Борьба с нелегальной занятостью. Правила ведения реестра работодателей

| статьи | печать

Правительство РФ утвердило правила ведения общедоступного реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости (далее — реестр), установило порядок внесения в него сведений, изменений и исключений информации из реестра (постановление Правительства РФ от 27.12.2024 № 1927).

В постановлении Правительства РФ от 27.12.2024 № 1927 определено, что реестр ведется Рострудом (далее — оператор реестра) с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных. Сведения, содержащиеся в реестре, подлежат размещению на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Отметим, что ведение реестра осуществляется оператором на русском языке в электронном виде с использованием автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере труда.

Регуляторы указали, что основанием для внесения записи в реестр является наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении об уклонении от оформления трудового договора или заключении договора гражданско-правового характера (далее — постановление), фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Оно предусмотрено ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Запись вносится в реестр оператором не позднее 3-го рабочего дня с даты вступления в законную силу постановления. Срок нахождения записи в реестре о работодателе, у которого выявлен факт нелегальной занятости, составляет один год с даты вступления в законную силу постановления.

В реестр вносятся следующие данные о работодателе, у которого выявлен факт нелегальной занятости:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица;

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) дата внесения записи в реестр;

д) основание внесения записи в реестр (номер и дата постановления);

е) сведения о количестве вступивших в законную силу постановлений в отношении работодателя в период нахождения записи о нем в реестре.

Этим данным о работодателе присваивается уникальный номер, имеющий следующую структуру:

а) 1-й и 2-й разряды — последние две цифры календарного года, в котором осуществлено внесение записи в реестр;

б) с 3-го по 8-й разряд — порядковый номер реестровой записи, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года.

В случае возникновения технической ошибки в записи, внесенной в реестр, она исправляется оператором реестра не позднее 3-го рабочего дня со дня ее выявления. Это происходит путем внесения в сведения, содержащиеся в реестре, изменения, обеспечивающего исправление технической ошибки.

Если физическое или юридическое лицо выявило в реестре техническую ошибку, оно вправе направить оператору реестра обращение о ней (далее — обращение). Оно может быть подано на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием электронной подписи, в том числе усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством РФ порядке. В этом случае алгоритм следующий: оператор реестра не позднее 2-го рабочего дня со дня поступления обращения рассматривает его и при подтверждении наличия в реестре технической ошибки не позднее 1-го рабочего дня со дня подтверждения ошибки вносит изменения в сведения. Затем не позднее 3-го рабочего дня со дня подтверждения наличия технической ошибки направляет лицу, направившему обращение, уведомление об исправлении ошибки. При этом применяется та форма, в какой поступило обращение к оператору. Если техническая ошибка не подтвердилась, оператор реестра оставляет запись в реестре без изменения, о чем информирует лицо не позднее 3-го рабочего дня.

Следует обратить внимание на то, что при поступлении судебного акта об отмене вступившего в законную силу постановления, явившегося основанием для включения работодателя в реестр, оператор реестра не позднее 1-го рабочего дня со дня поступления такого судебного акта исключает соответствующую запись из реестра.

При получении от работодателей и органов службы занятости населения, а также в рамках межведомственного взаимодействия информации о ликвидации организации (прекращения физлицом деятельности в качестве ИП) оператор реестра проверяет указанную информацию в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, путем получения выписки через систему межведомственного электронного взаимодействия и (или) в информационных сервисах на официальном сайте ФНС России.

В случае наличия и подтверждения сведений о ликвидации организации (ИП) оператор реестра не позднее 3-го рабочего дня со дня получения информации исключает из реестра соответствующую запись.

В заключении следует отметить, что реестр хранится и обрабатывается с соблюдением требований информационной безопасности, обеспечивающих целостность, доступность и достоверность информации.

Комментарий эксперта

С 1 января 2025 г. вступил в силу очередной акт, который призван помогать в решении вопроса теневой занятости, а именно постановление Правительства РФ от 27.12.2024 № 1927 «Об утверждении Правил ведения реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости».

Какие ситуации можно отнести к теневой (нелегальной) занятости, что является нарушением норм трудового законодательства и влечет наложение административной ответственности в рамках ст. 5.27 КоАП РФ:

  • незаключение трудовых договоров с работниками (устные договоренности);

  • выплата заработной платы в размере МРОТ, остальное — «в конверте»;

  • подмена трудовых отношений гражданско-правовыми;

  • подмена трудовых отношений договорами с самозанятыми.

Ранее мы уже говорили, что другим постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 571 с 12 мая 2024 г. формируются комиссии по выявлению нелегальной занятости. В такие комиссии входят представители ФНС, трудовых инспекций, СФР, профсоюзов и работодателей. Новое постановление — это дальнейшая работа над вопросом.

За соблюдением норм трудового законодательства следят Роструд и Прокуратура. Видимо, контроля было недостаточно, поэтому было принято решение о создании общедоступного реестра недобросовестных работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости. Факт нелегальной занятости должен подтверждаться постановлением о привлечении работодателя к административной ответственности, и попавшая компания может находиться в таком реестре до одного года, если не было зафиксировано повторных нарушений. Оператором такого реестра назначен Роструд.

Зачем нужен этот реестр? Основная задумка заключается в том, чтобы работодатели все-таки следили за своей репутацией. Попадание в такой публичный реестр означает, что любой соискатель может проверить «рейтинг» работодателя, а наличие работодателя в реестре тех, кто закон нарушает, хороших специалистов может отпугивать. Кроме того, у таких работодателей потенциально могут возникнуть проблемы при работе с биржей труда (центрами занятости). Также не исключаются проблемы с налоговыми органами, ведь довольно часто нелегальные схемы работы связаны с занижением налоговой базы, что может повлечь за собой проверки и доначисления. Скорее всего, в дальнейшем список последствий будет расширяться, после того, как будет дана оценка работе самого реестра.