Требования к рекламе потребительских кредитов будут ужесточены

| статьи | печать

Помимо поправок, которые коснулись введения нового сбора для участников рекламного рынка (см. выпуск «ЭЖ-Юрист» №01 2025), ужесточатся требования к рекламе потребительского кредита. Теперь реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением указанного кредита (займа) должна соответствовать ряду условий. 



Комментарий эксперта

Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ (далее — Закон) установил новые требования к оформлению рекламных материалов в рекламе потребительского кредита. В отношении рекламы услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), а также с пользованием им и его погашением, перестает действовать требование размещать полную информацию об условиях оказания услуг, влияющих на доходы или расходы потребителя (п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе). 

Вместо этого устанавливается правило, согласно которому, если реклама потребительских займов содержит хотя бы одно условие, влияющее на полную стоимость займа (например, подтверждение официального трудоустройства), такая реклама должна соответствовать одному из следующих требований: 

  • реклама должна содержать предупреждение: «изучите все условия кредита (займа)» со ссылкой на официальный сайт кредитной организации, если полные условия кредита изложены на сайте;
  • содержать все условия, влияющие на полную стоимость потребительского кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», в случае невозможности указания на раздел официального сайта.

Такая реклама услуг должна содержать предупреждение: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски». Предупреждение должно транслироваться: 

  • в звуковой форме (радио и т.п.) — не менее 3 секунд;
  • в звуко-визуальной форме (ТВ, кино и т.п.) — не менее 3 секунд, надпись занимает не менее 5% рекламной площади (площади кадра);
  • только в визуальной форме (рекламные стенды, листовки и т.п.): надпись занимает не менее 5% рекламной площади. 

В случае, если реклама потребительского кредита (займа) содержит информацию о процентных ставках, в рекламе должны быть также указаны сведения о диапазонах значений полной стоимости кредита (займа) (ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе). 

Перечисленные выше изменения вступают в силу с 1 марта 2025 года. Договоры на распространение рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности должны быть приведены в соответствие с новым регулированием до 1 сентября 2025 года. 

Комментарий эксперта

Из пояснительной записки к законопроекту №600974-8 усматриваются следующие мотивы принятия поправок об урегулировании вопросов по рекламе потребкредитов:

  • нечитабельность условий кредитования, размещаемых кредитными организациями вводит потребителей в заблуждение;
  • высокий удельный вес выявленных правонарушений от общего их числа в рамках Закона о рекламе;
  • необходимость минимизации влияния рекламы на обращение граждан за получением заемных денежных средств;
  • минимизация импульсивно взятых на себя потребителями кредитных обязательств.

Сравнение первоначальной и фактически принятой редакций позволяет заключить, что достижение публичных целей по снижению статистических показателей закредитованности граждан в процессе принятия закона было несколько ограничено, так как предупреждение: «Оценивайте свои возможности и риски» не получило первоначально заявленных продолжительности не менее 5 секунд и занимаемой в рекламе площади не менее 7 %.

Стоит отметить, что ранее для достижения публичных интересов регулирование оперировало более внушительными категориями размеров отводимого пространства. В ныне недействующей ст. 22 Закона о рекламе в ряде случаев содержались и такие пределы как 5 секунд и 7 % занимаемой площади в случае аудиовизуального распространения, 10 % занимаемой площади в случае распространения визуальным способом.

В новой редакции Закона о рекламе включено также общее правило размещения всех условий предоставления кредита (займа) в разделе официального сайта кредитной организации. В то же время, представляется, что это может усложнить ознакомление с данной информацией граждан, не обладающих познаниями в области информационно-коммуникационных технологий.