
В частности, до конца 2026 г. провести ревизию информационных баз данных по лекарственному обеспечению, чтобы унифицировать написание характеристик лекарств, актуализировать размещенную информацию и синхронизировать базы между собой. Это необходимо для перехода заказчиков на использование референтных цен при определении начальной максимальной цены контрактов (НМЦК) для взаимозаменяемых лекарственных препаратов.
Также согласно предлагаемому аудиторами плану к июлю 2025 г. Минздрав должен подготовить и внести в Правительство РФ предложения по изменению Правил ведения реестра предельных отпускных цен. Нововведения должны предусматривать случаи, в которых сведения о регистрации или перерегистрации предельной цены на лекарство могут исключаться из государственного реестра без подачи заявления от держателя или владельца регистрационного удостоверения.
Кроме того, до конца 2025 г. совместно с Росздравнадзором Минздрав рекомендуется пересмотреть подходы к мониторингу цен на лекарства. По итогам пересмотра возможно внесение изменений в действующий приказ Минздравсоцразвития России № 277н.
Также Минздраву предписывается до июля 2025 г. предложить регионам меры по повышению эффективности закупок препаратов из перечня ЖНВЛП. Это может быть достигнуто за счет использования механизма централизации закупок с учетом рейтингов регионов по закупочной деятельности и внедрения лучших практик.
Подписывайтесь на «ЭЖ» в телеграм-канале